История медицины учебная дисциплина, отражающая развитие врачевания, медицины, медицинской науки и деятельности в соответствии с формированием человеческого общества

История медицины учебная дисциплина, отражающая развитие врачевания, медицины, медицинской науки и деятельности в соответствии с формированием человеческого общества

Скачати 155.95 Kb.

Дата конвертації 24.04.2016 Розмір 155.95 Kb.

СОСТАВИТЕЛИ:

Е.М.Тищенко, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Е.И.Трусь, преподаватель-стажёр кафедры общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»
РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»;

Т.М.Шаршакова, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»,доктор медицинских наук, профессор

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 15 от 17 марта 2014г.);
Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»

(протокол № 7 от 23 мая 2014г.);

Научно-методическим советом по сестринскому делу Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 1 от 6 июня 2014г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История медицины – учебная дисциплина, отражающая развитие врачевания, медицины, медицинской науки и деятельности в соответствии с формированием человеческого общества. В процессе изучения учебной дисциплины студенты знакомятся с основными достижениями и тенденциями развития в медицине. Изучение истории медицины способствует формированию научного мышления и широкого мировоззрения у студентов, обогащая их теоретическими знаниями обо всей истории человечества, постигая логику научной мысли в медицине. История медицины, сохраняя и обобщая медицинские традиции, примеры жизнедеятельности выдающихся представителей медицины, формирует общечеловеческие нравственные качества медицинского работника.

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «История медицины» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

— образовательным стандартом высшего образования по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» (ОСВО 1-79 01 06-2013), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.08.2013 г. № 87;

— типовым учебным планом по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» утвержденным Первым заместителем Министра образования Республики Беларусь 30.05.2013 г. (регистрационный № L79-1-009/тип.).

Типовая учебная программа по учебной дисциплине «История медицины» включает периоды становления и развития медицинских знаний и деятельности, подчеркивая приоритетные и отличительные черты медицины Беларуси, рассматривая ее в неразрывной связи с мировой историей медицины и историей медицины России. В ней нашли свое отражение достижения белорусских ученых, их вклад в мировую и отечественную историю медицины. Программа содержит комплексное представление о развитии медицины в целом, способствующего освоению исторического метода познания и исторического способа мышления в анализе и оценке знаний о здоровье и болезни, оказании медико-гигиенической помощи населению, методах диагностики, а также возможного их прогнозирования.

Особенность новой типовой учебной программы по учебной дисциплине «История медицины» состоит в отражении современного развития медицинской науки и техники, применении новейших достижений медицины, в повышении общей и профессиональной культуры, интеллектуального и национального самосознания.

Цель и задачи учебной дисциплины

Цель преподавания и изучения учебной дисциплины «История медицины» состоит в формировании у студентов логического мышления о развитии медицинских знаний на всем пути исторического развития медицины и медицинской деятельности народов мира, выявлении эпохальных явлений и открытий, значимых для всей медицины в целом, а не только для отдельных направлений.

Задачи преподавания и изучения учебной дисциплины:

изучение общих закономерностей развития медицины в целом;

обучение студентов аналитическому подходу к объективной оценке медицины в различные периоды становления медицины;

ознакомление с историческим фактическим материалом во взаимосвязи с достижениями других наук на фоне различных общественно-экономических формаций.

История медицины взаимосвязана со всеми общепрофессиональными и специальными учебными дисциплинами высшего медицинского образования. Общие вопросы учебной дисциплины, выявление основных закономерностей истории медицины, изучение главных, узловых проблем ее развития составляют предмет истории медицины как особой науки; история формирования отрасли включена в содержание каждой учебной дисциплины в системе медицинского образования. Общая история медицины и частные историко-медицинские сведения, относящиеся к отдельным отраслям медицины (терапии, хирургии, педиатрии, гигиены и т. д.), образуют вместе систему историко-медицинского образования. Практическая медицинская деятельность и медицинская наука развиваются в неразрывной связи с общим историческим процессом. Периодизация истории медицины продиктована, прежде всего, общим ходом истории человечества, сменой общественно-экономических формаций. При рассмотрении развития отдельных отраслей медицины учитываются рамки общей исторической периодизации, конкретные особенности развития каждой из них.

Требования к подготовке студента по окончании изучения учебной дисциплины

В результате изучения учебной дисциплины студент должен знать:

— исторические закономерности развития медицины;

— приоритетные достижения отечественной медицины;

уметь:

— работать с историческими первоисточниками;

— анализировать исторический материал и ориентироваться в историческом процессе поступательного развития врачевания и медицины от истоков до современности;

владеть:

— навыками составления литературного обзора по выбранной тематике;

— навыками реферирования исторических источников.

Рекомендуемые методы обучения

Основными методами изучения учебной дисциплины являются:

— лекции;

— семинары;

-учебно-исследовательская работа студентов;

— научно-исследовательская работа (работа в студенческом научном обществе при кафедре).

На изучение учебной дисциплины «История медицины» по специальности 1-79 01 06 «Сестринское дело» отведено46 часов. Из них 30 часов – аудиторных, в том числе лекций – 18 часов, семинаров – 12 часов.

Форма текущей аттестации – зачет (1 семестр).

Примерный тематический план

Наименование раздела (темы)
Количество часов аудиторных занятий лекций семинаров 1. История медицины как наука и учебная дисциплина. История медицинской этики

2

2 2. Возникновение медицины в первобытном обществе

2

3. Медицина эпохи античности 2 2 4. Медицина раннего и развитого средневековья (V-XV вв.)

2

2

5. Медицина эпохи Возрождения (ХVI- ХVII вв.) 2 2 6. Медицина Беларуси в IХ-ХVIII вв. 2 2 7. Медицина нового времени (ХIХ – нач.ХХ вв.) 2 — 8. Медицина нового времени в Российской империи. Медицина Беларуси (ХIХ – нач.ХХ вв.)

2

2

9. Медицина новейшего времени 2 — Всего часов 18 12

Содержание учебного материала

1. История медицины как наука и учебная дисциплина. История медицинской этики

История медицины как наука и учебная дисциплина, ее предмет и задачи. История медицины как часть общей истории культуры. Общая и частная история медицины. История сестринского дела как часть истории медицины. Исторический источник, определение, виды. Периодизация истории медицины. Музеи истории медицины. Памятники истории медицины. Эмблема медицины, виды, история. Медицинские праздники, группы, история. История медицинской этики, аспекты, этапы, исторические документы.

История медицины Беларуси как часть общей истории медицины. Периодизация истории медицины Беларуси. Музей истории медицины Беларуси (медицинского университета). История здравоохранения города и региона. История медицинского университета.

2.Возникновениемедицины в первобытном обществе

Возникновение жизни на Земле. Этапы антропосоциогенеза. Возникновение медицины в человеческом обществе, этапы. Предмедицина. «Формирующая медицина». Представление о здоровье и болезни. Анемизм, фетишизм, тотемизм. Обряды и заговоры как своеобразная форма психотерапии. Медико-гигиенические представления и действия на стадии родовой общины. Зарождение лекарствоведения. Зарождение народной гигиены и народной медицины.

3.Медицина эпохи античности

Характеристика эпохи античности. Письменные, вещественные, лингвистические источники изучения медицины данного периода. Первые медицинские учреждения (ятреи, асклепийоны, валентудинарии, фармакополе). Первые формы медицинской организации. Жреческая, семейная, государственная медицина. Законодательная регламентация медицины. Медицинские органы управления и должности. Зарождение специализации медицины. Уровень анатомо-физиологических представлений, способы их получения. Причины болезней. Образ жизни и болезнь. Первые основополагающие теории патологии. Лечебные принципы и приемы. Сестринское дело в эпоху античности. Учение о лекарствах, первые книги по лекарствоведению, первые классификации лекарств.

Хирургические операции. Хирургические инструменты. Специфические лечебные приемы (иглотерапия, прижигание «мокса», гимнастика, йога, массаж). Культ физической и духовной красоты. Санитарно-гигиенические и санитарно-технические сооружения (канализация, водопровод, термы). Зарождение санитарного контроля.

Первые медико-этические документы. Гиппократ. Гален. Особенности медицины древних цивилизаций: Древний Египет, Древний Вавилон, Древний Китай, Древний Тибет, Древняя Индия. Медицина периода эллинизма — Древняя Греция, Александрия, Древний Рим. Зарождение медицинской науки.

4. Медицина раннего и развитого средневековья (VXV вв.)

Общая характеристика эпохи средневековья. Опытный и научный характер медицины Востока (Византия, Арабские халифаты). Ар Рази, Ибн- Сина.

Развитие медицины в Европе. Схоластика. Больницы, организация работы. Зарождение профильных отделений. Больница в Салерно. Медицинское образование (медицинские школы, университеты). Эпидемии заразных болезней в Западной Европе: причины возникновения, характер течения, меры профилактики и лечения. Аптеки. Сестринское дело.

Развитие медицины на территории Беларуси до ХIII вв. Народная и монастырская медицина. Медицинское попечительство.

5. Медицина эпохи Возрождения (ХVIVII вв.)

Общая характеристика медицины эпохи Возрождения. Утверждение опытного метода в медицине. Важнейшие открытия и достижения в области физиологии. Ятрохимики (Парацельс, И.ВанГельмонт), ятрофизики (С.Санторио, Р.Декарт), ятромеханики (Дж.А.Борелли,), их слабые и сильные стороны. Роль микроскопической техники в медицине (А. ван Левенгук).

Развитие анатомических знаний (Леонардо да Винчи, А.Везалий). Создание учения о кровообращении (М.Сервет, В.Гарвей, М.Мальпиги). Развитие гистологии и эмбриологии.

Переход от «карательной» хирургии к «щадящей». Выдающийся хирург А.Паре.

Возрождение клинического метода (Дж.Монтано, Г. Бурхав). Учение об инфекционных болезнях (Дж.Фракасторо). Труды Парацельса, Г.Агрикола, Б.Рамаццини по профессиональной патологии.

6. Медицина Беларуси в IХ-ХVIII вв.

Медицина древнебелорусских и древнерусских государств (IХ-XIII вв.), ее уровень и характер. Народная и монастырская медицина. Медицинское попечительство. Представления о здоровье и болезни. Лечебные приемы. Медико-гигиенические взгляды первых просветителей (К.Туровский, Е. Полоцкая).

Медицина Беларуси в составе Великого Княжества Литовского (ХIV-ХVIII вв.). Эпидемии и особенности борьбы с ними. Шпитали, их деятельность. Цеха цирюльников. Аптеки, их устройство. Медицинские книги, их виды. Первое патологоанатомическое вскрытие. Медико-правовые вопросы.

Медико-реформаторская деятельность врачей. Ф.Скорина — выдающийся белорусский просветитель, доктор медицины. Научные медицинские труды. Первый медицинский журнал. Гродненская медицинская академия, ее приоритеты и значение.

Медицина Московского государства и Российской империи (ХVI – ХVIII вв.). Аптекарский приказ, его функции, работа в нем белорусских врачей. Общие черты Российской медицины ХVIII в., ее связь с медициной Беларуси. Местные органы медицинской администрации (уездный лекарь, губернские врачебные управы). Приказы общественного призрения. Аптекарская такса и устав.

7. Медицина нового времени (ХIХ – нач.ХХ вв.)

Влияние философии, идеологии, политики и достижений науки на развитие медицины нового времени. Общие черты развития науки. От простого опыта к синтезу новых знаний. Экспериментальный характер. Дифференциация научных знаний. Медицинские общества. Медицинские съезды. Медицинские журналы. Медицинские научные и научно-популярные книги. Великие открытия в естествознании (закон сохранения вещества и энергии, клеточная теория, эволюционное учение, законы наследственности, группы крови). Патологическое направление в медицине (теории «вульгарного материализма», паранаучные теории и научные патологоанатомические теории). Становление патологической анатомии как науки. Экспериментально-физиологическое направление в медицине. Клиническое направление в медицине. Новые методы диагностики (перкуссия и аускультация, лабораторные методы, методы оптической диагностики, пункции, электродиагностика, лучевая диагностика). Новые методы лечения (химиотерапия, физиотерапия, гомеопатия, витамины, гормоны). Экспериментальная фармакология. Описание нозологических форм болезней. Учение об общем и местном обезболивании. Учение об асептике и антисептике. Развитие сестринского дела (Фл.Найтингейл). Бескровная хирургия. Развитие полостной хирургии. Зарождение научной микробиологии и иммунологии. Создание и применение вакцин и сывороток. Открытие вирусов. Экспериментальное и общественное направление в гигиене.

8. Медицина нового времени в Российской империи. Медицина Беларуси (ХIХ – нач.ХХ вв.)

Становление и развитие российской анатомии, патологии, физиологии, микробиологии, терапии, гигиены. Специализация клинических дисциплин. Приоритеты российской медицины.

Виленская высшая медицинская школа, ее значение для подготовки белорусских врачей. Вклад ученых Беларуси в становление и развитие медицинского факультета Виленского университета. Отличительные черты медицины Беларуси ХIХ в. Передовые взгляды и приоритетные позиции белорусских врачей и ученых: больничное дело, оспопрививание, естествознание, экспериментальная физиология, патологическая анатомия, терапия, применение наркоза, хирургия, эпидемиология. Вклад белорусских ученых в развитие российской медицины. Высокие профессиональные и гражданские качества белорусских врачей. Участие врачей в национально-освободительном движении. Улучшение медико-санитарного дела. Зачатки санитарных органов. Зарождение и преобразования среднего медицинского образования. Фабрично-заводская и ведомственная медицина. Общественная медицина. Частная медицина. Страховая медицина. Диспансеры. Зарождение специализированной и скорой медицинской помощи.

9. Медицина новейшего времени

Влияние философии и идеологии на развитие медицины новейшего времени. Научно-технический прогресс и достижения в познании строения и функционирования организма, диагностике, лечении и предупреждении заболеваний. Специализация и целостность медицины. Технологизация и гуманитаризация медицины. Международное сотрудничество в медицине.

Медицина в годы Первой мировой войны (1915-1918) и период формирования белорусской государственности (1918-1920). Создание Наркомздрава Российской Федерации и Наркомздрава Беларуси. Первые декреты по здравоохранению.

Здравоохранение Беларуси в 1920-е годы: многоукладность финансирования, «модель Н.А. Семашко», доступность медицинской помощи, первичная и стационарная помощь, зубоврачебная помощь, охрана материнства и младенчества, охрана здоровья детей, борьба с детской беспризорностью, борьба с эпидемическими и «социальными» болезнями, краевой патологией, профилактическая медицина, формирование санитарных органов, Возникновение высшего и реорганизация среднего медицинского образования, первые научно-исследовательские институты.

Здравоохранение Беларуси в 1930-е годы: количественные и качественные его изменения, подготовка к войне, репрессии.

Медицина Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Геноцид. Медицина на оккупированной территории. Партизанская медицина. Героизм врачей и медсестер. Ликвидация санитарных последствий оккупации. Охрана материнства и детства. Основные направления и итоги восстановления здравоохранения республики в первое послевоенное десятилетие.

Здравоохранение Беларуси в 1950-1980-е годы. Развитие сети амбулаторных и стационарных медицинских учреждений. Формирование этапов медицинской помощи сельскому населению. Подготовка кадров. Разработка и реализация принципов лечебно-профилактической помощи. Охрана материнства и детства. Санитарно-противоэпидемическая служба. Формирование специализированных медицинских служб. Остаточный и затратный принцип финансирования. Медико-социальные последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Здравоохранение Республики Беларусь: основные проблемы, направления и пути реформирования.

Информационно-методическая часть

Литература

Основная:

1. Лисицын, Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П. Лисицын. – 2-е изд., М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. — 400 с.

2. Мультановский, М.П. История медицины. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Т.С. Сорокина, М., 2004. — 348 с.
Дополнительная:

3.Грицкевич, В.П. С факелом Гиппократа: Из истории белорусской медицины / В.П. Грицкевич. Мн.: Наука и техника, 1987. — 272 с.

4. Мирский, М.Б. Медицина России XVI-XIX веков / М.Б. Мирский. М.: РОССПЭН, 1996. — 400 с.

5. Мирский, М.Б. Тищенко, Е.М., Хильмончик, Н.Е. Сестринское дело в Белоруссии (1795-2006) / М.Б. Мирский. Гродно, 2008. — 160 с.

6. Семенченко, В.Ф. История фармации: учеб. Пособие / В.Ф. Семенченко. М., 2003. — 640 с.

7. Тищенко, Е.М. Здравоохранение Беларуси в XIX-XX веках / Е.М. Тищенко. Гродно, 2003. — 269 с.

8. Крючок, Г.Р. Очерки истории медицины Беларуси / Г.Р.Крючок. Минск,1976.-274 с.

Методические рекомендации по организации и выполнению самостоятельной работы студентов

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов заключается в изучении основной и дополнительной литературы, проработке тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение, монографий, периодической литературы, подготовке сообщений, рефератов, кратких докладов по наиболее актуальным проблемам истории медицины.

Перечень рекомендуемых средств диагностики

Для диагностики компетенций используются следующие формы:

  1. Устная форма.
  2. Письменная форма.
  3. Устно-письменная форма.

К устной форме диагностики компетенций относятся:

  1. Собеседования.
  2. Доклады на семинарских занятиях.
  3. Устные зачеты.
  4. Оценивание на основе деловой игры.

К письменной форме диагностики компетенций относятся:

  1. Тесты.
  2. Контрольные опросы.
  3. Рефераты.
  4. Оценивание на основе деловой игры.

К устно-письменной форме диагностики компетенций относятся:

  1. Зачеты.
  2. Оценивание на основе деловой игры.

Сведения об авторах (разработчиках) учебной программы

Фамилия, имя, отчество Тищенко Евгений Михайлович Должность, ученая степень, ученое звание Заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;  служебный (0152) 43 46 87 E-mail: heatlh@qsmu.by

Фамилия, имя, отчество Трусь Елена Ивановна Должность, ученая степень, ученое звание Преподаватель-стажёр кафедры общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»;  служебный (0152) 43 46 87 E-mail: heatlh@qsmu.by

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий