Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа

Цель: выработка у аспирантов способности освоить принципы научного подхода к организации исследования; помочь выработать точные методологические подходы к решению научных проблем избранной темы
Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа

Скачати 369.35 Kb.

Дата конвертації 18.04.2016 Розмір 369.35 Kb.

Индекс по учебному плану Цикл

Зачетные единицы ОД.А.01 Обязательные дисциплины 2

Форма

обучения курс семестр Трудоемкость дисциплины в часах Форма

итогового

контроля Всего часов Аудиторных часов Лекции Семинарские (практически) занятия Лабораторные занятия Самостоятельная работа

Очная

1 2 72

10 38

24 экзамен

  1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: выработка у аспирантов способности освоить принципы научного подхода к организации исследования; помочь выработать точные методологические подходы к решению научных проблем избранной темы.

Задачи:

-Познакомить аспирантов со структурой, формами и методами научного познания, их эволюцией;

-Научить понимать смысл взаимоотношений духовного, биологического и социального начала в человеке;

-Сформировать у аспирантов устойчивые морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История и философия науки» относится к циклу Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин.

Обучение аспирантов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе «Философия», высших учебных заведений.

Дисциплина «История и философия науки» выносится на экзамен кандидатского минимума.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины аспирант должен:

знать:

  1. Предмет научной дисциплины, основные концепции философии науки;

2. основные научные школы «философии науки»;

3. основные отрасли научного знания;

4. основные понятия и категории научной дисциплины;

5. методы исторического и философского анализа проблем;

6. формы и методы научного познания и их эволюция;
Аспирант должен уметь:

1. грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в исследуемой проблеме;

2. осуществлять свою теоритическую и практическую деятельность с учетом результата научного анализа.

владеть:

1. навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления;

  1. навыками публичной речи, аргументировано ведения консилиумов, дискуссий и круглых столов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 72 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестры

Аудиторные занятия (всего) 48

В том числе: — — — — — Лекции 10 1

Практические занятия (ПЗ)

1 2

Семинары (С) 38 1 2

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (всего) 24

В том числе: — — — — — Реферат —

— Другие виды самостоятельной работы

Вид итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общая трудоемкость час

зач. ед.

72

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№№

п/п Наименование тем разделов Всего часов Из них: Аудиторные часы СРА

Л С

1 Общие проблемы философии и методологии науки.

11 История и философия науки как учебная дисциплина. 3 1 2 — 12 Наука как деятельность. 5 1 4 — 13 Наука в культуре современной цивилизации. 2 — 2 — 14 Возникновение и развитие науки. 2 — 2 — 15 Структура научного познания. 5 1 4 — 16 Динамика науки как процесс порождения нового знания. 2 — 2 — 17 Научные традиции и научные революции. 4 — 4 — 18 Особенности современного этапа развития науки. 3 1 2 — 19 Философия нравственного здоровья науки и медицины. 8 — — 8

34 4 22 8 2 Современные философские проблемы медицины

21 Философия медицины и медицина как наука. 3 1 2 — 22 Системный подход в медицине. 2 — 2 — 23 Философские категории и понятия медицины. 3 1 2 — 24 Гносеологические проблемы медицины. 1 1 — — 25 Социально-биологические проблемы и медицина. 2 1 2 — 26 Философские аспекты психосоматические проблемы. 8 — — 8 27 Рационализм и научность медицинского знания. 2 — 2 —

22 4 10 8 3 Современные философские проблемы биологии

31 Эволюционное учение Ч.Дарвина и его методологическое значение для развития биологии. 2 — 2 — 32 Проблемы философских оснований биологии. 2 — 2 — 33 Философские аспекты эволюции живой материи. 2 2 2 — 34 Философские основания учения о биосфере. В.И. Вернадский. 2 — 2 — 35 Философские проблемы экологии. 8 — — 8

16 2 6 8

Итого: 72 10 38 24

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

темы Название темы Содержание темы часы 1. История и философия науки как учебная дисциплина. История появления дисциплины. Предмет истории и философии науки. Эволюция программ, методических и учебных пособий. Понятийный аппарат. Методы дисциплины Структура и функции. 1 2. Наука как деятельности. Философия науки в системе философского знания. Наука как специфический вид деятельности, ее структура. Уровни научной деятельности. Научная методология как система. 1 3. Структура научного познания. Структурность научного знания как развивающаяся система. Философское осмысление факта — начало науки. Уровневая структура познания и знания. Особенности опытно-эмпирического познания. Об основах и пределах теоретического познания. Основания науки и философию Философия и научная картина мира. 1 4. Особенности современного этапы развития науки. Начало новой эры в естествознании. Революционная перестройка оснований науки. Смена типов научной рациональности в зеркале философии науки. 1 5. Философия медицины и медицина как наука. Взаимоотношение философии и медицины в процессе ее исторического развития. Философия как мировоззрение и методология медицины. Фундаментальные и прикладные исследования вы медицине. Специфика труда медиков. Классификация медицинских наук. Тенденции развития медицины. 1 6. Философские категории и понятия медицины. Истоки философского осмысления феномена сознания. Происхождение и сущность сознания. Психическое отображение действительности – начало сознания. Сознание как смысловое человеческое начало. Многообразие видов познания. Цель научного познания – достижение истины. Спецификация познания в медицине. Основные философские категории и понятия философии. 1 7. Гносеологические проблемы медицины. Особенности формирования правовой базы. Четыре десятка социальных программ. Пенсионеры Югры: надежды и реалии. 1 8. Социально-биологические проблемы медицины. Структура биологического знания. Методологические проблемы биологии. 1 9. Философские аспекты эволюции живой материи. Современные представления о сущности жизни. Методологические проблемы науки. Понятие «жизнь». Современные подходы к проблеме сущности жизни. 2

Итого часов 10

5.3 Практические занятия (семинары)

темы Название темы Содержание темы Часы 1. История и философия науки как учебная дисциплина. История появления дисциплины. Предмет истории и философии науки. Эволюция программ, методических и учебных пособий. Понятийный аппарат. Методы дисциплины. Структура и функции. 2 2. Научная деятельность Наука как определенный вид деятельности. 4 3. Наука в культуре современной цивилизации. Цивилизация техногенного мира. Взаимоотношения науки и философии. Философия как методология науки. Статус медицины и фармации в науке. Роль науки в формировании личности. Роль и значение науки в жизни общества. 2 4. Возникновение и развитие науки. Истоки науки и преднауки. Зарождение подлинной науки. Первые методологии научного познания. Методология науки в классической философии. Истоки формирования научной медицины. Задачи социально-гуманитарных наук. 2 5. Структура научного познания Структурность научного знания как развивающаяся система. Философское осмысление факта — начало науки. Уровневая структура познания и знания. Особенности опытно-эмпирического познания. Об основах и пределах теоретического познания. Основания науки и философию Философия и научная картина мира. 4 6. Динамика науки как процесс порождения нового знания. Концептуальная история науки. Проблемные ситуации в современной науке. Антропоцентризм как философский принцип науки. Познание человека в науке и философии. Космическая мудрость человеческого бытия. Медицина как сфера развития личности. Здоровье человека – научно-философская и медицинская проблема. 2 7. Научные традиции и научные революции Начало новой эры в естествознании. Революционная перестройка оснований науки. Смена типов научной рациональности в зеркале философии науки. 4 8. Философия медицины и медицина как наука. Взаимоотношение философии и медицины в процессе ее исторического развития. Философия как мировоззрение и методология медицины. Объект и предмет медицины. Фундаментальные и прикладные исследования в медицине. Специфика труда медиков. Классификация медицинских наук. Тенденции развития медицины. 2 9. Особенности современного этапы развития науки. Начало новой эры в естествознании. Революционная перестройка оснований науки. Смена типов научной рациональности в зеркале философии науки. 2 10. Системный подход в медицине. Системность – ключевая проблема в медицине. Специфическое и неспецифическое в медицине. Структура и функция в медицине. 2 11. Философские категории и понятия медицины. Специфика понятий и терминов в медицине. Детерминизм и медицина. Методологические проблемы этиологии. 2 12. Социально-биологические проблемы и медицина. Философские аспекты социально-биологической проблемы. Медицина и социально-экономическая проблема. Проблема биосоциальной сущности человека. Медицина и проблема здоровья и болезни. Какова же сущность человека? 2 13. Рационализм и научность медицинского знания. Специфика постановки научной проблемы. Законы медицинской науки. Философия медицины и молекулярная биология. Медицинская наука о познании человека. 2 14. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Сущность эволюционной теории Ч.Дарвина. Современная трактовка. 2 15. Проблемы философских оснований биологии. Биология. История дисциплины. Методологическое значение философии живой материи. 2 16. Философские аспекты эволюции. Эволюция, живое, живая материя. 2 17 Философские основания учения о биосфере. В.И. Вернадский. Учение о биосфере в различных философских системах. В.И.Вернадский о биосфере о ноосфере. 2

Итого часов 38

5.4. Тематическое планирование самостоятельной работы студентов

№ п/п Название темы Часы Содержание темы Форма контроля 11 Философские аспекты психосоматической проблемы. 8 Возникновение психосоматической медицины. Психосоматический подход в современной медицине. Деятельностно-информационный подход к изучению человека. Психосоматический потенциал в современной медицине. Устный ответ 2

2

Философия нравственного здоровья науки и медицины. 8 Феномен морали – предмет этики. Гуманистическое содержание практической этики. Гуманизм как стержень биоэтики. Биоэтика и инновационные процессы в науке и медицине. Смысл и целесообразность жизни и смерти. Пути нравственно-правового укрепления здравоохранения. Устный ответ 3.

3

Философские проблемы экологии. 8 Устный ответ

Итого: 24

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

    1. Список основной и дополнительной литературы:

Основная литература:

1.Сорокина Т.С. История медицины. – М., 2005.

2.Хрусталев Ю.М. Философия (учебник для медвузов). — М., 2004.

3.Философия медицины (Под ред. Ю.Л. Шевченко) Учебник. М., 2003.

4.Новая философская энциклопедия в 4-х томах. — М.. 2004.
Дополнительная литература:

1.Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. — М., 1991.

2.Анохин А.М. Теоретическое знание в медицине. — М., 1998.

3.Барский А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии. — М., 1994.

4.Биофилософия. — М., 1997.

5.Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Под ред. Б.Г. Юдина. — М., 1998.

6.Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М.. 1988.

7.Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. — М., 1991.

8.Вернадский В.И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. — Дубна, 1997.

9.Вернадский В.И. Труды по философии естествознания. — М.,2000.

10.Гиппократ. Избранные книги. — М.. 1994. Глобалистика. Энциклопедия. — М., 2003.

11.Границы науки: О возможности альтернативных моделей познания. — М., 1991.

12.Диалектика и догматизм. — М., 1990.

13.Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика. — М., 1987.

14.Кедров Б.М. Классификация наук: В 2 кн. — М., 1961-1965.

15.Кемеров В.Е. Методология обществознания: Проблемы, стимулы, перспективы. Екатеринбург, 1990.

16.Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.

17.Курдюмов СП. Синергетика — новые направления. — М.. 1989.

18.Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Воар. философии. — 1995. — № 4.

19.Лебедев С.А. Философия науки. Словарь основных терминов. — М., 20 CML

20.Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. — М 2001.

21.Степин В.С. Философские науки. Общие проблемы. — М., 2004.

22.Философия науки / Под ред. С.А. Лебедева. — М., 2004.

23.Эйнштейн А. Физика и реальность. — М., 1965.

24.Энгельс Ф. диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20.

25.Юдин Б. Г. Методологический анализ как направление изучения науки. — М., 1986.

9.2. Тематика рефератов по истории медицины.

1. Основные этапы развития медицины в связи с развитием и сменой общественно-экономических формаций. Биосоциальная сущность медицины.

2. Значение единства философии и естествознания для развития медицины.

3.Медицина в первобытнообщинном строе. Зарождение врачевания и гигиенических навыков.

4.Эпоха классообразования и появление профессиональных служителей культа врачевания: сферы и приемы их деятельности.

5. Народное врачевание — один из истоков традиционной и научной медицины.

6. Врачевание в странах древней Месопотамии (Шумер, Ассирия, Вавилония). Законы Хаммурапи. Врачебная этика.

7. Мифология и врачевание. Представление о причинах болезней.

8. Врачевание в Вавилонии и Ассирии (II — середина I тысячелетия до н.э.): два направления врачевания: асу ту и ашипуту.

9. Медицина в древнем Египте и ее особенности. Врачебная специализация. Значение изучения медицинских папирусов и их значение.

10. Врачевание в древней Индии. Специфические черты. (III тысячелетие до н.э. — середина I тысячелетия н.э.). Священные книги веды, как источник сведений о болезнях.

11. Религиозно-философские системы древней Индии и представления о здоровье и болезнях. Гигиенические традиции.

12. Законы Ману. Врачебная этика в древней Индии

13. Философские основы китайской традиционной медицины: учения у син и инь-ян и их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и лечении.

14. Традиционное врачевание, «чжень-цзю терапия». Предупреждение болезней и гигиенические традиции.

15. Медицина Тибета. Становление и развитие.

16. Врачевание и медицина в древней Греции: поэма Гомера “Илиада” о врачевании времен Троянской войны (ХII в. до н.э.) и последующего периода.

17. Греческая мифология о врачевании: боги — покровители врачевания.

18. Греческая натурфилософия (VII в. до н.э.) и врачевание.

19. Гиппократ. Основные направления его учения. «Гиппократов сборник».

20. Древнегреческие медицинские школы (косская, книдосская) и их значение для развития медицины.

21. Медицина после Гиппократа и догматическая школа.

22. Аристотель и Платон: влияние на развитие медицины.

23. Медицина в Александрии. Герофил и Эразистрат и их школы. Развитие описательной анатомии и хирургии.

24. Школа эмпириков, взгляды на врачебное искусство (Филин, Серапион, Гераклеид и др.)

25. Значение греческой медицины для древнего Рима.

26. Развитие врачебного искусства в древнем Риме. Лукреций, Асклепиад. Темиссон и школа методиков.

27. Развитие энциклопедического медицинского знания в Римской империи: Корнелий Цельс, Плиний Старший (1 в. н.э.), Диоскорид Педаний из Киликии (I в. н.э.), Соран Эфесский (II в. н.э.).

28. Развитие медицинского дела в период Римской империи. Государственные и частные врачебные школы.

29. Научные школы древнего Рима: школа пневматиков, школа эклектиков. Значение для развития медицины.

30. Гален из Пергама и его влияние на развитие медицины.

31. Становление христианства и его влияние на развитие медицины.

32. Медицина в Византийской империи. Павел Эгинекий. Больничное дело. Медицинское образование.

33. Медицина древней Руси. Русская народная медицина до и после принятия христианства.

34. Медицина Киевской Руси и Северо-Восточной Руси. Монастырская медицина. Методы и средства лечения болезней.

35. Средневековая арабская и арабоязычная культура и медицина: Абу Бакр ар-Рази его труды “Всеобъемлющая книга” и “Об оспе и кори”; Абу аль-Касим аз-Захрави, его “Трактат о хирургии и Инструментах”. Учение о глазных болезнях; представления о кровообращении Ибн ан-Нафиса (ХIII в., Дамаск).

36. Абу Али ибн Сина (Авиценна, 980-1037) и его труд «Канон медицины», 1020 г. Предупреждение болезней.

37. Медицина в средневековом Китае. Классические китайские трактаты о лекарственных средствах: “Тысяча золотых прописей” Сунь Сымяо (581- 682) и “Великий травник” Ли Шичжэня (1518-1593).

38. Истоки западноевропейской медицины: схоластика и медицина, галенизм.

39. Начало ниспровержения схоластики: Роджер Бэкон (12 15-1294), Учебник анатомии Мон-дино де Луччи (1316, Болонья), “Большая хирургия” Ги де Шолиака (ХIV в., Париж).

40. Медицинское образование. Медицинская школа в Салерно. Светские и католические университеты.

41. Становление анатомии как науки: Леонардо да Винчи (1452-1519), Лндреас Везалий (1514-1564) и его труд “О строении человеческого тела”.

42. «Золотой век» анатомии: Р.Коломбо, И.Фабриций, Б.Евстахий, Г.Фаллопий и др.

43. Развитие опытного метода в медицине. Вклад в развитие научных знаний Парацельса, Ф.Бэкона, Р.Декарта.

44. Становление физиологии как науки. Предшественники У.Гарвея, их вклад в изучение системы кровообращения.

45. Создание теории кровообращения: У.Гарвей, его труд «Анатомические исследования о движении сердца крови у животных»( 1628).

46. Развитие клинической медицины в эпоху Возрождения: Парацельс (1493-1541), Г. Агрикола (1494-1555).

47. Джироламо Фракасторо и его учение о заразных болезнях (1546).

48. Развитие хирургии в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Амбруаз Паре (15 10-1590): его вклад в развитие военной хирургии, ортопедии, акушерства.

49. Империя инков (ХIV-ХVI вв.): бальзамирование умерших, развитие оперативного лечения, трепанация черепа, организация медицинского дела.

50. Медицина Нового Времени (17-18вв.) в Западной Европе. Механистический материализм и медицина.

51. Передовые медицинские центры Западной Европы. Утверждение клинического метода. деятельность Г.Бурхаве (1668-1738).

52. Первые методы и приборы физического обследования больного. Термометрия, перкуссия (Л.Луэнбруггер, 1722-1809; Ж.Н.Корвизар, 1755-1821), аускультация (Р.Т.Лаэннек, 1781-1826).

53. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» (Георгий из Дрогобыча, 1476; Франциск Скорина, 1512; Петр Посников, 1696)

54. Реформы Петра I и влияние на развитие медицины. Открытие постоянных госпиталей и госпитальной школы. Н.Бидлоо, 1670-1735.

55. Реформы в образовании. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге (1725). Открытие Московского университета (1755) и медицинского факультета при нем.

56. М.В. Ломоносов – ученый-энциклопедист и его вклад в развитие естествознания и медицины в России.

57. Развитие учения о заразных болезнях. Вклад ученых России в развитие методов борьбы с чумой (Д.С.Самойлович, А.Ф.Шафонский). Борьба с эпидемиями в России в 18 в.

58. Первые Российские профессора медицины: С.Г.Зыбелин (1735-1802), Н.М.Максимович-Амбодик (1744-1812), их вклад в развитие медицинского дела.

59. Развитие анатомии и хирургии: вклад И В.Буяльского, И.Ф.Буша, П,А.Загорского, М.И.Шеина.

60. М.Я.Мудров (1776-183 1) — основоположник клинической медицины в России.

61. Вклад Н.И.Пирогова (1810-1881) в развитие анатомии и хирургии.

62. Проблемы хирургии и их решение в 19 в.

63. Д.Н.Зернов (1834-19 17) и изучение анатомии ЦНС.

64. П.Ф.Лесгафт (1838-1909) и становление отечественной науки о физическом воспитании.

65. Становление эмбриологии в России (К.Ф.Вольф, 1733-1794; К.Бэр, 1792-1876).

66. Зарожаение патологической анатомии: дж.Б.Морганьи (1682-1771, Италия), М.Ф.К.Биша(1771-1802, Франция).

67. Гуморализм К.Рокитанского (1804-1876, Австрия).

68. Целлюлярная патология Р.Вирхова (1821-1902, Германия).

69. А.И.Полунин (1820-1888) — основатель первой в России патологоанатомической школы.

70. В.В.Пашутин (1845-1901) и становление патологической физиологии как науки.

71. Учение о единстве и целостности организма. Развитие отечественных терапевтических школ. П.Боткин (1832-1889) — создатель крупнейшей в России терапевтической школы. Клиникоэкспериментальное направление.

72. Микробиология до Л.Пастера: опыты А. ван Левенгука (1632-1723, Голландия), открытие вакцины против оспы Э.Дженнером (1796, Англия).

73. Л.Пастер (1 822-1895, Франция) — основоположник научной микробиологии и иммунологии.

74. Учение о защитных силах организма: теория иммунитета (И.И.Мечников, 1883, Россия; П.Эрлих, 1890, Германия).

75. Становление вирусологии: Д.И.Ивановский (1 864-1920, Россия).

76. Изучение отдельных систем и функций организма: Р.декарт (1596, Франция), А.Галлер (1708-1777, Швейцария), Л.Гальвани (1737-1798, Италия) и др.

77. А.М.Филомафитский (1807-1849, Россия) — создатель первого отечественного учебника физиологии.

78. Вклад И.М.Сеченова (1829-1905, Россия) в развитие физиологии; его труд “Рефлексы головного мозга (1863).

79. Становление экспериментальной медицины: первые клинико-физиологические лаборатории (Л.Траубе, Германия; С.П.Боткин, Россия).

80. И.П.Павлов (1 849-1936, Россия) — основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности.

81 .Идея государственного здравоохранения: И.П Франк (1745-1821, Анстрия, Россия, труд «Система всеобщей медицинской полиции»).

82. Становление профессиональной патологии: Б.Рамяццини (1633-1714, Италия, труд «Рассуждения о болезнях ремесленников»).

83 .Становление экспериментальной гигиены: М.Петтенкофер (1818-1901, Германия), А.П.Доброславин( 1842-1 889,Россия), Ф.Ф.Эрисман (1842-1915, Россия).

82. Нобелевские премии в области медицины, физиологии и смежных с ними наук.

83. Основные направления и успехи развития Терапии, хирургии и других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии с предметом и направлением исследований соискателя).

84. .История становления международных организаций и национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (А.Дюнан, 1863).

85. Всемирная организация здравоохранения (7 апреля 1948 г.).

86. Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1980).

87. Врачебная этика в современном мире.

88. Развитие клинической и профилактической медицины и организации здравоохранения в современной России (с учетом направления исследований соискателя).

89. Дифференциация и интеграция наук в ХХ столетии.

90. Медицина в России в 20 в. Характеристика периода. Основные этапы развития медицины и здравоохранения в России в новейшей истории. Организационные принципы советского здравоохранения:

91. Медицина и здравоохранение в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Героизм советских медиков.

92. Основные направления и успехи развития терапии, хирургии и других медицинских дисциплин в современной истории (в соответствии предметом и направлением исследований соискателя).

9.3. Тематика рефератов по истории биологии и экологии.

1. Основные этапы и тенденции развития биологического знания.

2. История биологии и классификация биологических наук.

3. Влияние биологии на социально-политические движения ХХ века и ее роль в решении глобальных проблем современности.

4. У истоков биологического знания: антропогенез и знания первобытного человека о природе.

5. Центры происхождения культурных растений.

6. Культ животных и первые природоохранные мероприятия.

7. Культурный переворот в античной Греции: теории происхождения природного мира у философов — досократиков.

8. Синтез античного теоретического и опытного биологического знания в трактатах Аристотеля «Метафизика», «История животных» и «О возникновении животных».

9. Биология в перипатетической школе. Труд Феофраста «Об истории растений».

10. Синтез медико-биологических знаний в трудах Галена.

11. Труд Лукреция Кара «О природе вещей».

12. «Естественная история» Плиния Старшего.

13. Биологические знания и античное сельское хозяйство.

14. Классификация, компиляция и комментарии как форма репрезентации биологического знания в Средние века.

15. Биологические представления в сочинениях Альберта Великого и Фомы Аквинского.

16. Биологические и медицинские труды Авиценны.

17. Биологические знания в средневековых Индии и Китае.

18. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, А. Везалий, М. Сервет).

19. Великие географические открытия и их роль в осознании многообразия живой природы.

20. Влияние философии Нового времени на развитие биологии: дифференциация теорий и методов, проникновение точных наук в биологию.

21. 18 век — век систематики в биологии: система К. Линнея, «лестницы существ» и «древо» П. Палласа, переход от искусственных систем к естественным.

21. Познание строения и жизнедеятельности организмов: В. Гарвей и изучение системы кровообращения, анатомия и физиология животных в трудах Р. де Граафа, А. Галлера. Микроскопия в биологических исследованиях. Открытие сперматозоида и микроорганизмов.

22. Рождение концепций обмена веществ, ассимиляции и диссимиляции, катаболизма.

22. Преформизм или эпигенез — первоначальная проблема эмбриологии (Ш. Бонне, В. Гарвей, К. Вольф).

23. Проблемы пола, наследственности, физиологии размножения растений и гибридизации (И. Кельрейтер, Т. Найт и др.).

24. Открытие зародышевых листов у животных (Х. Пандер) и эмбриологические исследования К. Бэра.

25. Описания клетки и открытие ее ядра (Ф. Фонтане, Я. Пуркине).

26. Создание клеточной теории (Т. Шванн и М. Шлейден).

27. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции.

28. Опровержения гипотез самозарождения (Ф. Реди, Л. Спаланцани).

29. Начало дискуссий об эволюции (К. Линней, Ж. Бюффон, П. Паллас).

30. Учение Ж. Кювье о целостности организма и корреляциях органов. Катастрофизм и униформизм.

31. Додарвиновские концепции эволюции и причины неприятия их биологическим сообществом.

32. Теория эволюции Ч. Дарвина.

33. Изучение физико-химических основ жизни и попытки реконструировать предбиологическую эволюцию. (Труд Э. Шредингера «Что такое жизнь с точки зрения физики»).

34. Структурная и динамическая биохимия.

35. Изучение структуры белков и нуклеиновых кислот, их функций и биосинтеза.

36. Становление и развитие генетики (материализация гена). (Законы Г. Менделя и их переоткрытие. Хромосомная теория наследственности Т. Моргана. Теории мутаций и индуцированный мутагенез).

37. Гомологические ряды наследственной изменчивости Н. И. Вавилова.

38. Сложное строение гена и внутригенные рекомбинации (А. С. Серебровский и его школа).

39. Формирование генетики популяций (С. С. Четвериков).

40. Определение генетической роли ДНК и РНК (Т. Эвери, дж. Мак Леод, А. Херши и др.).

41. Открытие структуры и репликации ДНК (Э. Чаргафф, дж. Уотсон, Ф. Крик, А. Корнберг и др.).

42. Расшифровка генетического кода (Э. Ниренберг, Дж. Матей и др.).

43. Генная инженерия.

44. Геномный импритинг и проблема клонирования млекопитающих.

45. Микробиология и ее преобразующее воздействие на биологию.

46. Практическое применение иммунизации и химиотерапии (Л. Пастер, П. Эрлих и др.).

47. Фагоцитарная концепция И. И. Мечникова.

48. Учение об искусственном иммунитете. Золотой век медицинской микробиологии (Р. Кох).

49. Открытие хемосинтеза и создание почвенной и экологической бактериологии (С. Н. Виноградский).

50. Открытие вирусов (Д. И. Ивановский, М. Бейеринк, Ф. Леффлер) и возникновения вирусологии.

51. Изучение клеточного уровня организации жизни. «Клеточная патология» Р. Вирхова и «Клеточная физиология» М. Ферворна.

52. Основные направления в физиологии животных и человека.

53. Учение об условных и безусловных рефлексах И. П. Павлова.

54. Физиология ВНД. Учение о доминанте. От зоопсихологии к этологии.

55. Реакция организма на чужеродный белок. Открытие групп крови. Эндокринология.

56. Биоразнообразие и разработка макро- и мегатаксономии.

57. Изучение биоразнообразия и проблема его сохранения. Красные книги.

58. Экология и биосфера. Введение понятия экологии Э. Геккелем.

59. Аутоэкология и синэкология.

60. Концепция экосистемы А. Тэнсли.

61. Холистская трактовка экосистем. Экосистема как сверхорганизм.

62. Внедрение математических и экспериментальных методов в экологию.

63. Программа популяционной экологии растений. Изучение динамики численности популяций.

64. Развитие концепции экологической ниши. Нишевой подход к изучению структуры экосистем.

65. Трофо-динамическая концепция экосистем.

66. Учение В. И. Вернадского о биосфере и концепция «Геи».

67. Биосфера и постиндустриальное общество.

68. Глобальная экология и проблема охраны окружающей среды.

69. Эволюционная теория в поисках синтеза: основные формы дарвинизма.

70. Недарвиновские концепции эволюции: неоламаркизм, автогенез, сальтационизм и неокатастрофизм.

71. Кризис дарвинизма в начале ХХ в.: мутационизм, преадаптационизм, номогенез, историческая биогенетика, типострофизм, макромутационизм.

72. Синтетическая теория эволюции (СТЭ) и ее постулаты.

73. Проблема эволюции экосистем.

74. Концепции происхождения человека. Современная филогения гоминид.

75. Человек как уникальный биологический вид.

76. Проблема расообразования.

77. Проблема эволюции современного человека.

9.4. Вопросы к кандидатскому экзамену по курсу «История и философия науки».

1. Наука в культуре современной цивилизации: Соотношение науки, культуры и цивилизации. Традиционные и техногенные ТИПЫ цивилизаций. Наука как социокультурный феномен. Наука и искусство.

2. Наука в культуре современной цивилизации: Специфика научного знания. Ценности научной рациональности. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Функции науки в жизни общества.

3. Наука и философия. Предмет философии науки.

4. Наука как социальный институт: Понятие социального института. Историческое развитие форм научной деятельности. Научное сообщество. Дисциплинарность и междисциплинарность.

5. Наука как социальный институт: Эволюция способов трансляции научных знаний. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

6. Генезис науки. Наука и преднаука.

7. История науки: Истоки естествознания: Эпоха мифологии. Античная преднаука: Эпоха философии. Евклид. Архимед.

8. Античная философия: первые натурфилософы.

9. Античная философия: Пифагор и пифагорейцы.

10. Античная философия: Левкипп и Демокрит.

11. Античная философия: Платон и Аристотель.

12. История науки: Средневековая Преднаука: Эпоха религии.

13. История науки: Преднаука Ренессанса: Эпоха искусства.

14. История науки. 1 .Истоки естествознания: Эпоха мифологии. 2. Античная Преднаука: Эпоха философии. 3. Средневековая преднаука: Эпоха религии. 4. Преднаука Ренессанса: Эпоха искусства. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

15. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта.

16. История науки: Возникновение новоевропейской науки. И. Ньютон: Первая (механистическая) научная картина мира.

17. История науки: М. Фарадей и д. Максвелл: Вторая (электромагнитная) научная картина мира.

18. История науки: Квантовая механика и А. Эйнштейн: Третья (квантово-релятивистская) научная картина мира.

19. Современная (синергетическая) картина мира (Г. Хакен, И. Пригожин).

20. Концепция глобального эволюционизма.

21. Эволюция философско-методологических проблем Науки. Сциентизм и антисциентизм.

22. Структура научного познания: Научное понятие. Научный закон. Научное объяснение.

23. Структура научного познания: Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

24. Научный метод: Методологический арсенал Науки. Описание, сравнение, измерение.

25. Научный метод: Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Обобщение и обработка эмпирических данных.

26. Научный метод: Методология теоретического уровня.

27. Формы научного познания. Научная проблема. Научный факт. Научная теория.

28. Формы научного познания: Научная теория. Научно-исследовательская программа.

29. Динамика научного познания. Становление и развитие научной теории. Рост научного знания.

30. Динамика научного познания. Проблема рациональности научного познания. «Большая четверка»: К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Научное творчество.

31. Общеметодологические принципы научного познания.

32. Философские проблемы социально-гуманитарных наук: Специфика гуманитарных Наук. Общий методологический проект: понимание и объяснение. Специальные методы.

9.5 Специальные вопросы по философским проблемам биологии

1. Биология в контексте философии и методологии науки ХХ века.

2. Эволюционное учение Ч. Дарвина и его методологическое значение для развития биологии.

3. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

4. Философские проблемы биологии: Современные представления о сущности жизни.

5. Проблема философских оснований биологии.

6. Философские аспекты эволюции живой материи.

7. Философские проблемы биологии: Концепция уровней в системе философских оснований биологии.

8. Философские основы учения о биосфере. В.И. Вернадский.

9. Философские проблемы экологии.

10. Экологические основы хозяйственной деятельности.

11. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем.

9.6 Специальные вопросы по философским проблемам медицины

1 .Сознание и познание.

2.Философия медицины и медицина как наука.

З. Социально-биологическая и психосоматическая проблемы современной медицины.

4.Проблема нормы, здоровья и болезни.

5. Философия здоровья: Историко-философские походы к пониманию здоровья. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема.

6. Мировоззренческий и научный статус валеологии.

7. Проблема построения общей теории здоровья.

8. Философское осмысление здоровья человека в техногенном мире.

9.Философско-методологические аспекты теории патологии.

10. Проблема причинности в медицине.

11. Основные теоретические построения в медицине в историческом аспекте.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Название оборудования Номера лекций Номера лабораторных работ Номера практических

и/или семинарских занятий Самостоятель

ная работа студентов 1 2 3 4 5 Компьютер 1-18

5,7,12 1: 1-9 2: 10-15 Таблицы, схемы, рисунки

6,7,11,12 5,7,11,12

Мультимедийное оборудование 5,7,11,12

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:

— способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

— способности и готовности к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности (ОК-5);

— способности и готовности использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

— способности и готовности осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий