Литературное чтение

Литературное чтение

Скачати 4.24 Mb.

Сторінка 1/15 Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 4.24 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   15



Пояснительная записка к рабочим программам учителей-предметников
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учётом основной образовательной программы МКОУ «Шатровская НОШ», положения МКОУ «Шатровская НОШ» «О рабочей учебной программе педагога», примерной программы по предмету «Литературное чтение», авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г Горецкого, М. В. Головановой. (образовательная программа «Школа России»). Реализация данной программы предусмотрена на основе системы учебников «Школа России»: Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова «Литературное чтение». Учебники для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011г.

Согласно Федеральному базисному учебному плану на курс «Литературное чтение» выделяется 444ч, из них в 1 классе 36 ч (4 ч в неделю), во 2, 3 и 4 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).

Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным курсом «Обучение грамоте». Объединяются часы учебного плана по русскому языку и литературному чтению. Обучение грамоте составляет 207 часов (9 часов в неделю, 23 учебные недели), из них 115 отводится на предмет «Русский язык» и 92 часа на предмет «Литературное чтение».

Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с её поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая её интерпретацией и преобразованием. Предмет «Литературное чтение» является основой развития у учащихся универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий создаёт возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приёмов познавательной деятельности, общих для осуществления познания предметных областей.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;
  • приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

  • духовно-нравственная – от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;
  • духовно-эстетическая – от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;
  • литературоведческая – от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);
  • библиографическая – от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности литературного чтения:

  • В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся.
  • Способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
  • Эмоциональное восприятие произведения формирует эмоциональную грамотность.

Изучение литературного чтения представляет собой первый этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с русским языком.

Содержание программы носит развивающий, обучающий, личностно – ориентированный характер. При проведении уроков используются беседы, индивидуальные и фронтальные методы обучения, работа в парах и группах, инсценирование.

Программа имеет следующие отличительные особенности по сравнению с примерной и авторской программами по предмету:

  1. Особенность организации образовательного процесса в 1 классе заключается в том, что содержание учебного материала в адаптационный период осваивается в рамках внеурочных форм организации образовательного процесса: целевых прогулок, экскурсий, игр на свежем воздухе и др.
  2. С целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода содержание материала представлено двумя шрифтами в соответствии с уровнями освоения программы. Обычным шрифтом передано содержание материала, определённое ФГОС НОО и подлежащее освоению младшим школьником, т.е. уровень актуального развития. Курсивом передано содержание материала, частично представленного в примерных программах по предмету, и в авторских программах. Этот уровень осваивается учащимися в меру имеющихся способностей, образовательных потребностей, в зоне ближайшего развития.
  3. Конкретизированы требования к уровню усвоения учебного материала обучающимися по разделам программы, детализированы дидактические единицы; в соответствии с ФГОС НОО определены планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО.
  4. Наряду с определёнными авторами методами организации образовательного процесса используются методы критического мышления, и информационно-коммуникационные технологии, позволяющие оптимизировать процесс достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Особенностью контроля обучающихся в 1 классе является безотметочное обучение.

Итоговый контроль уровня достижения планируемых результатов освоения программы во 2-4 классах проводится в форме проверки техники чтения, контрольной работы по литературному чтению.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ОКОНЧАНИИ 1 класса:

Личностные УУД

Ученик научится:

  • самоопределению — системе заданий, ориентирующих младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет;
  • смыслообразованию и нравственно-этической ориентации — тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.

Ученик получит возможность научиться:

  • взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; работать под руководством учителя.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос, и пытаться апеллировать к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • работать с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Ученик получит возможность научиться:

  • проводить анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков;
  • подведению под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе;
  • в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  • выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них.

Ученик получит возможность научиться:

участвовать в диалоге на уроке.

В результате освоения «Литературного чтения» обучающийся научится:

  • понимать содержание произведений, прочитанных в классе;
  • читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
  • понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
  • различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
  • находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКОНЧАНИИ 2 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • действие смыслообразования (интерес, мотивация);
  • действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»);
  • формирование интереса и позитивного отношения к себе и окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);
  • эмоциональное осознание себя и окружающего мира;
  • формирование желания выполнять учебные действия.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материализованной и умственной форме.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

  • владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе чтения незнакомого текста — не меньше 50 слов в минуту;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя);
  • передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций;
  • устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением;
  • составлять план к прочитанному (с помощью учителя);
  • ориентироваться в учебной книге; практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов;
  • рассказывать-импровизировать на заданную тему;
  • отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины.

Коммуникативные УУД

Ученик научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

Ученик научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  • оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  • читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи, определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • читать по ролям литературное произведение;
  • создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Ученик получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  • работать с детской периодикой;
  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДАННОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОКОНЧАНИИ 3 класса:

Личностные УУД

Ученик научится:

  • ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»; 
  • уважению к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов; 
  • освоению личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу;
  • оценке жизненных ситуаций и учебных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей; 
  • уважительному отношению к ответу товарища, принятие разных способов решения, оказание помощи товарищу в поиске допущенной ошибки.

Ученик получит возможность научиться:

  • любознательности, способности самостоятельно действовать, а в затруднительных ситуациях обращаться за помощью к взрослому;
  • принимать заинтересованное участие в образовательном процессе; 
  • умению видеть эстетическую и практическую привлекательность литературного чтения.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД
Ученик научится:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
  • определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя;
  • определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;
  • корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе;
  • использовать в работе литературу, инструменты, приборы;
  • оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях;
  • определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

Познавательные УУД

Ученик научится:

  • ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; 
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
  • представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
  • анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
  • отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем справочников, электронных наглядных пособий.

    Коммуникативные УУД

  • участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное;
  • желанию и навыкам работы в паре, группе при выполнении познавательного и творческого задания; 
  • выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

Ученик получит возможность научиться:

  • критично относиться к своему мнению;
  • понимать точку зрения другого. 

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   15
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий