Скачати 369.35 Kb.
Зачетные единицы
обучения
итогового
контроля
- Цели и задачи дисциплины:
Цель: выработка у аспирантов способности освоить принципы научного подхода к организации исследования; помочь выработать точные методологические подходы к решению научных проблем избранной темы.
Задачи:
-Познакомить аспирантов со структурой, формами и методами научного познания, их эволюцией;
-Научить понимать смысл взаимоотношений духовного, биологического и социального начала в человеке;
-Сформировать у аспирантов устойчивые морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.
Обучение аспирантов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе «Философия», высших учебных заведений.
Дисциплина «История и философия науки» выносится на экзамен кандидатского минимума.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
знать:
- Предмет научной дисциплины, основные концепции философии науки;
2. основные научные школы «философии науки»;
3. основные отрасли научного знания;
4. основные понятия и категории научной дисциплины;
5. методы исторического и философского анализа проблем;
6. формы и методы научного познания и их эволюция;
Аспирант должен уметь:
1. грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в исследуемой проблеме;
2. осуществлять свою теоритическую и практическую деятельность с учетом результата научного анализа.
владеть:
1. навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;
- навыками публичной речи, аргументировано ведения консилиумов, дискуссий и круглых столов.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 зачетных единиц.
зач. ед.
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
п/п
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
5.3 Практические занятия (семинары)
5.4. Тематическое планирование самостоятельной работы студентов
2
3
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
- Список основной и дополнительной литературы:
Основная литература:
1.Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.
2.Хрусталев Ю.М. Философия (учебник для медвузов). — М., 2004.
3.Философия медицины (Под ред. Ю.Л. Шевченко) Учебник. М., 2003.
4.Новая философская энциклопедия в 4-х томах. — М.. 2004.
Дополнительная литература:
1.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. — М., 1991.
2.Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. — М., 1998.
3.Барский А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. — М., 1994.
4.Биофилософия. — М., 1997.
5.Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. — М., 1998.
6.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.. 1988.
7.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. — М., 1991.
8.Вернадский В.И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна, 1997.
9.Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. — М.,2000.
10.Гиппократ. Избранные книги. — М.. 1994. Глобалистика. Энциклопедия. — М., 2003.
11.Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. — М., 1991.
12.Диалектика и догматизм. — М., 1990.
13.Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. — М., 1987.
14.Кедров Б.М. Классификация наук: В 2 кн. — М., 1961-1965.
15.Кемеров В.Е. Методология обществознания: Проблемы, стимулы, перспективы. Екатеринбург, 1990.
16.Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
17.Курдюмов СП. Синергетика — новые направления. — М.. 1989.
18.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Воар. философии. — 1995. — № 4.
19.Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. — М., 20 CML
20.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М 2001.
21.Степин В.С. Философские науки. Общие проблемы. — М., 2004.
22.Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. — М., 2004.
23.Эйнштейн А. Физика и реальность. — М., 1965.
24.Энгельс Ф. диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.
25.Юдин Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки. — М., 1986.
9.2. Тематика рефератов по истории медицины.
1. Основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций. Биосоциальная сущность медицины.
2. Значение единства философии и естествознания для развития медицины.
3.Медицина в первобытнообщинном строе. Зарождение врачевания и гигиенических навыков.
4.Эпоха классообразования и появление профессиональных служителей культа врачевания: сферы и приемы их деятельности.
5. Народное врачевание — один из истоков традиционной и научной медицины.
6. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Ассирия, Вавилония). Законы Хаммурапи. Врачебная этика.
7. Мифология и врачевание. Представление о причинах болезней.
8. Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II — середина I тысячелетия до н.э.): два направления врачевания: асу ту и ашипуту.
9. Медицина в древнем Египте и ее особенности. Врачебная специализация. Значение изучения медицинских папирусов и их значение.
10. Врачевание в древней Индии. Специфические черты. (III тысячелетие до н.э. — середина I тысячелетия н.э.). Священные книги веды, как источник сведений о болезнях.
11. Религиозно-философские системы древней Индии и представления о здоровье и болезнях. Гигиенические традиции.
12. Законы Ману. Врачебная этика в древней Индии
13. Философские основы китайской традиционной медицины: учения у син и инь-ян и их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и лечении.
14. Традиционное врачевание, «чжень-цзю терапия». Предупреждение болезней и гигиенические традиции.
15. Медицина Тибета. Становление и развитие.
16. Врачевание и медицина в древней Греции: поэма Гомера “Илиада” о врачевании времен Троянской войны (ХII в. до н.э.) и последующего периода.
17. Греческая мифология о врачевании: боги — покровители врачевания.
18. Греческая натурфилософия (VII в. до н.э.) и врачевание.
19. Гиппократ. Основные направления его учения. «Гиппократов сборник».
20. Древнегреческие медицинские школы (косская, книдосская) и их значение для развития медицины.
21. Медицина после Гиппократа и догматическая школа.
22. Аристотель и Платон: влияние на развитие медицины.
23. Медицина в Александрии. Герофил и Эразистрат и их школы. Развитие описательной анатомии и хирургии.
24. Школа эмпириков, взгляды на врачебное искусство (Филин, Серапион, Гераклеид и др.)
25. Значение греческой медицины для древнего Рима.
26. Развитие врачебного искусства в древнем Риме. Лукреций, Асклепиад. Темиссон и школа методиков.
27. Развитие энциклопедического медицинского знания в Римской империи: Корнелий Цельс, Плиний Старший (1 в. н.э.), Диоскорид Педаний из Киликии (I в. н.э.), Соран Эфесский (II в. н.э.).
28. Развитие медицинского дела в период Римской империи. Государственные и частные врачебные школы.
29. Научные школы древнего Рима: школа пневматиков, школа эклектиков. Значение для развития медицины.
30. Гален из Пергама и его влияние на развитие медицины.
31. Становление христианства и его влияние на развитие медицины.
32. Медицина в Византийской империи. Павел Эгинекий. Больничное дело. Медицинское образование.
33. Медицина древней Руси. Русская народная медицина до и после принятия христианства.
34. Медицина Киевской Руси и Северо-Восточной Руси. Монастырская медицина. Методы и средства лечения болезней.
35. Средневековая арабская и арабоязычная культура и медицина: Абу Бакр ар-Рази его труды “Всеобъемлющая книга” и “Об оспе и кори”; Абу аль-Касим аз-Захрави, его “Трактат о хирургии и Инструментах”. Учение о глазных болезнях; представления о кровообращении Ибн ан-Нафиса (ХIII в., Дамаск).
36. Абу Али ибн Сина (Авиценна, 980-1037) и его труд «Канон медицины», 1020 г. Предупреждение болезней.
37. Медицина в средневековом Китае. Классические китайские трактаты о лекарственных средствах: “Тысяча золотых прописей” Сунь Сымяо (581- 682) и “Великий травник” Ли Шичжэня (1518-1593).
38. Истоки западноевропейской медицины: схоластика и медицина, галенизм.
39. Начало ниспровержения схоластики: Роджер Бэкон (12 15-1294), Учебник анатомии Мон-дино де Луччи (1316, Болонья), “Большая хирургия” Ги де Шолиака (ХIV в., Париж).
40. Медицинское образование. Медицинская школа в Салерно. Светские и католические университеты.
41. Становление анатомии как науки: Леонардо да Винчи (1452-1519), Лндреас Везалий (1514-1564) и его труд “О строении человеческого тела”.
42. «Золотой век» анатомии: Р.Коломбо, И.Фабриций, Б.Евстахий, Г.Фаллопий и др.
43. Развитие опытного метода в медицине. Вклад в развитие научных знаний Парацельса, Ф.Бэкона, Р.Декарта.
44. Становление физиологии как науки. Предшественники У.Гарвея, их вклад в изучение системы кровообращения.
45. Создание теории кровообращения: У.Гарвей, его труд «Анатомические исследования о движении сердца крови у животных»( 1628).
46. Развитие клинической медицины в эпоху Возрождения: Парацельс (1493-1541), Г. Агрикола (1494-1555).
47. Джироламо Фракасторо и его учение о заразных болезнях (1546).
48. Развитие хирургии в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Амбруаз Паре (15 10-1590): его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства.
49. Империя инков (ХIV-ХVI вв.): бальзамирование умерших, развитие оперативного лечения, трепанация черепа, организация медицинского дела.
50. Медицина Нового Времени (17-18вв.) в Западной Европе. Механистический материализм и медицина.
51. Передовые медицинские центры Западной Европы. Утверждение клинического метода. деятельность Г.Бурхаве (1668-1738).
52. Первые методы и приборы физического обследования больного. Термометрия, перкуссия (Л.Луэнбруггер, 1722-1809; Ж.Н.Корвизар, 1755-1821), аускультация (Р.Т.Лаэннек, 1781-1826).
53. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» (Георгий из Дрогобыча, 1476; Франциск Скорина, 1512; Петр Посников, 1696)
54. Реформы Петра I и влияние на развитие медицины. Открытие постоянных госпиталей и госпитальной школы. Н.Бидлоо, 1670-1735.
55. Реформы в образовании. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге (1725). Открытие Московского университета (1755) и медицинского факультета при нем.
56. М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист и его вклад в развитие естествознания и медицины в России.
57. Развитие учения о заразных болезнях. Вклад ученых России в развитие методов борьбы с чумой (Д.С.Самойлович, А.Ф.Шафонский). Борьба с эпидемиями в России в 18 в.
58. Первые Российские профессора медицины: С.Г.Зыбелин (1735-1802), Н.М.Максимович-Амбодик (1744-1812), их вклад в развитие медицинского дела.
59. Развитие анатомии и хирургии: вклад И В.Буяльского, И.Ф.Буша, П,А.Загорского, М.И.Шеина.
60. М.Я.Мудров (1776-183 1) — основоположник клинической медицины в России.
61. Вклад Н.И.Пирогова (1810-1881) в развитие анатомии и хирургии.
62. Проблемы хирургии и их решение в 19 в.
63. Д.Н.Зернов (1834-19 17) и изучение анатомии ЦНС.
64. П.Ф.Лесгафт (1838-1909) и становление отечественной науки о физическом воспитании.
65. Становление эмбриологии в России (К.Ф.Вольф, 1733-1794; К.Бэр, 1792-1876).
66. Зарожаение патологической анатомии: дж.Б.Морганьи (1682-1771, Италия), М.Ф.К.Биша(1771-1802, Франция).
67. Гуморализм К.Рокитанского (1804-1876, Австрия).
68. Целлюлярная патология Р.Вирхова (1821-1902, Германия).
69. А.И.Полунин (1820-1888) — основатель первой в России патологоанатомической школы.
70. В.В.Пашутин (1845-1901) и становление патологической физиологии как науки.
71. Учение о единстве и целостности организма. Развитие отечественных терапевтических школ. П.Боткин (1832-1889) — создатель крупнейшей в России терапевтической школы. Клиникоэкспериментальное направление.
72. Микробиология до Л.Пастера: опыты А. ван Левенгука (1632-1723, Голландия), открытие вакцины против оспы Э.Дженнером (1796, Англия).
73. Л.Пастер (1 822-1895, Франция) — основоположник научной микробиологии и иммунологии.
74. Учение о защитных силах организма: теория иммунитета (И.И.Мечников, 1883, Россия; П.Эрлих, 1890, Германия).
75. Становление вирусологии: Д.И.Ивановский (1 864-1920, Россия).
76. Изучение отдельных систем и функций организма: Р.декарт (1596, Франция), А.Галлер (1708-1777, Швейцария), Л.Гальвани (1737-1798, Италия) и др.
77. А.М.Филомафитский (1807-1849, Россия) — создатель первого отечественного учебника физиологии.
78. Вклад И.М.Сеченова (1829-1905, Россия) в развитие физиологии; его труд “Рефлексы головного мозга (1863).
79. Становление экспериментальной медицины: первые клинико-физиологические лаборатории (Л.Траубе, Германия; С.П.Боткин, Россия).
80. И.П.Павлов (1 849-1936, Россия) — основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности.
81 .Идея государственного здравоохранения: И.П Франк (1745-1821, Анстрия, Россия, труд «Система всеобщей медицинской полиции»).
82. Становление профессиональной патологии: Б.Рамяццини (1633-1714, Италия, труд «Рассуждения о болезнях ремесленников»).
83 .Становление экспериментальной гигиены: М.Петтенкофер (1818-1901, Германия), А.П.Доброславин( 1842-1 889,Россия), Ф.Ф.Эрисман (1842-1915, Россия).
82. Нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними наук.
83. Основные направления и успехи развития Терапии, хирургии и других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии с предметом и направлением исследований соискателя).
84. .История становления международных организаций и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (А.Дюнан, 1863).
85. Всемирная организация здравоохранения (7 апреля 1948 г.).
86. Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980).
87. Врачебная этика в современном мире.
88. Развитие клинической и профилактической медицины и организации здравоохранения в современной России (с учетом направления исследований соискателя).
89. Дифференциация и интеграция наук в ХХ столетии.
90. Медицина в России в 20 в. Характеристика периода. Основные этапы развития медицины и здравоохранения в России в новейшей истории. Организационные принципы советского здравоохранения:
91. Медицина и здравоохранение в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Героизм советских медиков.
92. Основные направления и успехи развития терапии, хирургии и других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии предметом и направлением исследований соискателя).
9.3. Тематика рефератов по истории биологии и экологии.
1. Основные этапы и тенденции развития биологического знания.
2. История биологии и классификация биологических наук.
3. Влияние биологии на социально-политические движения ХХ века и ее роль в решении глобальных проблем современности.
4. У истоков биологического знания: антропогенез и знания первобытного человека о природе.
5. Центры происхождения культурных растений.
6. Культ животных и первые природоохранные мероприятия.
7. Культурный переворот в античной Греции: теории происхождения природного мира у философов — досократиков.
8. Синтез античного теоретического и опытного биологического знания в трактатах Аристотеля «Метафизика», «История животных» и «О возникновении животных».
9. Биология в перипатетической школе. Труд Феофраста «Об истории растений».
10. Синтез медико-биологических знаний в трудах Галена.
11. Труд Лукреция Кара «О природе вещей».
12. «Естественная история» Плиния Старшего.
13. Биологические знания и античное сельское хозяйство.
14. Классификация, компиляция и комментарии как форма репрезентации биологического знания в Средние века.
15. Биологические представления в сочинениях Альберта Великого и Фомы Аквинского.
16. Биологические и медицинские труды Авиценны.
17. Биологические знания в средневековых Индии и Китае.
18. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А. Везалий, М. Сервет).
19. Великие географические открытия и их роль в осознании многообразия живой природы.
20. Влияние философии Нового времени на развитие биологии: дифференциация теорий и методов, проникновение точных наук в биологию.
21. 18 век — век систематики в биологии: система К. Линнея, «лестницы существ» и «древо» П. Палласа, переход от искусственных систем к естественным.
21. Познание строения и жизнедеятельности организмов: В. Гарвей и изучение системы кровообращения, анатомия и физиология животных в трудах Р. де Граафа, А. Галлера. Микроскопия в биологических исследованиях. Открытие сперматозоида и микроорганизмов.
22. Рождение концепций обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, катаболизма.
22. Преформизм или эпигенез — первоначальная проблема эмбриологии (Ш. Бонне, В. Гарвей, К. Вольф).
23. Проблемы пола, наследственности, физиологии размножения растений и гибридизации (И. Кельрейтер, Т. Найт и др.).
24. Открытие зародышевых листов у животных (Х. Пандер) и эмбриологические исследования К. Бэра.
25. Описания клетки и открытие ее ядра (Ф. Фонтане, Я. Пуркине).
26. Создание клеточной теории (Т. Шванн и М. Шлейден).
27. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции.
28. Опровержения гипотез самозарождения (Ф. Реди, Л. Спаланцани).
29. Начало дискуссий об эволюции (К. Линней, Ж. Бюффон, П. Паллас).
30. Учение Ж. Кювье о целостности организма и корреляциях органов. Катастрофизм и униформизм.
31. Додарвиновские концепции эволюции и причины неприятия их биологическим сообществом.
32. Теория эволюции Ч. Дарвина.
33. Изучение физико-химических основ жизни и попытки реконструировать предбиологическую эволюцию. (Труд Э. Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики»).
34. Структурная и динамическая биохимия.
35. Изучение структуры белков и нуклеиновых кислот, их функций и биосинтеза.
36. Становление и развитие генетики (материализация гена). (Законы Г. Менделя и их переоткрытие. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Теории мутаций и индуцированный мутагенез).
37. Гомологические ряды наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.
38. Сложное строение гена и внутригенные рекомбинации (А. С. Серебровский и его школа).
39. Формирование генетики популяций (С. С. Четвериков).
40. Определение генетической роли ДНК и РНК (Т. Эвери, дж. Мак Леод, А. Херши и др.).
41. Открытие структуры и репликации ДНК (Э. Чаргафф, дж. Уотсон, Ф. Крик, А. Корнберг и др.).
42. Расшифровка генетического кода (Э. Ниренберг, Дж. Матей и др.).
43. Генная инженерия.
44. Геномный импритинг и проблема клонирования млекопитающих.
45. Микробиология и ее преобразующее воздействие на биологию.
46. Практическое применение иммунизации и химиотерапии (Л. Пастер, П. Эрлих и др.).
47. Фагоцитарная концепция И. И. Мечникова.
48. Учение об искусственном иммунитете. Золотой век медицинской микробиологии (Р. Кох).
49. Открытие хемосинтеза и создание почвенной и экологической бактериологии (С. Н. Виноградский).
50. Открытие вирусов (Д. И. Ивановский, М. Бейеринк, Ф. Леффлер) и возникновения вирусологии.
51. Изучение клеточного уровня организации жизни. «Клеточная патология» Р. Вирхова и «Клеточная физиология» М. Ферворна.
52. Основные направления в физиологии животных и человека.
53. Учение об условных и безусловных рефлексах И. П. Павлова.
54. Физиология ВНД. Учение о доминанте. От зоопсихологии к этологии.
55. Реакция организма на чужеродный белок. Открытие групп крови. Эндокринология.
56. Биоразнообразие и разработка макро- и мегатаксономии.
57. Изучение биоразнообразия и проблема его сохранения. Красные книги.
58. Экология и биосфера. Введение понятия экологии Э. Геккелем.
59. Аутоэкология и синэкология.
60. Концепция экосистемы А. Тэнсли.
61. Холистская трактовка экосистем. Экосистема как сверхорганизм.
62. Внедрение математических и экспериментальных методов в экологию.
63. Программа популяционной экологии растений. Изучение динамики численности популяций.
64. Развитие концепции экологической ниши. Нишевой подход к изучению структуры экосистем.
65. Трофо-динамическая концепция экосистем.
66. Учение В. И. Вернадского о биосфере и концепция «Геи».
67. Биосфера и постиндустриальное общество.
68. Глобальная экология и проблема охраны окружающей среды.
69. Эволюционная теория в поисках синтеза: основные формы дарвинизма.
70. Недарвиновские концепции эволюции: неоламаркизм, автогенез, сальтационизм и неокатастрофизм.
71. Кризис дарвинизма в начале ХХ в.: мутационизм, преадаптационизм, номогенез, историческая биогенетика, типострофизм, макромутационизм.
72. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и ее постулаты.
73. Проблема эволюции экосистем.
74. Концепции происхождения человека. Современная филогения гоминид.
75. Человек как уникальный биологический вид.
76. Проблема расообразования.
77. Проблема эволюции современного человека.
9.4. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки».
1. Наука в культуре современной цивилизации: Соотношение науки, культуры и цивилизации. Традиционные и техногенные ТИПЫ цивилизаций. Наука как социокультурный феномен. Наука и искусство.
2. Наука в культуре современной цивилизации: Специфика научного знания. Ценности научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.
3. Наука и философия. Предмет философии науки.
4. Наука как социальный институт: Понятие социального института. Историческое развитие форм научной деятельности. Научное сообщество. Дисциплинарность и междисциплинарность.
5. Наука как социальный институт: Эволюция способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.
6. Генезис науки. Наука и преднаука.
7. История науки: Истоки естествознания: Эпоха мифологии. Античная преднаука: Эпоха философии. Евклид. Архимед.
8. Античная философия: первые натурфилософы.
9. Античная философия: Пифагор и пифагорейцы.
10. Античная философия: Левкипп и Демокрит.
11. Античная философия: Платон и Аристотель.
12. История науки: Средневековая Преднаука: Эпоха религии.
13. История науки: Преднаука Ренессанса: Эпоха искусства.
14. История науки. 1 .Истоки естествознания: Эпоха мифологии. 2. Античная Преднаука: Эпоха философии. 3. Средневековая преднаука: Эпоха религии. 4. Преднаука Ренессанса: Эпоха искусства. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.
15. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.
16. История науки: Возникновение новоевропейской науки. И. Ньютон: Первая (механистическая) научная картина мира.
17. История науки: М. Фарадей и д. Максвелл: Вторая (электромагнитная) научная картина мира.
18. История науки: Квантовая механика и А. Эйнштейн: Третья (квантово-релятивистская) научная картина мира.
19. Современная (синергетическая) картина мира (Г. Хакен, И. Пригожин).
20. Концепция глобального эволюционизма.
21. Эволюция философско-методологических проблем Науки. Сциентизм и антисциентизм.
22. Структура научного познания: Научное понятие. Научный закон. Научное объяснение.
23. Структура научного познания: Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
24. Научный метод: Методологический арсенал Науки. Описание, сравнение, измерение.
25. Научный метод: Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Обобщение и обработка эмпирических данных.
26. Научный метод: Методология теоретического уровня.
27. Формы научного познания. Научная проблема. Научный факт. Научная теория.
28. Формы научного познания: Научная теория. Научно-исследовательская программа.
29. Динамика научного познания. Становление и развитие научной теории. Рост научного знания.
30. Динамика научного познания. Проблема рациональности научного познания. «Большая четверка»: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Научное творчество.
31. Общеметодологические принципы научного познания.
32. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: Специфика гуманитарных Наук. Общий методологический проект: понимание и объяснение. Специальные методы.
9.5 Специальные вопросы по философским проблемам биологии
1. Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века.
2. Эволюционное учение Ч. Дарвина и его методологическое значение для развития биологии.
3. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.
4. Философские проблемы биологии: Современные представления о сущности жизни.
5. Проблема философских оснований биологии.
6. Философские аспекты эволюции живой материи.
7. Философские проблемы биологии: Концепция уровней в системе философских оснований биологии.
8. Философские основы учения о биосфере. В.И. Вернадский.
9. Философские проблемы экологии.
10. Экологические основы хозяйственной деятельности.
11. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем.
9.6 Специальные вопросы по философским проблемам медицины
1 .Сознание и познание.
2.Философия медицины и медицина как наука.
З. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы современной медицины.
4.Проблема нормы, здоровья и болезни.
5. Философия здоровья: Историко-философские походы к пониманию здоровья. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема.
6. Мировоззренческий и научный статус валеологии.
7. Проблема построения общей теории здоровья.
8. Философское осмысление здоровья человека в техногенном мире.
9.Философско-методологические аспекты теории патологии.
10. Проблема причинности в медицине.
11. Основные теоретические построения в медицине в историческом аспекте.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
и/или семинарских занятий
ная работа студентов
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
— способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
— способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);
— способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);
— способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция