Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа

Цель – изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний в практической и научной работе
Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа

Скачати 207.26 Kb.

Дата конвертації 16.04.2016 Розмір 207.26 Kb.

Индекс по учебному плану Цикл

Дисциплины по выбору аспиранта

Форма

обучения курс семестр Трудоемкость дисциплины в часах Форма

итогового

контроля Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа

Очная, заочная

3 5 60 40 10 30 20 зачет

1. Цель – изучение структурных основ болезней, их этиологии и патогенеза для использования полученных знаний в практической и научной работе.

Задачи:

  • изучение патологии клетки и общепатологических процессов, совокупностью которых определяются морфологические проявления той или иной болезни;
  • приобретение знаний об этиологии, патогенезе и морфологии
  • болезней на разных этапах их развития (морфогенез), структурных основ выздоровления, осложнений, исходов и отдаленных последствий заболеваний;
  • освоение морфологии и механизмов процессов приспособления и компенсации организма в ответ на воздействие патогенных факторов и меняющихся условий внешней среды;
  • изучение изменений болезней, возникающих как в связи с изменяющимися условиями жизни человека и лечением (патоморфоз), так и вследствие различных манипуляций (патология терапии);
  • ознакомление с принципами методических основ морфологического анализа биопсийного, операционного материала и клинической интерпретации патологоанатомического заключения.

2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:

  • в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин (философия, биоэтика; правоведение; история медицины; латинский язык);
  • в цикле математических, естественнонаучных дисциплин: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; топографическая анатомия и оперативная хирургия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология; микробиология, вирусология; иммунология;
  • в цикле профессиональных дисциплин: гигиена; безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК- 15);

способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего осложнения), с учетом международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояниях (ПК-17);

Знать:

  • термины, используемые в курсе патологической анатомии и патогистологии, и основные методы патологоанатомического исследования;
  • понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней;
  • сущность и основные закономерности общепатологических процессов;
  • характерные изменения внутренних органов при важнейших заболеваниях человека;
  • основы клинико-анатомического анализа, правила построения патологоанатомического диагноза, принципы клинико-анатомического анализа биопсийного и операционного материала.

Уметь:

  • обосновать характер патологического процесса и его клинических проявлениях;
  • осуществлять сопоставление морфологических и клинических проявлений болезней на всех этапах их развития;
  • диагностировать причины, патогенез и морфогенез болезней, их проявления, осложнения и исходы, а также патоморфоз, а в случае смерти — причину смерти и механизм умирания (танатогенез);
  • использовать полученные знания о структурных изменениях при патологических процессах и болезнях при профессиональном общении с коллегами и пациентами.

Владеть:

  • базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
  • макроскопической диагностикой патологических процессов;
  • микроскопической (гистологической) диагностикой патологических процессов;
  • навыками клинико-анатомического анализа.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2______ зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры 5

Аудиторные занятия (всего) 40

В том числе:

Лекции 10 10

Практические занятия (ПЗ) 30 30

Семинары (С) —

Лабораторные работы (ЛР) —

Самостоятельная работа (всего) 20 20

В том числе:

Реферат

Другие виды самостоятельной работы

Внеаудиторная самостоятельная работа 20

Вид итоговой аттестации (зачет, экзамен) зачет

Общая трудоемкость час

зач. ед.

60

2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1. Общая патологическая анатомия. Патогистология.

Введение в патологическую анатомию.

Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.

Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.

2. Повреждение и гибель клеток и тканей. Некроз. Апоптоз. 3 Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. Патология накопления (дистрофии).

Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.

Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.

4 Расстройства крово- и лимфообращения. Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).

Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.

5 Воспаление. Воспаление, общая характеристика.

Острое воспаление. Экссудативное воспаление.

Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).

6 Патология иммунной системы Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.

Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).

7 Процессы регенерации и адаптации. Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия. 8 Опухоли. Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования. 9 Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекц. Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин СРС Все-го

час.

1. Общая патологическая анатомия.

Введение в патологическую анатомию.

1 3

2 6 2. Повреждение и гибель клеток и тканей. 1 3

2 6 3 Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. 1 3

2 6 4 Расстройства крово- и лимфообращения. 1 4

2 7 5 Воспаление. 1 4

3 8 6 Патология иммунной системы 1 3

2 6 7 Процессы регенерации и адаптации. 1 3

2 6 8 Опухоли. 2 4

3 8 9 Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. 1 3

2 6

6. Лабораторный практикум: Не предусмотрен.

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п № раздела дисциплины Тематика практических занятий Трудо-емкость

(час.)

1. Общая патологическая анатомия. Патогистология.

Введение в патологическую анатомию.

Содержание и алгоритм изучения предмета «патологическая анатомия». Этические и деонтологические нормы в патологической анатомии.

Основные этапы истории развития патологической анатомии. Задачи, объекты и методы патологоанатомических исследований. Демонстрация биопсийной лаборатории, патологоанатомического вскрытия.

3 2. Повреждение и гибель клеток и тканей. Некроз. Апоптоз. 3 … Нарушения обмена веществ в клетках и тканях. Патология накопления (дистрофии).

Нарушения белкового, липидного, углеводного обмена.

Мукоидное и фибриноидное набухание. Гиалиновые изменения. Нарушения обмена хромопротеидов (эндогенных пигментов). Нарушения обмена нуклеиновых кислот. Нарушения минерального обмена. Патологическое обызвествление. Образование камней.

3 3 Расстройства крово- и лимфообращения. Нарушение кровенаполнения (полнокровие, малокровие).

Кровотечения, кровоизлияния, плазморрагия. Нарушения лимфообращения и содержания тканевой жидкости. Стаз. Сладж-синдром. Тромбоз. Шок. ДВС-синдром. Эмболия. Ишемия. Инфаркт.

4 4 Воспаление. Воспаление, общая характеристика.

Острое воспаление. Экссудативное воспаление.

Продуктивное и хроническое воспаление. Гранулематозное воспаление. Гранулематозные болезни. Специфические гранулемы (туберкулез, сифилис, лепра, риносклерома).

4 5 Патология иммунной системы Реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Амилоидоз.

Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. СПИД (ВИЧ-инфекция).

3 6 Процессы регенерации и адаптации. Репарация. Заживление ран. Гиперплазия. Гипертрофия. Атрофия. Метаплазия. Дисплазия. Интраэпителиальная неоплазия. 3 7 Опухоли. Введение в онкоморфологию. Основные свойства опухолей. Номенклатура и принципы классификации. Метастазирование. Воздействие опухоли на организм. Опухоли из эпителия. Органоспецифические и органонеспецифические опухоли. Опухоли из тканей — производных мезенхимы, нейроэктодермы и меланинпродуцирующей ткани. Принципы классификации. Клинико-морфологическая характеристика. Особенности метастазирования. 4 8 Патология, связанная с факторами окружающей среды. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Патология, связанная с факторами окружающей среды. Пневмокониозы. Алкогольная интоксикация и алкоголизм. Наркомания, токсикомания. Неблагоприятные последствия диагностики и лечения. Ятрогении. 3

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1.Руководство к практическим занятиям по патологии. / Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2006.

2.Атлас по патологической анатомии. Под ред. Зайратьянца О.В. – М.: ГЭОТАР-Медиа. – 2010.

б) дополнительная литература

  1. Пальцев М.А., Аничков Н.М., Литвицкий П.Ф. Патология человека: Учебник. — В 2-х т.— Изд. 2-е, перераб. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2009.
  2. Патологическая анатомия. Под ред. А.И.Струкова, В.В.Серова. Учебник. Переиздание. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2010.
  3. Патология: курс лекций. Том 1, 2. Под ред. М.А.Пальцева. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2007.
  4. Патология. Руководство. Под ред. М.А.Пальцева, В.С.Паукова, Э.Г.Улумбекова. – М.: ГЭОТАР, 2002.
  5. Атлас патологии Роббинса и Котрана. Клатт Э.К.: пер. с англ. Под ред. О.Д.Мишнева, А.И.Щеголева. – М.: Логосфера, 2010.
  6. Зайратьянц О.В., Кактурский Л.В. Формулировка и сопоставление клинического и патологоанатомического диагнозов. Справочник. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008.
  7. Rapid Review Pathology. 2th ed. / Ed.: E.F.Goljan. — Mosby, 2006.
  8. Robbins Basic Pathology. 8th ed. / V.Rumar, A.C.Abbas, N.Fausto, R.N. Mitchell. — Elsevier, 2007.

в) программное обеспечение: общесистемное и прикладное программное обеспечение.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы — интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины (базы данных с фото- и видеоархивами патологических изменений (макро – и микропрепараты), созданные на кафедрах для ведения лекционного курса и практических занятий).

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Лекционная аудитория; учебные аудитории для проведения практических занятий; патогистологическая лаборатория, архив гистологических препаратов и других учебных пособий.

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, слайдоскоп, видеомагнитофон, ПК, видео- и DVD проигрыватели, мониторы. Доски. Микроскоп с цифровым видеовыходом и компьютер. При наличии собственных патогистологической лаборатории и секционной – их оснащение.

Коллекция макропрепаратов (музей) и микропрепаратов (архив) по всем темам программы; отцифрованные фото- и видеоматериалы для лекций и практических занятий (макро- и микропрепараты); муляжи; учебные таблицы; микроскопы; секционные наборы (инструментарий) и специальная защитная медицинская форма для проведения демонстраций патологоанатомических вскрытий.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Преподавание курса должно проводиться на основе достижений медицины, биологии, генетики, иммунологии, химии и физики, с использованием данных современных методов морфологического исследования (иммуноморфологического, электронномикроскопического, гистохимических, ауторадиографического, методов молекулярной биологии).

Практическим занятиям обязательно предшествуют лекции с демонстрацией фото- и/или видеоматериалов (мультимедийные технологии).

На практических занятиях по каждой теме должны производиться показ и просмотр макро- и микропрепаратов с использованием мультимедийных технологий, микроскопов и музея макропрепаратов, муляжей, учебных таблиц.

Примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:

1. Современные методы исследования в патологической анатомии

2. История отечественной патологической анатомии

3. Апоптоз и другие виды клеточной гибели. Роль в норме и патологии.

4. Проблемы клеточного старения и бессмертия.

5. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Что нового?

6. Проблема ВИЧ-инфекции

7. Современные представления об онкогенезе

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ:

1. Метастазирование злокачественных опухолей осуществляется

вследствие эмболии

микробной

тканевой *

жировой

инородными телами

газовой
2. Для злокачественной опухоли наиболее характерен рост

аппозиционный

экспансивный быстрый

экзофитный

инвазивный *

эндофитный медленный

ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ:

Задача 1. Больной туберкулезом умер от легочно-сердечной недостаточности. На вскрытии обнаружены межуточный миокардит, множественные очажки размером с просяное зерно в легких, печени и селезенке.

Вопросы и задания:

1. Назовите изменения в легких, печени и селезенке.

2. Как называются эти «очажки»?

3. Какую тканевую реакцию они отражают?

4. Что входит в состав данного образования?

5. Каков исход данного образования?

Ответы:

1. Изменения в легких, печени и селезенки называются милиарный туберкулез.

2. «Очажки» называются – гранулемы.

3. Они отражают тканевую реакцию – продуктивную.

4. В состав данного образования входят: казеозный некроз, эпителиоидные клетки, лимфоциты и клетки Пирогова-Лангханса.

5. Исход данного образования – рубцевание.

Задача 2. Мужчина 46 лет, после переохлаждения внезапно почувствовал острую боль в левой половине грудной клетки, одышку, головные и мышечные боли, озноб; температура 39,20С. В клинику поступил на 3-й день болезни. При обследовании выявлено отсутствие дыхания в области верхней доли левого легкого, шум трения плевры, тахикардия, нейтрофильный лейкоцитоз, увеличение СОЭ. Несмотря на проводимое лечение, через 2 недели у больного отмечается кашель с выделением гнойной мокроты, боли в грудной клетке слева, температура 38,50С.

Вопросы и задания:

1. Какое заболевание развилось у больного?

2. Стадия болезни?

3. С чем связан шум трения плевры?

4. Назовите осложнение, развившееся у больного.

5. Перечислите возможные внелегочные осложнения.

Ответы:

  1. У больного развилась долевая пневмония.
  2. Стадия болезни – стадия серого опеченения.
  3. Шум трения плевры связан с фибринозным плевритом.
  4. Осложнение, развившееся у больного — абсцесс легкого.
  5. Возможные внелегочные осложнения: перикардит, медиастинит, перитонит, гнойный артериит, гнойный менингит.

Задача 3. У больного 55 лет в связи с болями в эпигастрии, тошнотой, появлением кала темного цвета (мелены), произведена гастроскопия и в области малой кривизны желудка обнаружено изъязвление диаметром 6 см с валикообразными краями и западающей центральной частью, покрытой серым налетом. Взята биопсия, при исследовании которой обнаружен рак. Произведена операция резекции желудка с большим и малым сальником.

Вопросы и задания:

1. Назовите макроскопическую форму рака желудка.

2. Какой рост по отношению к просвету желудка для нее характерен?

3. Какой гистологический тип рака чаще всего находят при этой форме рака желудка?

4. Почему вместе с желудком удалены большой и малый сальники?

5. Где еще можно искать лимфогенные метастазы рака желудка?

Ответы:

1. Макроскопическая форма рака желудка – блюдцеобразный.

2. Рост по отношению к просвету желудка – экзофитный.

3. Гистологический тип рака, который чаще всего находят при этой форме рака желудка – аденокарцинома.

4. Вместе с желудком удалены большой и малый сальники, потому что в них располагаются регионарные лимфатические узлы, в которые в первую очередь метастазирует рак желудка.

5. Лимфогенные метастазы рака желудка можно искать: в яичниках (крукенберговские метастазы); в параректальной клетчатке (шницлеровские метастазы); в левом надключичном лимфатическом узле (Вирховская железа).

Задача 4. Больная З., 68 лет, поступила в клинику для вскрытия абсцесса. После вскрытия абсцесса температура тела оставалась 39°С, появилась одышка. В анализах крови лейкоцитоз со сдвигом до промиелоцитов, повышение СОЭ. В анализах мочи небольшая протеинурия, лейкоцитурия, единичные эритроциты. Смерть наступила при явлениях острой сердечной недостаточности.

Вопросы и задания:

1. Какая клинико-морфологическая форма сепсиса развилась у больной?

2. Какой вид сепсиса в зависимости от характера входных ворот?

3. Какие макроскопические изменения в связи с особенностями распространения инфекта можно найти в легких, сердце, почках, головном мозге?

4. Какие макроскопические изменения селезенки найдены на вскрытии?

Ответы:

1. Септикопиемия.

2. Хирургический.

3. В легких — метастатические гнойники, в сердце — острый септический полипозно-язвенный эндокардит и межуточный миокардит, в головном мозге — абсцессы и гнойный менингит, в почках – эмболический гнойный нефрит.

4. Септическая селезенка: увеличена, дряблой консистенции, пульпа дает обильный соскоб.

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий