Лекции 4 часа Практические (семинарские) занятия 32 часа срс 18 часов Экзамен (зачет) IX x

Лекции 4 часа Практические (семинарские) занятия 32 часа срс 18 часов Экзамен (зачет) IX x

Скачати 232.04 Kb.

Дата конвертації 21.04.2016 Розмір 232.04 Kb. АО «Медицинский университет Астана»

Форма № CЛ-07.1.11

Дата издания:

Кафедра хирургических дисциплин

Дата ревизии:

Ревизия #:

Стр из

силлабус
По элективу «Детская оториноларингология»
Для специальности 051301– «Общая медицина»
Лекции 4 часа
Практические

(семинарские) занятия 32 часа

СРС 18 часов
Экзамен (зачет) _ IX-X

(семестр)

Всего часов 54 часа
Курс V
Семестр IX-X

Астана, 2011г.

1.7. Сведения о преподавателях

ФИО Ученая

степень Должность Приоритетные научные интересы Достижения Тулебаев Р.К. Д.м.н. профессор Профпатология ВДП Защита диссертации Жусупов Б.З. Д.м.н. Профессор Грибковые синуситы Защита диссертации Мухамадиева Г.А. Д.м.н. Профессор Хирургическое лечение отитов Защита диссертации Кудасов Т.Р. К.м.н. Доц. Эндоназальная хирургия Защита диссертации Папулова Н.М. К.м.н. Доц. Лечение хронических синуситов Защита диссертации Аженов Т.М. К.м.н. Доц. Лучевая диагностика ЛОР органов Защита диссертации Байменов А.Ж. К.м.н. Доц. Хронический тонзиллит Защита диссертации Мустафин А.А. К.м.н. Асс. Аэродинамика полости носа Защита диссертации Байжуманова А.С.

Асс. Полипозные и аллергические риносинуситы Работа над диссертацией Касенова Д.С.

Асс. Хронический тонзиллит Защита диссертации

1.8 Контактная информация

Место нахождения кафедры:

Адрес: ул. Бейбитшилик, 47А, ГККП «1-ая городская больница», ЛОР-отделение, учебные комнаты в цокольным этаже.

Телефоны: 314859, 314865 (тел+факс)

E-mail: rais007@yandex.ru
1.9 Политика дисциплины

Политика учебной дисциплины отражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по оториноларингологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата. Занятия проводятся строго по расписанию, в зависимости от темы в специализированных учебных комнатах, оснащенных различным инструментарием, оборудованием и посещением операционной и перевязочного кабинета.

Общие требования кафедры, предъявляемые к студентам

в процессе изучения детской оториноларингологии

Студент обязан:

  • регулярно и своевременно посещать лекционные, практические занятия и другие виды занятий, проводимые сотрудниками ЛОР кафедры, на лекции, практические занятия студенты не допускаются без халатов.
  • Освоить материал дисциплины в соответствии с рабочей программой специальности. На практические занятия необходимо заранее законспектировать материал по теме текущего занятия, ответить на контрольные вопросы по методическим рекомендациям к самостоятельной работе.
  • Бережно относится к учебной литературе и наглядным пособиям, имеющимся на кафедре и в университете
  • Соблюдать и поддерживать порядок и чистоту в учебных комнатах, в учебную комнату студент имеет право войти с разрешения дежурного по группе, который заранее принимает комнату от лаборанта кафедры под документ.
  • По завершению лекций или занятия дежурный обязан сдать аудитории лаборанту кафедры.
  • Дежурный по группе, как и все студенты отвечают за сохранность мебели, инвентаря и пр., т.е. несут материальную ответственность во время нахождения в аудиториях.
  • К экзамену и итоговому тестированию допускаются студенты, усвоившие 4 кредита (с минимальным ОРД 50%) и не имеющие задолженностей по практическим занятиям в виде пропусков, несданных коллоквиумов и т.д..
  • Принимать участие в научно-исследовательской работе кафедры
  • Соблюдать этические нормы общения с пациентами и медперсоналом клиники.
  • Соблюдать правила внутреннего распорядка клинической базы кафедры, предупреждать преподавательский состав кафедры о причинах пропущенных занятий и своевременно отработать имеющиеся задолженности.

Штрафные меры при невыполнении разделов работы

  • При отсутствии конспектов или методичек практических занятий студент не допускается к их выполнению, следовательно, не допускается к занятию и фиксируется пропуск по неуважительной причине, который должен отработать до следующего занятия.

  • при порче наглядных пособий и учебной литературы студент теряет 1 балл от общей оценки знаний и умений.
  • В случае повреждения, поломок и т.д. возмещают нанесенный ущерб.
  • При несвоевременной защите рефератов или заданий СРС студент теряет 1 балл от общего оценивания работы.
  • Опоздание студента на лекцию, занятие (от 5 мин.) фиксируется как пропуск по неуважительной причине, который должен также отработать до следующего занятия при условии наличия лекционного материала.
  • В случае невыполнения разделов работы применяются штрафные меры в виде своевременных отработок или направляются на повторный курс обучения.

2.Программа:

2.1 Введение

Оториноларингология – медицинская дисциплина, изучающая болезни уха, горла и носа, строение и функции этих органов, а также смежных с ними областей (пищевод, трахея, бронхи). ЛОР-органы занимают срединное положение в голове и шее и имеют тесный контакт с черепными ямками, глазницами, зубочелюстным аппаратом, позвоночником, шейным и грудным средостением, магистральными сосудами, важнейшими нервными стволами и сплетениями. Патологические процессы, развивающиеся в том или ином сегменте этой области, могут иметь общие механизмы, осложнять течение друг друга, часто протекают со схожей клинической симптоматикой.

Оториноларингология особенно тесно связана с педиатрией. Детская оториноларингология имеет ряд особенностей, обусловленных эмбриогенезом, анатомией, физиологией, методами диагностики и лечения патологии ЛОР-органов у детей. К особенностям можно отнести и медицинскую этику, любовь и жалость к заболевшему ребенку, уважение родительских чувств, повышенные требования к нравственному облику детского врача.

В связи с этим, врач любой специальности должен хорошо знать клинические проявления, принципы диагностики и лечения заболеваний ЛОР-органов у детей для своевременной дифференциальной диагностики и последующей тактики ведения.

2.2 Цель дисциплины

Целью преподавания детской оториноларингологии является углубление теоретических знаний и практических навыков по диагностике и лечению ЛОР-заболеваний у детей, а так же проведению профилактических мероприятий по предупреждению ЛОР-заболеваний в детском возрасте.

    1. Задачи обучения

— обучить эндоскопическим методам исследования и распознавания типичных заболеваний уха, горла, носа у детей

— оказание первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов

— овладение практическими навыками и умениями по уходу за детьми с ЛОР-патологией

— ознакомить студентов с удельным весом специальности в общей патологии, со значением своевременного выявления и устранения заболеваний горла, носа в профилактике заболеваний и оздоровлении населения, с принципами и методами диспансеризационной работы

— ознакомить студентов с этиологией, патогенезом, клиникой ЛОР-заболеваний у детей

— ознакомить студентов с функциональными и дополнительными методами исследования ЛОР-органов в детском возрасте

— научить диагностике и лечению заболеваний ЛОР-органов у детей

— формирование у студентов основ клинического мышления и умений, обеспечивающих решение профессиональных задач по диагностике и лечению оториноларингологических больных;

— формирование у студентов умений, позволяющих оказать медицинскую (врачебную) помощь при неотложных состояниях, развивающихся при ЛОР-заболеваниях у детей;

— формирование представлений о роли оториноларингологии среди других дисциплин, распространенности ЛОР-заболеваний, их связи с другими органами и системами организма, о профилактическом направлении оториноларингологии.

2.4 Конечные результаты обучения

Студент должен

знать:

— анатомо-физиологические особенности ЛОР-органов у детей;

— общие вопросы патологии заболеваний ЛОР-органов;

— клинические проявления ЛОР-заболеваний;

— основы диагностики заболеваний ЛОР-органов;

— оказание первой медицинской помощи при поражениях ЛОР-органов;

— этиологию, патогенез, клинику, диагностику, лечение и профилактику ЛОР-заболеваний у детей;

— функциональные и дополнительные методы исследования при заболеваниях ЛОР-органов у детей;

— структуру и работу детского поликлинического кабинета и стационарного отделения;

уметь:

— пользоваться лобным рефлектором;

— провести наружный осмотр ЛОР-органов;

— провести переднюю, заднюю риноскопию;

— взять мазок со слизистой оболочки носа;

— ввести турунду в нос; произвести вдувание лекарственного порошка в нос;

— удалить инородное тело из носа, из наружного слухового прохода, из глотки;

— удалить серную пробку из наружного слухового прохода;

— произвести переднюю тампонаду носа;

— произвести орофарингоскопию;

— смазать небные миндалины и заднюю стенку глотки;

— производить обследование носоглотки;

— провести пальпацию регионарных лимфатических узлов;

— провести непрямую ларингоскопию;

— провести туалет и смену внутренней трахеотомической трубки;

— проводить отоскопию;

— исследовать слух шепотной и разговорной речью;

— вводить турунду в наружный слуховой проход с лекарственными веществами; закапать капли в ухо;

— промыть ухо;

— продуть слуховые трубы по Политцеру;

— с помощью акуметрических и аудиологических данных оценить состояние слухового анализатора;

— оценить рентгенограммы уха и околоносовых пазух;

— исследовать функциональное состояние слизистой оболочки полости носа и дать оценку.

— обследовать курируемого больного и написать историю болезни.

— проводить санитарно-просветительную работу по профилактике ЛОР-заболеваний;
2.5 Пререквизиты:

Анатомия 1

Физиология 1
2.5 Постреквизиты:

Интернатура по общей врачебной практике

2.6 Содержание дисциплины:

Заболевания носа и околоносовых пазух у детей. Заболевания наружного носа (фурункул, ожоги, отморожения носа). Искривления носовой перегородки, гематомы, абсцессы носовой перегородки. Острые и хронические заболевания носа и околоносовых пазух. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения. Носовые кровотечения, инородные тела, травмы носа. Клиника, диагностика, первая помощь, профилактика.

Заболевания глотки у детей. Ангины, классификация ангин по Солдатову И.Б. Поражение миндалин при острых инфекционных заболеваниях и заболеваниях системы крови Осложнения ангин. Профилактика и лечение острых ангин. Острые и хронические фарингиты, этиопатогенез, клиника, диагностика. Лечение. Хронический тонзиллит. Классификация, клиника, диагностика. Основные принципы консервативного и хирургического лечения. Травмы, ожоги и инородные тела глотки, клиническая картина, доврачебная неотложная помощь.

Заболевания гортани, трахеи и пищевода в детском возрасте. Острый и хронический ларингит. Этиопатогенез, клиника, диагностика, лечение. Дифференциальная диагностика ложного и истинного крупа. Острые и хронические стенозы гортани. Трахеостомия, показания к ней. Инородные тела гортани, трахеи, бронхов и пищевода. Методы их удаления. Травмы гортани, трахеи, бронхов. Ожоги пищеводы, рубцовые стенозы пищевода.

Заболевания уха. Заболевания наружного уха. Травмы уха. Удаление серной пробки и инородного тела из наружного слухового прохода. Воспалительные заболевания среднего уха. Этиология, клиника, диагностика и лечение: консервативное и хирургическое. Показания к операции, предоперационная подготовка больных. Внутричерепные осложнения.
2.7 Тематический план лекций, практических занятий и тем для самостоятельного изучения по специальности: 051301– «Общая медицина»
Распределение часов дисциплины

Общее количество часов Аудиторные часы

СРС Всего Лекции Практические занятия Детская оториноларингология 54 36 4 32 18

Тематический план лекций

Наименование темы Форма проведения Продолжите-

льность 1. История детской оториноларингологии. Особенности оториноларингологии детского возраста Обзорная лекция 2 часа 2. Основные этапы эмбрионального развития ЛОР-органов. Врожденные аномалии ЛОР-органов. Обзорная лекция 2 часа

4

Тематический план практических занятий

Наименование темы Форма проведения Продолжите-льность 1. Методы исследования ЛОР-органов у детей. Устный опрос, работа в парах, обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя; 4 часа 2. Болезни носа и околоносовых пазух у детей. Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя; 4 часа 3. Болезни глотки у детей. Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; работа с больными под руководством преподавателя; 6 часов 4 Болезни гортани, трахеи и пищевода в детском возрасте. Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, работа с учебниками, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, ролевые игры; обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, работа с больными под руководством преподавателя; 6 часов 5 Анатомо-физиологические особенности слухового и вестибу-лярного анализаторов в детском возрасте Устный опрос, презентации, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, работа с больными под руководством преподавателя; 6 часов 6 Болезни уха в детском возрасте. Устный опрос, ситуационные задачи, работа в парах, презентации, обсуждение тем самостоятельной работы, тестирование, обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, работа с больными под руководством преподавателя; 6 часов

32

Время консультаций:

Преподаватель День консультаций Время Аженов Т.М. Понедельник 16 – 18 часов Папулова Н.М. Вторник 14 – 16 часов Байжуманова А.С. Вторник 16 — 18 часов Касенова Д.С. Четверг 16 — 18 часов Кудасов Т.Р. Среда 14 – 16 часов Мустафин А.А. Четверг 14 – 16 часов

Время проведения итогового контроля

Контроль Время проведения ( неделя) Итоговый контроль В конце цикла

2.8 Задания для самостоятельной работы студентов (СРС)

п/п Наименование темы Задания Сроки сдачи 1. Кисты околоносовых пазух в детском возрасте. — Подготовка и защита рефератов

— подготовка презентации

— самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач

2-й день занятий 2. Физиология лимфоидного глоточного кольца. Подготовка и защита рефератов

— подготовка презентации

— самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач

3-й день занятий 3 Травмы, инородные тела ЛОР-органов у детей. Подготовка и защита рефератов

— подготовка презентации

— самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач

4-й день занятий 4. Опухоли ЛОР-органов в детском возрасте. Подготовка и защита рефератов

— подготовка презентации

— самостоятельное составление тестовых заданий и ситуационных задач

5-й день занятий

2.9 Литература

на русском языке:

основная:

  1. Шеврыгин Б.В., Керчев Б.И. Болезни уха, горла и носа: учебник. Москва, 1991г.

2. Козорез Е.С. ЛОР заболевания: конспекты лекций для медвузов. Москва, 2005г.

3.Богомольский М.Р., Чистяков В.Р. Детская оториноларингология. Москва, 2001г, 2006г.

4. Пальчун В.Т., Крюков А.И. Оториноларингология. Москва, 2002.

5. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Оториноларингология. – М., Медицина, 2002., 576с.

дополнительная:

  1. Солдатов И.Б., Гофман В.Р. Оториноларингология. – СПб., 2001.

2. Дискаленко В.В., Лавренова Г.В., Глухова Е.Ю. и соавт. /под ред. Плужникова М.С. Справочник по оториноларингологии. Санкт-Петербург

2006.

3. Плужников М.С. Консервативные и хирургические методы в оториноларингологии. Санкт-Петербург, 2006

на казахском языке

основная:

1. Төлебаев Р.Қ., Исмагулова Э.К., Жусупов Б.З., Яхин Е.Ж. Оториноларингология дәрістері. Астана, 2009ж.

2. Шаиқов З.Ш., Тулебаев Р.К., Асылбеков Н.Т. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. Акмола, 1997

Дополнительная:

1.Тайбогаров С.Е., Овчинников Ю.М.. Құлақ, тамақ және мұрын аурулары. — Алматы, 1994.

2.10 Методы обучения и преподавания:

Лекции: обзорные.

Практические занятия: устный опрос, тестирование, разбор тематических больных, курация больных, работа в малых группах, дискуссии, презентации, обратная связь, обучение навыкам с использованием муляжей, манекенов, фантомов; работа с больными под руководством преподавателя;

Самостоятельная работа студентов (СРС): работа студентов с учебной и дополнительной литературой, с литературой на электронных носителях и в Интернете; решение и подготовка тестовых заданий, подготовка презентаций.

2.11 Критерии и правила оценки знаний:

Шкала оценок

Оценка по

буквенной

системе Цифровой эквивалент

баллов %-ное содержание Оценка по традиционной системе А

4,0 95-100 Отлично А- 3,67 90-94 В+ 3,33 85-89 Хорошо В 3,0 80-84 В- 2,67 75-79 с+ 2,33 70-74 Удовлетворительно с 2,0 65-69 с- 1,67 60-64 д+ 1,33 55-59 д 1,0 50-54 р 0 0-49 Неудовлетворительно

Критерии оценки знаний

Оценка «отлично» ставится в том случае, если обучающийся показал полное усвоение программного материала и не допустил каких-либо ошибок, неточностей, своевременно и правильно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал отчеты по ним, проявил при этом оригинальное мышление, своевременно и без каких-либо ошибок сдал коллоквиумы и выполнил домашние задания, занимался научно-исследовательской работой, самостоятельно использовал дополнительную научную литературу при изучении дисциплины, умел самостоятельно систематизировать программный материал.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не ниже чем на 75% и при этом не допустил грубых ошибок при ответе, своевременно выполнил контрольные и лабораторные работы и сдал их без принципиальных замечаний, правильно выполнил и своевременно сдал коллоквиумы и домашние задания без принципиальных замечаний, использовал дополнительную литературу по указанию преподавателя, занимался научно-исследовательской работой, допускал не принципиальные неточности или принципиальные ошибки, исправленные самим студентом, сумел систематизировать программный материал с помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если студент освоил программный материал не менее чем на 50%, при выполнении контрольных и лабораторных работ, домашних заданий нуждался в помощи преподавателя, при сдаче коллоквиума допускал неточности и не принципиальные ошибки, не проявил активность в исследовательской работе, ограничился только учебной литературой, указанной преподавателем, испытывал большие затруднения в систематизации материала.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент обнаружил пробелы в знании основного материала, предусмотренного программой, не освоил более половины программы дисциплины, в ответах допускал принципиальные ошибки, не выполнил отдельные задания, предусмотренные формами текущего, промежуточного и итогового контроля, не проработал всю основную литературу, предусмотренную программой.

Примечание: Для кредитной системы обучения.

Примечание: Составлены на основании ГОСО РК «Система образования РК. Контроль и оценка знаний в высших учебных заведениях. Основные положения».
Методика подсчета рейтинга и оформления итоговой

оценки по дисциплине

Уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется итоговой оценкой. Формируемой из оценки рейтинга допуска и оценки итогового контроля. Оценка рейтинга допуска складывается из оценки текущего контроля успеваемости (включает в себя текущие оценки, полученные на занятиях, на СРСП, оценки за СРС) и оценки рубежного контроля. Оценка рейтинга допуска составляет 60% итоговой оценки по дисциплине. Оценка итогового контроля составляет 40% итоговой оценки знаний по дисциплине. Итоговая оценка подсчитывается только в том случае, если обучающийся имеет положительные оценки и по рейтингу допуска, и по итоговому контролю. Пересдача оценки по итоговому контролю не разрешается.

Рейтинговая оценка знаний студентов

  • Уровень учебных достижений обучающихся по каждой дисциплине определяется:

ИО=ОРД х 0,6 + ОИК х 0,4, где

ИО – итоговая оценка

ОРД – оценка рейтинга допуска:

ОРД = (ОТК х 0,3 + СРК х 0,5 + СРС х 0,2), где

ОТК – средняя арифметическая оценка по практическим занятиям и СРСП

ОРК – средняя оценка за рубежные занятия (коллоквиумы)

СРС – средняя оценка за внеаудиторную самостоятельную работу студента

Процент (%) рейтинга допуска:

ОРД х 100% где

5

5 – максимальная оценка контроля знаний обучающегося.

При рейтинге допуска ниже 50% студент не допускается к сдаче итоговой формы контроля знаний (экзамен), и итоговая оценка не подсчитывается.

  • ОИК – оценка итогового контроля (экзамен, дифзачет).
  • ИО оценивается по балльно-рейтинговой буквенной системе

Критерии оценок

Оценке «отлично» соответствует 90-100% от общего количества баллов;

Оценке «хорошо» соответствует 75-89% от общего количества баллов;

Оценке «удовлетворительно» соответствует 50-74% от общего количества баллов;

Оценке «неудовлетворительно» соответствует 0-49% от общего количества баллов;

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий