Скачати 0.67 Mb.
1 2 3
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Профессиональная этика» являются формирование у студентов представлений о профессиональной этике психолога, принципах и правилах этичного поведения педагога, этикете делового общения.
- МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
В процессе изучения дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общепрофессиональные:
— способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК -8);
— способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6)
IV. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Вид промежуточной аттестации – зачет с оценкой.
часов
36/36/9
Примечание:
Распределение часов для очной и заочной форм обучения в тематическом плане представлено чрез дробь (54/8).
V. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ БАКАЛАВРОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1
п/п
Дисциплины
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
занят.
раб.
VI. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
МОДУЛЬ 1
Тема 1. Профессиональная этика в структуре этического знания
Понятие морали. Этика как философская теория морали.
Тема 2. Моральные нормы и ценности.
Этические аспекты разных видов деятельности психолога: на примере научно-исследовательской.
Тема 3. Профессиональная этика в психологии
Международные этические правила. Этические кодексы в работе психологов разных стран.
Тема 4. Международные этические правила.
Этические комитеты. Этнические компонеты.
МОДУЛЬ 2.
Тема 5. Профессионально-этические нормы в психодиагностике
Конфиденциальность психодиагностической информации в различных ситуациях исследования.
Тема 6. Правила и алгоритмы этичного поведения психодиагноста.
Нормы и правила этичного поведения консультанта. Конфиденциальность информации.
Тема 7. Профессионально-этические нормы в психологическом консультировании
Границы ответственности психолога и клиента.
Тема 8 Границы компетентности психолога.
Этический кодекс психологов системы образования РФ: проекты разных лет.
МОДУЛЬ 3.
Тема 9. Этика поведения педагога-психолога на рабочем месте
Этические принципы и правила действующего положения о психологической службе.
Тема 10. Региональные кодексы.
Моральные нормы и ценности.
Тема 11. Этикет в работе психолога
Этикет как символическое и ритуальное оформление человеческих отношений.
Тема 12. Этикет делового общения.
Структура этического знания и место профессиональной этики в нем.
VII. ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Занятие 1.
1. Предмет, задачи, основные категории.
2. Принципы, которыми руководствуется общая психология и ее отрасли при изучении психики человека.
3. Понятие личности.
4. Структура личности.
Занятие 2. Общие представления о психике.
1. Какие сложности существуют при определении понятия психика?
2. Специфические свойства и характеристики психики.
3. Функции психики.
4. Совокупность психических явлений, изучаемых в психологии.
Занятие 3. Структура психических явлений.
- Дайте определение психическому процессу, свойству, состоянию.
- Какие психические процессы изучает психология?
- Какие психические состояния изучает психология?
- Дайте определение темперамента, характера, способностей и направленности личности.
Занятие 3. Исследование мнестических и интеллектуальных способностей студентов.
- Исследование непосредственной произвольной памяти.
- Выполнение заданий на исследование процессов обобщения, анализа, синтеза.
Занятие 4. Общение и межличностные отношения.
- Определение общения, модели общения.
- Общение как коммуникация.
- Общение как восприятие и понимание.
- Общение как взаимодействие.
Занятие 5. Общение и межличностные отношения.
Выполнение ряда упражнений на развитие коммуникативных способностей:
- упражнение «Интервью»;
- упражнение «Метафора»;
- упражнение «Качества, важнейшие для общения».
Занятие 6. Барьеры общения и мотивы поведения.
Выполнение упражнений на развитие аттракции (искусство нравиться людям):
- упражнение «Что в имени твоем»…;
- упражнение «Комплимент»;
- упражнение «Как просить, чтобы не отказали».
Занятие 7. Психология вербального и невербального поведения.
Выполнение упражнений на передачу и прием вербальной и невербальной информации:
- упражнение «Передача текста по цепочке»;
- упражнение «Подарок»;
- упражнение «Наводка».
Занятие 8. Психологические и этические особенности проведения деловых бесед и переговоров.
Деловая игра «Переговоры»
Занятие 9. Деловое общение в рабочей группе.
- Социально-психологические особенности рабочей группы.
- Профессиональная зрелость рабочей группы.
- Ограничения, создающие препятствия эффективной работе коллектива.
- Типы взаимоотношений в коллективе.
- Классификация психологических типов личности в коллективе (по В.М. Шепель).
Занятие 10. Факторы и механизмы разрешения конфликтов.
1. Выполнение упражнений на использование различных типов поведения в конфликте:
- упражнение «Предметные позиции»;
- упражнение «Фазовая структура процесса дискуссии».
2. Тест на оценку уровня конфликтности личности.
Занятие 11. Социально-психологические проблемы руководства.
- Роль руководителя в становлении коллектива.
- Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.
- Стили руководства.
- Основные функции руководящей деятельности.
Занятие 12. Профессиональная этикаа: понятия и принципы.
- Мораль, ее функции.
- Этика – учение о морали.
- Основные категории этики.
- Деловой этикет.
Занятие 13. Этика взаимоотношений с клиентом, коллегами и начальством в профессиональной деятельности.
- Золотое правило этики общения.
- Этика делового общения «сверху-вниз».
- Этика делового общения «снизу-вверх».
- Этика делового общения «по горизонтали».
5.. Этика телефонного общения.
6. Этика деловой переписки.
Занятие 14. Профессиональный стресс. Технологии саморегуляциив условиях профессионального стресса.
- Понятие о профессиональном стрессе.
- Динамика профессионального стресса.
- Стрессовые сценарии.
- Профессиональный стресс достижения, конкуренции, успеха, подчинения.
- Деньги и профессиональный стресс.
VIII. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.
- Теоретические предпосылки развития этики и психологии делового общения.
- Познавательные процессы в деятельности профессионала.
- Общение и речь.
- Творчество в профессиональной деятельности.
- Волевые свойства личности профессионала.
- Способности к определенным видам деятельности.
- Общая модель рефлексии по Д.Холмсу.
- Эффект ореола и стереотипизации в формировании первого впечатления.
- Диагностика отношений партнера по общению при помощи невербальных знаков поведения.
- Ошибки восприятия человека человеком в общении.
- Приемы активизации деятельности участников совещания.
- Психологические различия между «Я-высказыванием» и «Ты-высказыванием» в напряженных ситуациях.
- Типы конфликтных личностей.
- Морально-психологический климат в рабочей группе.
- Неформальные отношения между руководителем и подчиненным.
- Современные взгляды на место этики в профессиональном общении.
IX. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ТЕСТЫ
Вариант 1
Тест № 1
Тест № 2
Тест № 3
Тест № 4
Тест № 5
Вариант 2
- Условно отграниченная область познаваемой действительности, которая отличается особыми закономерностями:
объект науки
предмет науки
свойства науки
особенности науки
- Предметом ЭиППД является:
эпические и физиологические стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью
психологическая и нравственная стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью
Этические и деонтологические стороны общения и деятельности людей, занимающихся профессиональной деятельностью.
3. Признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями – методологический принцип ЭиППД:
развития
системности
детерминизма
4. Трактовка отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации — методологический принцип ЭиППД:
развития
системности
детерминизма
5.Акты психической деятельности, имеющие свой объект отражения и свою регулирующую функцию:
психические состояния
психические процессы
психические свойства
6. Наиболее устойчивые характеристики психической организации человека, сохраняющиеся на протяжении длительного периода или всей жизни
психические состояния
психические процессы
психические свойства
7. К познавательным психическим процессам относятся:
мышление
установки
эмоции
8.Стресс относится к:
психическим состояниям
психическим свойствам
психическим процессам
9. Воображение относится к:
психическим состояниям
психическим свойствам
психическим процессам
10. Способности относятся к:
психическим состояниям
психическим свойствам
психическим процессам
11. Характер относится к:
психическим состояниям
психическим свойствам
психическим процессам
12.Сенсорная информация относится психическому процессу:
мышление
воображение
ощущение
память
13.Мнемическая информация относится к психическому процессу:
мышление
воображение
ощущение
память
14. Сосредоточенность сознания на отдельных объектах действительности:
мышление
ощущение
восприятие
память
внимание
15.Совокупность индивидуальных характеристик человека, которые он приобрел в процессе усвоения социально-культурного опыта:
характер
темперамент
способности
личность
16. Взаимодействие людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и эмоционально-оценочного характера:
взаимовлияние
общение
межличностные отношения
17. Субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия людей и сопровождающиеся различными эмоциональными переживаниями.
взаимовлияние
общение
межличностные отношения
межгрупповые связи
18. Сторона общения, состоящая в обмене информацией между людьми:
перцептивная
коммуникативная
интерактивная
19. Сторона общения, состоящая во взаимном познании субъектов общения:
перцептивная
коммуникативная
интерактивная
20. Сторона общения, заключающаяся в организации взаимодействия, совместных действий:
перцептивная
коммуникативная
интерактивная
21. Основа отношения к нам партнера по общению закладывается в первые:
15 минут
15 секунд
30 минут
22. «Эффект ореола»
некритичное восприятие человека
навязчивость порождает отвержение
первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей
23. «Эффект бумеранга»
некритичное восприятие человека
навязчивость порождает отвержение
первая информация о новом человеке оказывается важнее последующей
24.Обратил внимание на то, что общение длжно строиться на основе таких добродетелей как справедливость, рассудительность, благочестие, соблюдение нравственных норм:
Конфуций
Сократ
Платон
Аристотель
25.Рассуждал о человеческих способностях как о функциях души, о психологических чертах характера, о целесообразном поведении человека:
Конфуций
Сократ
Платон
Аристотель
26.О влиянии социокультурных факторов на развитие эмоциональной, когнитивной и волевой сфер человека указывал ведущий отечественный психолог-ученый:
Л.С. Выготский
А.Р. Лурия
С.Л.Рубинштейн
Д.Н. Узнадзе
27. Анализ структуры общения: коммуникативной, перцептивной и интерактивной сторон был проведен:
С.Л. Рубинштейном
М.Г. Ярошевским
Г.М. Андреевой
В.Н. Мясищевым
28. Современное направление в психологии, изучающее закономерности поведения человека называется:
Гештальтпсихология
Психоанализ
Бихевиоризм
Экзистенциализм
29. Понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого:
Перцепция
Аттракция
Аутизм
Аффект
30. Установить благоприятный контакт с другим человеком помогает называние его:
Фамилии
Имени
Прозвища
1 2 3
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция