Конспект лекций по предмету «история узбекистана» (для студентов I курса бакалавриата всех направлений) ташкент-2010

Охватывает период xiii-xviв в. Дальнейшие этническое развитие узбекского народа (XVII-XIX в в.) протекало по нескольким направлениям
Конспект лекций по предмету «история узбекистана» (для студентов I курса бакалавриата всех направлений) ташкент-2010

Скачати 2.37 Mb.

Сторінка 1/12 Дата конвертації 17.04.2016 Розмір 2.37 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   12

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА»
(для студентов I курса бакалавриата всех направлений)

ТАШКЕНТ-2010

ТЕМА 1. ВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ «ИСТОРИЯ УЗБЕКИСТАНА». УЗБЕКИСТАН — ОДИН ИЗ ДРЕВНЕЙШИХ ОЧАГОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ

План

  1. Предмет курса истории Узбекистана, теоретико-методологические принципы и значение его изучения. Место и роль истории Узбекистана в духовном возрождении нации.
  2. Первобытнообщинный строй на территории Средней Азии, его исторические периоды и их характеристика.
  3. Возникновение зороастризма. «Авеста» — важный источник изучения истории народов Средней Азии.

1. Предмет курса истории Узбекистана, теоретико-методологические принципы и значение его изучения. Место и роль истории Узбекистана в духовном возрождении нации.

«История» (греч.: рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано)- 1) процесс развития природы и общества; 2) комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Для установления закономерностей исторического развития исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин (археография, палеография, дипломатика, хронология, сфрагистика, геральдика, нумизматика, генеалогия).

Что же является предметом изучения истории Отечества?

1. Изучение богатого, поистине уникального прошлого нашего народа через призму важнейших исторических фактов, событий, явлений, процессов, вклада наших великих предков в сокровищницу мировой цивилизации, деятельности широких народных масс, их борьбы за прогресс и процветание Отечества, за свою свободу и независимость;

2. Анализ социально- политических, экономических и культурных

аспектов исторического развития нашего региона с древнейших времен до наших дней в тесной взаимосвязи со всемирной историей.

Изучение истории Узбекистана базируется на соответствующих научно- теоретических и методологических основах. В чем они заключаются?

1) Научность и объективность.

2) Историзм.

3) Альтернативный подход к изучению истории Узбекистана.

4) Гуманизм.

5) Патриотизм.

6) Национальная независимость.

Исходя из определения предмета и теоретико — методологических основ и принципов изучения истории Узбекистан, можно сформулировать следующие важнейшие задачи курса:

1) представить молодому поколению историю Узбекистана со всеми ее светлыми и темными сторонами, с многообразием общественно- политических, экономических и культурных связей и перспектив общественного развития, с кипением человеческих страстей и столкновением личностей, со всеми сложностями и противоречиями;

2) повысить политическую культуру молодежи, помочь ей сформулировать социальные ориентиры, что является жизненно необходимым в новом для нас, плюралистическом обществе, с разными позициями, с многообразием подходов, многопартийностью;

3) воспитать у молодого поколения высокую духовность и нравственность;

4) воспитать у молодежи чувство патриотизма;

5) незаменима роль истории в формировании способности к социальному предвидению;

6) важнейшей задачей курса является способствовать усвоению, овладению молодежью идеологией национальной независимости.

2.Первобытнообщинный строй на территории Средней Азии, его исторические периоды и их характеристика.

История первобытного человеческого общества делится на три основных эпохи: каменный век, бронзовый и железный. Каменный век, в свою очередь, прошел три основных этапа в своем развитии:

1) Древнекаменный, или палеолит, который делится на три периода- раннего (ашелль), среднего (мустье) и позднего (ориньяк, солютре, мадлен) палеолита: 2) среднекаменный век, или мезолит; 3) новокаменный век (неолит и энеолит).

ПАЛЕОЛИТ был самым продолжительным периодом в истории человечества. Следует охарактеризовать его основные этапы.

Ранний палеолит (700/500-100 тыс. лет до н.э.). Период становления человека и человеческого общества, а также появления первых орудий труда. Древнейшие люди жили первобытными стадами, ограничиваясь собирательством и охотой. Использовали примитивные орудия, при изготовлении которых начался процесс труда. В Средней Азии были распространены главным образом чопперы. Физический тип человека раннего палеолита представлен архонтропом (человек древний), разновидностями которого являются питекантроп и синантроп.

Стоянки древнейших людей: СЕЛЕНГУР в долине Ферганы (700-500 тыс. лет до н.э.), а также стоянка КУЛЬБУЛАК в Ташкентском оазисе близ г. Ангрен (700-500 тыс. лет до н.э).

Средний палеолит (мустье) (100-40 тыс. лет до н.э.).В эпоху мустье древние люди стали использовать для жилья гроты и пещеры, примитивную одежду из шкур. Одним из важнейших достижений было изобретение различных способов добывания огня. Появляются новые разнообразные орудия труда, благодаря совершенствованию техники обработки камня произошел переход от макролитов к микролитам.

В эпоху мустье возникают зачатки религиозных воззрений, первобытное изобразительное искусство (наскальные рисунки), люди начинают делать предметы украшения.

Изменился и физический тип строения человека: на смену питекантропу и синантропу приходит неандерталец.

Верхний палеолит (поздний палеолит) (40-12 тыс. лет до н.э.). Наряду с техникой скола возникает техника отжимной ретуши при обработке камня, появляется сверление, преимущественно кости, иногда- камня. Особенностями верхнего палеолита стало возникновение рыболовства, собирательство дикорастущих растений, сооружение долговременных зимних жилищ (землянок, полуземлянок, наземного типа), свидетельствующее о начавшемся переходе людей к оседлости.

В верхнем палеолите происходит формирование современного типа человека — кроманьонца. Возникают человеческие расы и различные антропологические типы, приближающиеся к современным трем расам- европеоидной, монголоидной и негроидной.

И, наконец, в эпоху позднего палеолита первобытное стадо сменилось материнской родовой общиной. Этап в истории человечества, когда родовые общины объединились вокруг женщины- матери, назывался матриархатом.

МЕЗОЛИТ (от 12 до 7 тыс. лет до н.э.). Важнейшими изобретениями эпохи стали составные орудия труда- топор, лук и стрелы. Возникла новая техника — шлифование, сначала кости, а в конце периода- камня. В эпоху мезолита человек начинает приручать животных, возникают новые отрасли хозяйства: мотыжное земледелие, скотоводство.С отступлением ледника большие просторы Узбекистана становятся пригодными для жизни человека — происходит расселение плмен, в междуречье Амударьи и Сырдарьи.

На территории Узбекистана обнаружено более 100 стоянок, относящихся к мезолитическому периоду.

НЕОЛИТ (от 6 до 4 тыс. лет до н.э.). Эпоха неолита стала переходным периодом от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производящему — земледелию и скотоводству. Особенностями неолитического периода стало: появление земледелия, применение ранее неизвестных приемов обработки камня полирование, пиление и др. Человек научился делать лодку, что способствовало развитию судоходства. В эпоху неолита племена переходят к оседлому образу жизни, что послужило развитию ремесел: гончарного производства, ткачества.

ЭНЕОЛИТ (медно-каменный век) (от 4 до 3 тыс. лет до н.э.). В конце неолитического периода на территории Узбекистана начинается применение меди. Однако камень продолжал оставаться основным сырьем для изготовления орудий труда, так как медь не обладала необходимой твердостью.

Вместе с тем эпоха энеолита имела свои отличительные черты: человек овладел плавкой и горячей обработкой меди; земледелие возникает в предгорных местностях, население занимается разведением домашних крупных животных.

ЭПОХА БРОНЗЫ (от 3 до 1 тыс. лет до н.э.). Великим хозяйственно- культурным открытием стало получение бронзы (сплава меди с оловом, свинцом или цинком), которая вытеснила камень как основное сырье для изготовления орудий труда и стала новым этапом в развитии человечества, способствовала его дальнейшему прогрессу, обусловила огромные технические и культурные достижения. Интенсивное развитие получает мотыжное земледелие. В конце эпохи бронзы появляется ирригация- первые искусственные оросительные каналы. Дальнейшее развитие получает оседлое скотоводство и начинается его отделение от земледелия. Человек приручает лошадь. В целом скотоводство и земледелие становятся основой хозяйственной жизни общества, а охота и собирательство утрачивают свою прежнюю роль в экономике. Развитие земледелия и скотоводства способствовало созданию прибавочного продукта, взаимообмену между родами и племенами и установлению между ними торгово- экономических, культурных, этнических отношений, возникают торговые пути — Лазуритовый, Великий шелковый путь.

Крупными открытиями эпохи бронзы стали развитие ювелирного искусства, применение кирпича в строительстве, использование гончарного круга в производстве керамики.

Начинается переход от матриархата к патриархату. Парная семья становится моногамной, усиливается отцовское право в семье. Образование военно-племенных союзов.

ЭПОХА ЖЕЛЕЗА (от второй половины I тыс. до н.э.- до I в. н.э). На базе широкого применения железа получило дальнейшее развитие металлургическое производство, появились многие технические изобретения- кузнечный мех, ручная мельница, ткацкий станок. Возникли зачатки архитектуры: лепная керамика с расписанным узором, алебастровая штукатурка. Применение железа полностью отделило земледелие и скотоводство, способствовало разрушению первобытнообщинного строя, ускорению процесса разложения первобытного общества: оно укрепило частную собственность, создало основу для образования класса знати, сыграло важную роль в возникновении классового общества.

В эпоху железа появляется один из признаков города — рынок, возникает интенсивный товарообмен, в результате чего происходит ускорение накопления богатства в руках отдельных лиц, классового расслоения общества. Все это приводит к образованию государств на территории нашего региона, изучению которых будет посвящена специальная лекция.

3. Возникновение зороастризма «Авеста»- важный источник изучения истории народов Средней Азии.

Название религии пошло от имени пророка Заратуштры (в греческом произношении- Зороастр). Заратуштра несомненно явялется историческим лицом, жившим между X и VIIв.в. до н.э. В его проповедях закладывались основы новой благородной религии. В чем они заключаются? В начальной форме зороастризм выражался в вере в верховного бога — Ахурамазду. Одновременно с его возвышением получило распространение положение, согласно которому все в мире — боги, явления природы и общественной жизни, животные и т.д. относятся к доброму или злому началам- к Добру и Злу. Правде и Лжи. Между ними идет вечная борьба, которая и составляет содержание мирового процесса. В результате этой борьбы Ахумазда должен победить и тогда воскреснут мертвые, все нечистое исчезнет и наступит время счастливой жизни для всего доброго на земле. Роль человека в религиозной системе зороастризма определяется концепцией свободного выбора. Человек выбирает между добром и злом, и его действия имеют определяющее значение в ходе мировой борьбы доброго и злого начал.

Путь добра указывается истинной верой, принесенной на землю Заратуштрой. И коллективные усилия его приверженцев должны привести к конечной победе добра. Основным долгом человека по содействию доброму началу в борьбе со злом считалось прежде всего не исполнение молитв, которым зороастризм, особенно на ранних этапах развития, не придавал решающего значения, а справедливый образ жизни: «добрая мысль», «доброе слово», «доброе дело — вот, чем человек борется со злом. Как одно из главных средств в борьбе с силами зла рассматривалось увеличение материальных благ, т.е. занятие скотоводством и земледелием, что расценивалось как подвиг благочестия.

Какова же теологическая сторона зороастризма, особенности пантеона и обрядов? Среди основных черт религиозной системы зороастризма, характерных для различных этапов его развития, можно отметить следующие:

1) определенная монотеистичекая тенденция, выраженная в вере в верховного благого бога Ахура-Мазду /ахур- господин, мазда- добро/;

2) дуализм морально-этического характера, состоящий в противопоставлении двух вечных абстрактных начал Добра и Зла или Правды и Лжи; во главе сил Добра стоит благой бог Ахура-Мазда, во главе сил Зла — злой враждебный дух Анхра-Манью (в авестийском написании Анго — Манью, позднее — Ахриман); борьба этих двух сил составляет, как уже говорилось, содержание мирового процесса.

Наиболее чтимыми богами авестийского пантеона были бог солнца и света Митра, а также богиня плодородия и вод Ардвисура Анахита. Из обрядов зороастризма наиболее специфическим является погребальный обряд.

Состав «Авесты» . По свидетельству Беруни, канонизированная «Авеста» состояла из 21 книги , каждая из которых называлась «наск»(из них в результате преследований зороастрийцев и распространения ислама сохранились только 5):

1) «Ясна» («жертва», «моление») — свод текстов, сопровождающих основные обрядовые церемонии;

2) «Яшты «почитание», «восхваление» — гимны божествам зороастрийского пантеона

3) «Видевдат»- «закон против девов (демонов)», предписания о поддержании ритуальной чистоты (содержит также ряд религиозно-юридических положений, фрагменты древних мифов, эпоса и пр.);

4) «Виспрат — «все владыки», собрание молитв и литургических текстов;

5) обобщающая книга — «Малая Авеста».

Из 72 глав «Ясны» 17 составляют «Гаты» («Песни») пророка Заратуштры. Он является известным поэтом, и проповеди его излагаются в стихотворной форме («гат»- ритм, рифма). «Гаты»- наиболее древняя, архаичная часть книги по сравнению с остальной, так называемой «Младшей Авестой».

Хронология проблемы. Особенность «Авесты» состоит в том, что она включает в себя много исторических пластов, хронологически относящихся к различным эпохам. Большинство ученых полагают, что деятельность Заратуштры и создание «Гат» относятся к VII-VI вв. до н.э. (Однако, по некоторым сведениям, существует легендарная дата- за 6 тыс. лет до н.эры Александра Македонского жил пророк Заратуштра, в 33 года начавший свою проповедническую деятельность, получив весть об Ахура- Мазде). Поэтому древнейшие мифологические пласты «Авесты» связываются с эпохой мироздания, содержат мифы о сотворении человека. Их тексты построены в форме диалогов между Заратуштрой и Ахура- Маздой.

Первые записи авестийских текстов, согласно Беруни, были сделаны в эпоху Александра Македонского золотыми буквами на шкурах 12 тысяч оленей или коров. Согласно имению многих ведущих специалистов, первые записи авестийских текстов были произведены еще в эпоху Ахеменидов арамейским безгласным шрифтом в период VI-V вв. до н.э., а полный свод «Авесты» появился гораздо позднее — во второй половине парфянского периода и определенно к началу правления Сасанидов (IIIв.). На протяжении многих веков своего существования свод «Авесты» неоднократно подвергался кодификации. Последняя редакция «Авесты» относится к правлению Сасанида Хосрова I Ануширвана Справедливого (VI в.).

Язык Авесты. Позже «Авеста» была записана специально созданным для этой цели алфавитом, который был выработан на основе развитого пехлевийского курсива (т.е. шрифта среднеперсидских зороастрийских книг), представляющего собой развитие одного из видов письма, которые возникли на базе арамейской письменности. Но авестийский алфавит имеет значительно большее (более чем в 2 раза) число букв, в том числе 14 — для обозначения гласных.

Существует также точка зрения, что уже первые записи «Авесты» были сделаны специальным древним священным языком религиозных обрядов и ритуалов, который не употреблялся в качестве разговорного. В этом смысле «Авеста» — это языковый реликт. И язык этот условно называют авестийским.

Место появления «Авесты». Ни по одному научному вопросу не было высказано такое количество самых разноречивых гипотез, как по вопросу о родине учения зороастризма. В частности, существует «западная теория», сторонники которой считают, что распространение зороастризма началось из Мидии, и «восточная теория», согласно которой колыбелью зороастризма являются области Средней Азии — Согд, Бактрия, Хорезм или Фергана. Наибольшее число приверженцев в научной литературе имеет теория, связывающая первые шаги Заратуштры с Хорезмом, поскольку историческая традиция говорит о Хорезме, как о стране, где впервые был зажжен священный огонь зороастризма .

«Авеста», несмотря на религиозно-мифологический характер, может служить ценными источником сведений о социальной и культурной жизни народов Средней Азии. Анализируя авестийское общество, исследователи отмечали, что оно было четырехступенчатым. Семья называлась нмана. В состав семьи входили и неполноправные члены — вира, вайса и париайтар. Вира обычно обозначает «мужчину», «воина», но может пониматься и в значении «раб». Род («вис») состоял из нескольких агнатических групп, глава рода назывался «виспати». Многие важнейшие вопросы решались родовым советом, в состав которого входили главы агнатических групп. Совет решал вопросы внутренней жизни, как производственные, так и общественные, в том числе связанные с отправлением культа и правосудия, а также вопросы взаимоотношений с другими родовыми коллективами.

Наряду с рядовыми общинниками уже имелись «благородные», «знатные». Один из терминов для обозначения «благородных», «знатных» — «азата» («благороднорожденный»). Другой термин для обозначения «знатного» в «Авесте» — это «асна».

Племя — занту играло, по-видимому, значительно меньшую роль. Вместе с тем некоторые тексты повествуют о советах «лучших людей». Термин для обозначения таких советов — «ханчамана».

«Область» и «страна», состоящая из нескольких областей, носит в «Авесте» название «дахью». Воглаве «дахью» стоял «дахьюпати». Из других лиц, обладающих властью, следует упомянуть «састар» («правитель», «повелитель»), который, вероятно, осуществлял власть над каким-то районом из укрепленного пункта.

Судя по текстам «Авесты», общество того времени характеризовалось далеко зашедшей социальной и имущественной диференциацией. В «Авесте» имеется перечень «социально- профессиональных групп»: жрец, воин — колесничий, крестьянин — скотовод и (один раз) ремесленник.

ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЗБЕКСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И РАННИЕ ЭТАПЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

План

1. Понятие «государства», его функции и причины возникновения. Ранние государственные образования на территории Средней Азии.

2. Борьба наших предков против Ахеменидов Ирана и греко-македонских завоевателей.

3. Античный этап в развитии узбекской государственности. Государства Греко-Бактрия, Кангха, Паркан и Тохаристан.

4. Кушанское царство как новый этап в развитии государственности Средней Азии.

  1. Понятие государства, его функции и причины возникновения . Ранние государственные образования на территории Средней Азии.

Государственность в Средней Азии зарождается в IX-VIII в.в до н.э. вместе с переходом к раннежелезному веку и непосредственно связана с развитием земледелия и скотоводства, т.е. производящих форм хозяйства.

Древние государства формировались как мелкие территориально-структурные единицы. В структуру такого государства- «культурно-хозяйственного района», на территории Узбекистана обычно входили: поселение, орошаемые земли, ирригационные системы, пастбища. Орошаемое земледелие, требующее осуществления в широких масштабах ирригационных работ, выдвигало перед государством следующие задачи: контроль за строительством каналов, дамб, очисткой и поддержанием оросительной сети; развитие земледелия, скотоводства, ремесел; укрепление торгово-экономических и культурных связей внутри государства, установление и развитие отношений с соседними странами; сбор податей и налогов со своего населения; ведение войн в целях грабежа чужих народов и племен и охрана собственных границ от внешних врагов.

В целом функции древних государств сводились к следующим:

1)общественная (управленческая);

2)социально-экономическая (хозяйственная);

3)военная (оборонительная)

4)идеологическая (религиозная).

Древнейшим государственным объединением, образовавшимся в Средней Азии в VII в . до н.э. было Древнебактрийское царство, которое занимало территорию собственно Бактрии, а также Согда и Маргины. В VII-VI в.в. до н.э. оно располагалось в долинах Сурхандарьи, Кашкадарьи, Зеравшана и северной (северо-восточной) части Афганистана.

Бактрия стояла в одном ряду с такими крупнейшими государствами, как Египет и Вавилон. Высказывается мнение, что древнейшая Бактрия превосходила по могуществу соседние области и занимала среди них особое место. Природные богатства Бактрии были хорошо известны за ее пределами, вплоть до Передней Азии. В частности, очень высоко ценился бадахшанский лазурит.

Центральные города областей, входивших в состав Древнебактрийского царства, располагались на месте Кызылтепа, Еркургана, Узункыра и Афрасиаба, т.е. самых древних городов, обнаруженных археологами на территории Узбекистана, возраст которых насчитывает не менее 2700 лет.

Примерно в это же время существовало другое государство — Древнехорезмийское. По поводу территории, которую оно занимало, существует две теории: «Малый Хорезм» — от среднего течения Амударьи до Аральского моря, т.е. территорию современной Хорезмской области (С.П. Толстов); «Большой Хорезм» — земли берега нижнего течения Амударьи (северные территории), долину реки Мургаб и территорию Парфии (нынешнего Туркменистана), т.е. кроме Хорезма, земли на юге Средней Азии. (И. Маркварт). Один из крупных центров Хорезма располагался на месте гродища Кюзелигыр.

Хорезмийцы славились своим ювелирным, гончарным, оружейным, строительным ремеслами. Были искусными земледельцами. В городах шла бойкая торговля.

В целом в древних государствах на территории Узбекистана быстрыми темпами развивались земледелие, ремесло и торговля, были установлены тесные связи с государствами Древнего Востока. Развитие государственности на территории Узбекистана было основано на высокоразвитой древнеземледельческой культуре местного населения.
2. Борьба наших предков против Ахеменидов Ирана и греко-македонских завоевателей.

В середине VI в. до н.э. Средняя Азия была завоевана державой Ахеменидов, основателем которой явился царь группы персидских племен Кир II. Киром были подчинены сначала бактрийцы, а затем и саки. Кир II попутно подчинил себе и Согд. В 539 г. до н.э. Кир сокрушил Вавилон и, как сообщает Геродот, направил свои устремления на равнины к востоку от Каспийского моря, где обитали массагеты. По Геродоту, массагетами правила тогда царица Томирис. В борьбе с нею Кир, углубившийся в степи за Амударьей и оторванный от своего тыла, потерпел поражения и погиб в бою. Разгром Кира массагетами в конце июля-начале августа 530 г. до н.э. — первая точно установленная дата в истории народов Средней Азии.

Следует отметить, что в надписи Дария массагеты не упоминаются, зато в ней встречается упоминание о хорезмийцах. О времени их подчинения источники нам ничего не сообщают. Оно произошло, вероятно, в царствование завоевателя Египта Камбиса-сына Кира.

В 522 г. до н.э. власть в Иране захватывает Дарий I (правил до 486 г.) — представитель боковой линии Ахеменидской династии. Ему пришлось привести в повиновение многие восставшие против него народы, в том числе среднеазиатские. 10 декабря 522 г. до н.э. было подавлено восстание племени маргуш под руководством важдя Фрады. Дарий I в 519/518 г. до н.э. предпринял специальный поход против саков-тигра-хауда. Произошло сражение, в котором саки потерпели поражение. Окончательно саки-тиргахауда были покорены персами только в 494-493 г.г. до н.э..

Весной 329г. до н.э.на территорию Средней Азии вступили войска Александра Македонского. Он без особого труда завоевал Бактрию, а затем, переправившись через Амударью, вступил на согдийскую землю, где встретился с мужественным и героическим сопротивлением населения, поднявшегося на борьбу за свою свободу и независимость.

В 329-327 г.г. до н.э. Согд и Бактрия были охвачены крупнейшим народным восстанием против греко-македонских завоевателей, которое возглавил согдийский военачальник Спитамен. В его развитии можно проследить три этапа: I этап (весна-осень 329 г. до н.э.), когда инициатива восстания исходила главным образом от местного оседлого населения. II этап (весна — осень 328г. до н.э.) — борьба за независимость имела уже несколько иной характер: местное оседлое население, хотя и обескровленное и разоренное, все же отказывалось от подчинения сатрапу, поставленному Александром, но в активных действиях Спитамена участия не принимало. Лишившись поддержки оседлых поселений, Спитамен продолжал борьбу с помощью кочевников- массагетов (по Курцию — дахов).Второй этап восстания завершается гибелью Спитамена. III этап борьбы согдийцев за независимость (весна — лето 327 г. до. н.э.) также существенно отличался от предыдущих: широкие круги земледельческого населения в массе своей активно не выступали; о выступлениях кочевников против завоевателей после смерти Спитамена сведения не имеется, но известно, что противодействие Александру не было ликвидировано.

Таким образом, в течение трех лет народы Средней Азии защищали свою свободу и независимость родной земли, вели мужественную борьбу против греко-македонских завоевателей. И хотя они потерпели поражение, тем не менее своим героическим и упорным сопротивлением нанесли Александру Македонскому такой тяжелый удар, что военная мощь его войска была сильно ослаблена.

После смерти Александра Македонского один из его военачальников Селевк в 312 г. до н.э. окончательно утвердился в Вавилоне в качестве сатрапа. На протяжении последующих девяти лет он постепенно распространил свою власть на запад и восток, в том числе на Иран и Среднюю Азию, положив начало Селевкидской державе, которая просуществовала с 312 г. по 64 г. до.н.э. и была непосредственно связана с народами Средней Азии до 250 г. до н.э.

В середине III в. до н.э. начался распад державы, от которой отложились среднеазиатские владения Селевкидов — сначала Парфия, а затем Бактрия, ставший результатом взаимодействия многих факторов, среди которых важную роль играет борьба народов Средней Азии за свою независимость.

Таким образом, греко-македонское завоевание Средней Азии создало предпосылки для образования в регионе государств, получивших в истории название эллинистических. Поэтому период развития национальной государственности, подготовленный походами Александра Македонского и господством Селевкидов, называется античными ли эллинистическим (III в.- I в. до н.э.).

3. Античный этап в развитии узбекской государственности. Государства Греко-Бактрия, Кангха, Паркан и Тохаристан.

Греко-Бактрийское царство. Около 250 г. до н.э. от Селевкидов отложился греческий наместник Бактрийской эпархии Диодот и на ее месте образовалось Греко-Бактрийское царство, просуществовавшее немногим более ста лет (250-140 или 130 г.г до н.э.). Оно включало в себя территорию Согда, Бактрии, Маргианы и, возможно, часть Паркана и Чача. Деметрий (199-167 гг. до н.э.) завоевал Арейю (область современного Герота), Арахосию (область современного Кандагара), Дрангиану (область у озера Хамун в восточном Иране), Паропамисады (южные склоны Гиндукуша, часть Афганистана), а также северо-западную Индию, включая Синд. Это было время наибольшего территориального расширения Греко-Бактриии.

С середины IIв. до н.э. начался упадок политического могущества Греко-Бактрии и ее распад. Раздробленное и ослабленное Греко-Бактрийское царство пало (между 140 г. и 130 г. до н.э.) под ударами среднеазиатских кочевых племен-юеджей, которые свергли греко-македонское господство.

Государственное управление. Бедность исторических источников не дает возможности охарактеризовать его подробно. При наиболее сильных правителях государство обладало некоторой степенью централизации, по-видимому, во многом копируя Селевкидское государство. Во главе Греко-Бактрии стоял царь. Иногда сын царя являлся соправителем. Государство было разделено на сатрапии. Большую роль играло войско. Царь, вероятно, имел личную гвардию.

Экономическая жизнь. Главные области Греко-Бактрийского царства (Согд, Бактрия, Маргиана) славились своим плодородием. Здесь развивалось орошаемое земледелие; выращивались пшеница, рис, люцерна, имелись сады и виноградники. Наряду с земледелием значительное распространение получило и скотоводство, в частности коневодство. В Бактрии и Согде в небольшом количестве добывалось золото. История сохранила за Бактрией славу «страны 1000 городов». Столица царства-Бактры (в 20 км от современного афганского города Мазари—Шерифа), считалась опорой греко-бактрийских царей, где они собирали силы для нападения на соседние страны, особенно Индию.

Бактрия лежала на скрещении торговых путей, которые шли отсюда в Иран, Индию и Китай. Наряду с этим развивалась и внутренняя торговля. К греко-бактрийскому периоду относятся первые шаги среднеазиатского денежного обращения.

Культура. Население Согда и Бактрии продолжало говорить на различных иранских наречиях, в то время очень близких друг к другу. Придворным языком был греческий. Существовал также язык, образовавшийся в результате смешения греческого и одного из местных (видимо, древнесогдийского).

Наряду с арамейским, видимо, широкое распространение получило и греческое письмо, употреблявшееся на монетах, а также применялось письмо карошти.

В придворном церемониале и в быту большую роль играла музыка. На территории Греко-Бактрии существовали различные религиозные верования и культы: ведущее место занимал зароастризм, который сочетался с местными культами (Анахит, Митры, и многих др.) и культами эллинских богов (Зевса, Афины, Посейдона и др.), а также элементами индийской ведической религии и, наконец, буддизмом. Таким образом, в религиозном отношении для Греко-Бактрии было характерно переплетение верований различных народов и племен.

Аналогичная ситуация была характерна и для греко-бактрийского искусства. Основа его была местная среднеазиатская, но на этой основе эллинистические элементы переплетались с эелементами индийского, иранского и даже китайского искусства. Смешение местной и греческой культур с элементами культуры смежных стран (гибридность) способствовало формированию и развитию нового направления в искусстве — восточного эллинизма.

Государство Кангха (Кангюй). Возникло в III в. до н.э. Основателями его были кочевые сакские племена. Основные города и земли государства Кангха располагались вдоль берегов Сырдарьи. Остатки городища Канка в Аккурганском районе Ташкентского оазиса, как удалось установить археологами, являются бывший столицей саков — Кандгиз, которая была основана в III в. до н.э. (китайские источники называют этот город Битянь).

Кангха занимала территорию современного Ташкентского оазиса, Чимкентской области и земли по течению Сырдарьи. Политическое главенство в государстве принадлежало кочевникам. Правители Кангхи, по сообщениям китайских источников назывались «Чао-ву». (Вероятно, «джабгу» так звучит в китайской передаче).

Кангха в конце II в. до н.э. становится наиболее могущественным государственным объединением племен. В период максимального расцвета, в I в. до н.э., оно имело 120 тыс. войска. Располагая сильной армией, Кангюй проводил самостоятельную внешнюю политику и оказывал помощь своим соседям в их борьбе с иноземными захватчиками.

Ко II-I в.в до н.э. относятся попытки государства Кангюй наладить чеканку собственной монеты и денежное обращение. Одним из центров Кангюя был Ташкентский оазис, где сложилась оседлая земледельческая и торгово-ремесленная культура государства. Здесь имелось большое количество старых и новых городов, в которых развивались ремесла (гончарное, ювелирное, прядительное, ткацкое, косторезное, деревообрабатывающее и др. , шла оживленная торговля, тем более что по территории Кангхи проходила северная часть Великого шелкового пути.

Основой экономики оазиса было земледелие, основанное на искусственном орошении. Здесь добывались медь, серебро, железная руда, золото и др. металлы, что способствовало развитию металлургического производства и превращению Ташкентского оазиса в кузницу Средней Азии того периода.Кочевое население государства занимало скотоводством.

Культура Кангюйского государства, названная археологами каунчинско-джунской, посвоему происхождению, безусловно, местная. Среди религиозных верований кангюйцев следует отметить: зороастризм, культ Анахит, культ Митры, культ Сиявуша. Быт и нравы населения Кангюя, как сообщают письменные источники, были тождественны обычаям массагетов и аланов.

О дальнейших политических судьбах государства Кангха известно очень мало. Еще в 270г. н.э. оно направляло посольства за пределы Средней Азии. Позже его могущество окончательно падает, и оно входит в состав Эфталитского государства.

Государство (Паркан Давань). Точная дата образования и прекращения существования этого государства неизвестна: предположительно, III в. до н.э.- IIв. н.э.. Оно занимало территорию древней Ферганы.

По китайским сведениям, полученным в конце II в. до н.э., население Ферганы составляло 300 тыс. человек, а войско — 60тыс. человек, вооруженных луками и копьями и искусных в стрельбе с коня. В Давани имелось много городов и крупных поселений (источники называют цифру 70). Главным городам был Эриш (Эрши). Есть основания полагать, что каждый город имел своего князя, который правил самостоятельно.

Давань описывается как страна высокоразвитого сельского хозяйства. Оседлое земледельческое население занималось разведением различных культур — ячменя, риса, люцерны, винограда,-умело сохранять вино в больших глиняных хумах на протяжении многих лет. Китайский посол и путешественник Чжан Цзян, побывавший в Фергане, ознакомил Китай с культурой люцерны и винограда, китайские историки связывают с именем Чжан Цзяня также появление в Китае культуры граната, огурца, грецкого ореха, инжира и пр.

Кочевое население степных районов Ферганы занималось скотоводством, , прежде всего коневодством. Здесь разводили особую породу лошадей- аргамаков. Население Ферганы занималось также многими ремеслами, развивалась торговля, чему в немалой степени способствовало отличное состояние дорог. Только что установившийся «шелковый путь» должен был проходить через Фергану и торговля с Китаем сулила большие прибыли.

В 104-101г.г до н.э. китайские войска дважды вторгались в Фергану. Первый поход закончился их разгромом, им не удалось сломить сопротивление укрепленных поселений. Выступив во второй поход с силами 60 тыс. человек, китайцы в 101 г. до н.э. осадили город Эрши. Осада продолжалась 40 дней, от города отвели воду, стены были разрушены, но жители, проявляя отчаянную храбрость, не сдавались. Угроза призвать на помощь кангюйские войска и обещания предоставить выкуп в виде «небесных» и других коней заставили китайцев прекратить войну. Получив выкуп (несколько десятков аргамаков и 3 тыс. других лошадей), китайцы, так и не сумев вступить в город, повернули обратно.

Дальнейшая история государства Давань неизвестна. Полагают, что во IIв. Н.э. оно было завоевано кочевниками.

Государство Тохаристан (Дахя): II-I вв. до н.э.; занимало территорию южного Узбекистана, значительную часть современного Таджикистана, а также северные районы Афганистана. Оно было создано, по свидетельству китайских источников, юечжами, разгромившими между 140 и 133 г.г до н.э. Греко-Бактрийское царство, которых отождествляют с тохарами античных авторов. В связи с этими государство несколько позже стало называться Тохаристаном.

О занятиях и обычаях населения китайские источники сообщают следующее: «В Дахя (т.е. на территории Бактрии) ведут оседлую жизнь, имеют города и дома, в обычаях сходствуют с даваньцами; войска их слабы, робки в сражениях. Жители искусны в торговле. Народонаселение в Дахя доходит до одного миллиона. Столица назваться Ланьши. В этом городе есть базар с различными товарами».

Если у тохаров и существовало единое государство, то только в первое время после завоевания Греко-Бактрии. В дальнейшем Тохаристан распадается на несколько небольших царств. По китайским сведениям, каждый город имел своего князя и всего насчитывалось пять княжеских домов. Важнейшим из тохарских княжеств было княжество кушанов, на основе которого в дальнейшем возникла могущественная Кушанская империя.

Кочевые владетели Бактрии, не имевшие собственных традиций и опыта монетной чеканки, наладили выпуск монет по образцу тех, что уже находились в обращении на этой территории (греко-бактрийских правителей Евкратида, Гелиокла) с неизбежными искажениями изображений и надписей.

4. Кушанское царство как новый этап в развитии государственности Средней Азии.

Кушанское царство (I-IV в.в. н.э.) Кушанское царство получило название по имени одного из пяти родов тохаров, переселившихся в Бактрию после свержения власти греко-бактрийских правителей. Гуйшуанский князь соответствует кушанскому царю Куджуле Кадфизу монетных легенд. Он и считается основателем Кушанского царства.

Территориальные захваты. Куджула Кадфиз, которого чаще называют Кадфизом I, значительно расширил территорию Кушанского царства. Оно вышло за пределы Бактрии и стало охватывать многочисленные области и народы. При нем была подчинена власти Кушан почти вся территория Афганистана (Кабул) и северо-западная Индия и создано территориальное ядро Кушанского царства. Столица находилась, видимо, на месте городища Дальверзинтепа (в долине р. Сурхандарьи). Вима Кадфиз, или Кадфиз II, продолжил расширение границ Кушанского царства, присоединив к нему многие области Северной Индии. Кадфиз II провел реформу в монетной монете (двойные динары, динары, полудинары и четвертьдинары; вес динара около 8 г). Важные изменения Кадфиз II, видимо, внес и в область внутреннего устройства государства. По-видимому, отельными областями управляли сатрапы («кшатрапа»), наделенные достаточно широкими полномочиями (вплоть до выпуска монет со своим именем). Надписи сохранили название и других чинов должностей иерархии, существовавшей в Кушанском царстве.

Самым известным из кушанских царей является Канишка I, с именем которого связывают наивысший расцвет государства Кушан. При нем произошли дальнейшее расширение и консолидация индийских владений: Пенджаб, Кашмир, Синд и Уттар-Прадеш были по его властью. Столица Кушанского царства была переведена из Бактрии в город Пурушапура (современный Пешавар).

Территория Кушанского государства при Канишке включала также почти весь Афганистан, многие области Средней Азии и Восточного Туркестана. Значительные сдвиги при Канишке происходят в сфере духовной культуры: 1) на фоне широкой веротерпимости выдвигается значение буддизма, к которому склоняется сам царь; 2) возрастает значение бактрийского языка, который, вероятно становится официальным (или одним из официальных).

Развиваются ремесла и торговля Кушанское государство достигает апогея своего могущества. Но вместе с тем начинает действовать центробежные силы: дает себя знать разнородность включенных в Кушанское государство территорий, сепаратизм отдельных правителей и наступательная политика образовавшегося в Иране на развалинах Парфянского государства Сасанидского царства (с 226 г. н.э.),

По-видимому, при кушанском царстве Васудеве начинается распад государства Кушан, а затем и его крушение под ударами эфталитов и Сасанидов (70-80-е г.г IVв.н.э.).

Экономика Средней Азии в Кушанский период. Основой экономики являлось орошаемое земледелие. Среднеазиатские земледельцы возделывали почти все культуры, известные и в средневековье: зерновые (пшеница, ячмень, рис), технические, садовые, кормовые и др. Характерно появление высокоурожайных и приспособленных к местным условиям сортов, их разнообразие.

Грандиозный размах приняло ирригационное строительство, в котором был достигнут большой прогресс. В кушанский период появились такие изобретения, как водяная мельница, чигирь (водоподъемный механизм), стали применяться удобрения.

В предгорных и степных районах развивалось отгонное скотоводство, связанное с полукочевым образом жизни части населения.

Ремесленное производство достигло высокого уровня и развивалось как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Возросла в кушанское время добыча полезных ископаемых. Из недр земли извлекались различные металлы (в больших масштабах, в частности, велась золотодобыча, среднеазиатские рудники были основными поставщиками золота кушанских монетных дворов), строительные материалы, полудрагоценные и драгоценные камни и т.д. Часть продукции горного и металлического ремесла шла на экспорт.

Для кушанской эпохи характерно наличие развитой монетной системы, разнообразных номиналов, обильного чекана. Все это свидетельствует о существовании в стране товарного производства и обращения. Наряду с внутренней большого развития достигает и внешняя торговля. Возможные направления торговых связей определялись составом стран, образовавших Кушанское царство: на востоке — с Китаем, на юге — с Индией, на западе — морским путем через Египет или по суше через Иран со странами Средиземноморья; есть данные что бактрийские купцы проникли в пределы Римской империи, а римские купцы приезжали в Среднюю Азию; на севере- через Хорезм и Приуралье — с Восточной Европой. Существовали связи Средней Азии с Кавказом и Причерноморьем.

Культура и религия. Широкое распространение получили различные системы письменности: арамейская (буквенная); кушано-бактрийский алфавит на основе арамейского письма (отличается сочетанием остроугольной, квадратной и округлой форм большинства букв); греческое письмо; индийские алфавиты брахми и карошти; хорезмийское и согдийское письмо на арамейской основе.Основная часть среднеазиатского населения по-прежнему придерживалась зороастризма, (Согд, Бактрия). Наряду с ним получили распространение и другие религии: буддизм, христианство, манихейство и др.

Кушанская эпоха — время апогея древнего искусства Средней Азии. Известно о развитии искусства монументальных форм (живопись, скульптура, рельефы), малой пластики (терракоты), прикладного искусства (ювелирное производство и др.). Именно в области искусства наиболее ярко проявился гений среднеазиатских мастеров; в то же время отчетливо прослеживаются связи с соседними странами. Искусство кушанского времени представляет собой удивительный сплав местных, среднеазиатских, а также индийских, иранских и эллинистическо-римских традиций и в свою очередь оставило глубокий след на художественной культуре Индии, Восточного Туркестана, Восточной Европы, Дальнего Востока.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   12
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий