Формирование навыков здорового образа жизни у старших школьников

Ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста
Содержание
  1. Международный проект Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Школы укрепления здоровья» (ШУЗ) развивает комплексный подход к управлению факторами, определяющими здоровье учащихся. Успешный опыт программ на международном уровне имеется в ряде стран: Швеции, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии и других.
  2. Курс обучения здоровому образу жизни, разработанный в рамках программы пропаганды здорового образа жизни, осуществляемой фондом Сороса.
  3. Программа «Обучение жизненным навыкам» («Life skills»)
  4. Она является адаптированной программой организации «Life skills international».
  5. Приоритетные направления: профилактика наркоманий, курения, алкоголизма, ВИЧ/СПИД и других видов асоциального поведения.
  6. Российская ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) реализует ряд проектов, направленных на работу с подростками и молодежью:
  7. Создание молодежных центров, деятельность которых направлена на повышение информированности подростков и молодежи в области здорового образа жизни, профилактику нежелательной беременности и ИППП/ВИЧ, формирование навыков общения.
  8. Программа для начальных классов «Педагогика здоровья»
  9. Программа разработана авторским коллективом Комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования.
Формирование навыков здорового образа жизни у старших школьников

Скачати 323.06 Kb.

Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 323.06 Kb.

формирование навыков здорового образа жизни у старших школьников

Смирнова Олеся Сергеевна

2011
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

Глава 1. ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста……………………………………..5

1.1. Состояние здоровья детей школьного возраста в России……..5

1.2. Вредные привычки – фактор риска у старших школьников…….11

1.3. Обзор основных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся, основанных на зарубежных и отечественных разработках…….17

1.4. Пропаганда здорового образа жизни в школе………………..25

Заключение…………………………………………………………………27

Литература………………………………………………………………….28

приложения……………………………………………………………….31
Введение

Установлена достоверная зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от несбалансированного питания, курения, употребления спиртных напитков, наркотиков и других факторов риска в школьной среде; консервативных форм и методов физического воспитания, от объема и интенсивности учебных нагрузок. И это притом что, по данным различных исследований, состояние здоровья в первую очередь определяется средой и образом жизни, и только на 10–15% зависит от медицинских служб. К настоящему времени накоплены данные о неблагополучной ситуации с детским здоровьем по России.

Основным направлением программ укрепления здоровья по отношению к детскому контингенту должно стать создание профилактических программ, способствующих изменению форм и способов жизни. В настоящее время основным направлением в области профилактики видится работа со всеми детьми, с целью формирования у них знаний, привычек и ценностей здорового образа жизни.

Особую роль в рамках проблемы сохранения детского здоровья играет система образования, поскольку она является главным каналом воздействия на массовый, организованный в ее рамках детский контингент. Образование является социальным институтом, оказывающим формирующее влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека. Именно на образовании лежат важнейшие функции передачи знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения. Профилактические программы в образовании призваны выполнять важную социализационную, воспитательную функцию.

Части подростков свойственна приверженность к особой молодежной субкультуре, образу жизни, для которого характерно терпимое отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотических веществ, противоправному поведению, мало развита ценность здорового и полноценного образа жизни.

К сожалению, в настоящее время можно констатировать ослабление социализационного потенциала школы, недостаточность адекватных образовательно-воспитательных технологий, направленных на организацию жизнедеятельности детей, формирование у них ценности и навыков здорового образа жизни.

Эта ситуация предъявляет особые требования к профилактическим программам, реализуемым в образовании.

Комплексная политика профилактики среди детей и подростков, где имеется специфика в выработке стратегий, возможна при участии различных так или иначе заинтересованных и вовлеченных в ее реализацию структур и ведомств, которые в этом случае формируют коалицию (внутри — и межсекторальную) и становятся партнерами. Такую коалицию должны составлять как медицинские (службы здравоохранения), так и немедицинские структуры разного уровня (образование, социальная защита, административные, финансовые и торговые структуры, средства массовой информации, общественные организации и др.).

Цель курсовой работы: рассмотреть проблему предупреждения и коррекции вредных привычек у детей старшего школьного возраста.
Задачи: 1) изучить особенности проявления вредных привычек у детей старшего школьного возраста

2) рассмотреть причины и возможные направления профилактики вредных привычек.

Объект исследования — вредные привычки у детей старшего школьного возраста.

Предмет – коррекционные мероприятия и пути предотвращения вредных привычек у детей.

Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы, приложений.

Глава 1. Ситуация в области укрепления здоровья детей старшего школьного возраста

1.1 Состояние здоровья детей старшего школьного возраста в России

Здоровье населения является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.

Воздействие на человека многих факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ): курение, злоупотребление алкоголем, стрессы, экологическое неблагополучие, ожирение, несбалансированное питание, высокий уровень холестерина, низкая физическая активность, артериальная гипертензия способствует развитию заболеваний, приводит к преждевременной смерти. Формируясь в детском и подростковом возрасте, эти факторы риска продолжают действовать в зрелом возрасте, внося свой вклад в общее ухудшение здоровья, затрудняют получение хорошего образования, приводят к отрицательным социальным последствиям. Многие из этих факторов являются предотвратимыми.

Раннее начало профилактического вмешательства наиболее перспективно. Это связано с тем, что поведенческие факторы риска у детей и подростков еще не сформировались или их появление носит непостоянный характер, когда еще не сложился стереотип поведения, не соответствующий здоровому образу жизни. Доказано, что уже в этом возрасте формируются факторы риска атеросклероза, артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, обусловливающие значительную заболеваемость и смертность взрослого, особенно мужского населения. [1]

Распространенность курения в популяции школьников, по данным эпидемиологических исследований, высока. В последнее десятилетие стремительно увеличивается удельный вес курящих подростков. Исследование, проведенное в рамках программы CINDI-children [20] показало, что распространенность курения среди старшеклассников составила в среднем 18 % (критерий — 1 и более сигарет в неделю), хотя данные по городам значительно отличаются.

По данным исследования, проведенного Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков в 9 городах Подмосковья, распространенность курения еще более высока: ежедневно курят 32,7% мальчиков и 21,6 % девочек.

По данным Госкомстата России, за 1990-е годы частота смертельных исходов в результате алкогольных отравлений детей в возрасте 10–14 возросла в 3 раза, убийств — в 1,5 раза.

Употребление спиртных напитков среди старшеклассников широко распространено. Алкогольные напитки пробовали почти все старшеклассники — 78–91% . Только половина из них никогда не испытывала чувство опьянения, каждый пятый испытывал чувство опьянения хоть однажды.[20] Аналогичные данные получены Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков: употребление алкогольных напитков в среднем составило 77,3% среди мальчиков и 84,1% — среди девочек.

В стране существенно увеличилось число людей, употребляющих наркотики. Их средний возраст прогрессивно снижается. Число подростков, больных наркоманией, выросло за 5 лет в 10,8 раза. Анонимное анкетирование 700 школьников, проведенное в Вологодской [5] области, показало, что каждый 7-ой из числа опрошенных хотя бы раз пробовал психотропные вещества. При опросе городских школьников Подмосковья пробовали наркотики 11,6% мальчиков и 7,0% девочек.

Важным прогностическим признаком является отношение детей к курению и употреблению спиртных напитков. Если в 5–7 классах более 90% детей негативно относятся к курению и более 80% — к употреблению спиртных напитков, то в старших классах неприемлемость этих факторов резко снижается: курение неприемлемо для 60% опрошенных, а прием алкоголя — только для 47%.[3] При этом алкоголь гораздо более опасен для нарушения поведения, чем курение. (Табл.1) Такое резкое снижение «фактора неприемлемости» у подрастающего поколения в ближайшее десятилетие может дать значительную волну алкоголизации населения.

Табл. 1 Отношение старшеклассников к факторам риска и девиантным формам поведения («фактор неприемлемости»)

Факторы риска и формы поведения Это неприемлемо, % 1. Раннее начало половой жизни 35,8 2. Курение 60,3 3. Прием алкогольных напитков 47,9 4. Употребление наркотиков 91,5 5.Реализация отклоняющихся от норм форм поведения (хулиганство) 73,2 6.Бессодержательное времяпрепровождение 32,6

Следует обратить внимание, что только употребление наркотиков является неприемлемым фактором для большинства подростков. А такой фактор как раннее начало половой жизни приравнивается по уровню неприемлемости к бессодержательному времяпрепровождению, т.е. большинство подростков считает, что нет ничего плохого в раннем начале половой жизни. Такое отношение требует развития специальных программ по профилактике ранней беременности и ИППП.

Угроза здоровью детей в подростковом периоде, а затем и во взрослом состоянии может возникнуть в результате недостаточной физической активности. Вследствие неправильной организации учебно-воспитательного процесса, «школьная гипокинезия» — одна из важных проблем современной профилактической медицины.

По данным исследования CINDI-children [20] в 2000 г. в 8 городах России большинство детей имеют условия для занятий физической активностью во время уроков, около половины подростков считают, что есть возможность для занятий в секциях во внеурочное время. В то же время в другом исследовании(4) установлено, что только 30% школьников действительно дополнительно занимаются спортом, из них только каждый пятый занимается в спортивной секции или кружках. В большинстве школ преобладает статическая нагрузка (предметы гуманитарного и естественно-математического циклов) над динамической на фоне проведения малоэффективных форм физического воспитания. Наметилась стойкая тенденция формирования группы подростков с резким ограничением двигательной активности вплоть до «гипокинетоза».

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Недостаточное потребление овощей и фруктов, избыток жира в питании способствуют развитию избыточной массы тела, дислипидемий, артериальной гипертензии, анемии, сердечнососудистых заболеваний и рака.

Тревожен тот факт, что 57% детей не питаются в школе. Из числа питающихся в школе 23%детей только завтракают, 14% только обедают, лишь 6% завтракают и обедают.[6] По данным другого исследования, более половины опрошенных детей не удовлетворены питанием, которое им предлагается в школьных столовых.

В питании детей и подростков дефицит пищевых веществ в суточном рационе значителен: по полноценным белкам — 25%, по энергии — 20%, по витамину А —30%, В —20–30%, С — 50%.

При определении суточного потребления основных пищевых ингредиентов в детской популяции установлено высокое потребление подростками углеводов, преимущественно в виде сахара, и низкое потребление белка. Питание мальчиков по сравнению с девочками отличалось большим потреблением белка, общего жира, насыщенных жирных кислот, крахмала, сахара и более высокой суточной калорийностью пищи. В популяции школьников распространенность дислипидемий составляет 26,2%.[8]

В настоящее время возрастает роль стрессового фактора в развитии заболеваний у школьников. Вызывает настороженность тот факт, что 16% старшеклассников при опросе указали вероятность развития депрессии, 12% — страх остаться в одиночестве, 14% — «остаться не у дел» после школы[20]. Вероятность развития стресса у этой группы подростков достаточно велика, что требует изменения среды образовательного учреждения в сторону большей дружественности по отношению к детям.

Артериальная гипертензия (АГ) и атеросклеротическое поражение магистральных сосудов остаются серьезной проблемой здравоохранения большинства стран, в том числе и России. Официальные данные государственной статистики здоровья свидетельствуют об очень низкой заболеваемости детей артериальной гипертонией, хотя, по данным эпидемиологических исследований, 1/5 часть популяции детей школьного возраста имеет показатели АД выше максимальных пороговых величин(8). Десятилетнее проспективное исследование по эпидемиологии ювенильной АГ показало большое значение для ее прогноза исходного уровня АД, частоты его измерения, величины массы тела и ее прироста, семейного анамнеза. Проведенная профилактика повышенного давления оказалась эффективной, в большей степени у мальчиков. [1]

За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается число детей с заболеванием органов пищеварения и т.п.[5] Прирост числа функциональных расстройств, хронических заболеваний у обучающихся в школах с повышенными нагрузками, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, идет гораздо более интенсивно (в 2 и более раз), чем среди учащихся массовых школ.[9].

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что проблему сохранения и укрепления здоровья школьников в настоящее время можно решить только путем создания интегральной профилактической программы, направленной на изменение поведенческих навыков, школьной среды и медицинского обслуживания в школе, что в свою очередь требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, школьников и педагогов.
1.2. Вредные привычки – фактор риска у старших школьников

К курению приобщено значительное число детей и подростков во всех странах мира. Изучение образа жизни школьников в развитых странах с высоким уровнем жизни указывает на высокую распространенность вредных привычек. Обследование швейцарских школьников 12-14 лет показало, что до 80% из них рискуют стать постоянными курильщиками (авторы, год). Регулярными курильщиками являются 11% американских девочек и мальчиков, обучающихся в 7-12 классах (E.Simantov, C. Schoen and J.D. Klein, 2000). Среди литовских школьников 5-9 классов ежедневно курят до 20% (Э.Ю Гринене., 2006). Среди школьников Хорватии ежедневно курят 19,3% мальчиков и 21,3% девочек .(V. Juresa, D. Petrovic, .2005). Первый опыт курения 20-30% школьников Украины и Беларуси приобретают в младшем школьном возрасте до 10 лет. К числу постоянных курильщиков среди 13-15-летних можно отнести каждого третьего мальчика и каждую пятую девочку (Даниленко Г.М., Клыгина И.А., 2006; Застенская И.А., Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф., 2006).

Наши данные мониторинга вредных привычек среди московских подростков за период с 1990 по 2006 гг. ( более 2 тыс. подростков) позволили выявить две важные тенденции в распространенности табакокурения. Первая — преимущественный прирост числа курящих среди девушек, что приводит к сглаживанию традиционных различий в распространенности курения среди подростков разного пола. В отдельных выборках число курящих девушек среди старшеклассников было больше, чем среди юношей. Вторая тенденция – снижение возраста начала курения. Теперь 80% курящих начинают курить до 15 лет, тогда как 10-12 лет назад таких было вдвое меньше. Основной возраст начала курения сместился на средний школьный возраст- 12-13 лет. Этот факт говорит об увеличении числа курящих «со стажем» среди учащихся старшего подросткового возраста, что создает дальнейшие проблемы. Аналогичные тенденции отмечены на Украине. Результаты опроса более 7,5 тыс. подростков показали, что за период с 1999 года произошло увеличение числа детей в возрасте до 11 лет, впервые попробовавших курить с 34% до 42 % у мальчиков, у девочек – с 11% до 28% (Полька Н.С., Бердник О.В, 2006). Эти данные говорят об общих закономерностях распространенности табакокурения в наших странах.

Курение и здоровье

Обычно курение рассматривается как фактор риска, способствующий в последующем формированию хронических неинфекционных заболеваний. Вместе с тем, растущий организм обладает повышенной чувствительностью к влиянию неблагоприятных факторов и для построения профилактических программ по профилактике табакокурения очень важно иметь более полные представления о последствиях раннего курения.

Очень важны данные о влиянии пассивного курения на детей, когда они вдыхают табачный дым курящих дома родителей. Оказалось, что такие дети чаще и тяжелее болеют респираторными инфекциями и хроническими отитами, чем те, чьи родители не курят. Установлена тесная связь между загрязнением воздуха табачным дымом курящих родителей и повышенным риском проявления у 8-11-летних детей кашля с выделением мокроты.( (цит. по книге «Женщины и табак». ВОЗ. Женева. 1994 ).

Исследования показывают, что у подростков с небольшим стажем курения (0,5-2 года) нарушаются механизмы регуляции дыхания, оно становится менее экономичным. После выкуривания одной сигареты наблюдается достаточно продолжительное (10 мин.) сужение мелких сосудов глазного яблока. Чем младше были курящие подростки, тем более значительными были изменения мозгового кровотока (О.А.Гурова, И.П.Самбурова, Е.В.Соколова, 1991). Среди учащихся профессиональных училищ по сравнению со школьниками общеобразовательных школ выявляется больше лиц с повышенным артериальным давлением, которое связывается с более частым потреблением табака и алкоголя (D.Munteanu et all,1990). Среди подростков с нарушениями вентиляционной способности легких, преимущественно за счет ухудшения проходимости мелких бронхов, часто встречались подростки с бронхитом, а также курящие (В.М.Андреев, А.Г.Латыпов и др., 1994). По нашим данным (Е.И. Шубочкина с соавт, 1999) у курящих девушек, обучавшихся в профессиональных училищах, по сравнению с некурящими были хуже показатели самочувствия, больше число жалоб, заболеваний простудного характера, желудочно-кишечного тракта, сердечно сосудистой системы, больше различных нарушений менструальной функции.

У курящих школьников 9-х классов обнаруживается по сравнению с некурящими снижение ряда когнитивных функций—внимания, объема кратковременной памяти, снижение точности и скорости логических операций, ухудшение зрительно- моторной координации (Надеждин Д.С., Сухарева Л.М., Павлович К.Э. и др., 2003).

Ранние последствия табачной интоксикации были обнаружены у курящих школьников в возрасте 11-17 лет, несмотря на сравнительно малый стаж курения. Среди курящих были больше распространены жалобы по сравнению с некурящими на кашель, одышку, слабость. Жалобы подтверждались данными медосмотров и данными обращаемости за медицинской помощью (И.А.Левашова, А.Н.Чайка, А.А.Адельшина, 2004).

Курение подростков способствовало повышению утомления после учебных нагрузок, плохому самочувствию, увеличивало заболеваемость ОРЗ (Шубочкина Е.И, Молчанова С.С., Куликова А.В., 2004; Давыденко Л.А., 2006).

С увеличением возраста число подростков, имеющих вредные привычки, растет. Причем, табакокурение, как правило, является манифестным признаком ухудшения образа жизни подростка в целом. Курящие подростки отличаются от некурящих более высокой распространенностью и других форм отклоняющегося поведения — уровнем алкоголизации, приобщением к наркотическим веществам. Сочетание указанных вредных привычек, которые рассматриваются как психоактивные вещества (ПАВ), оказывает более выраженное негативное влияние, чем только курение.

Нами с использованием методов доказательной медицины (Р.Флетчер, С.Флетчер. Э.Вагнер, 1998) были рассчитаны дополнительные риски увеличения нарушений менструальной функции у девушек при употреблении психоактивных веществ (ПАВ). Оказалось, что риск появления сильных болей во время менструации у курящих девушек в 1,6 раза выше, чем у некурящих. При сочетании вредных привычек вероятность появления этого симптома была уже в 2,8 раза выше. Вероятность увеличения числа принимающих лекарства во время менструации при наличии вредных привычек оказалась в 1,4- 1,5 раза выше. Вероятность увеличения нерегулярных менструаций и роста жалоб в предменструальный период у девушек, имеющих сочетание вредных привычек, выше в 1,3-2,3 раза.

У взрослых женщин курение ассоциируется не только с высоким риском появления нарушений менструальной функции, но и повышенным риском бесплодия, осложнений беременности и родов, ухудшением здоровья новорожденных, ранним климаксом (Женщины и табак. ВОЗ, 1994).

При саморазрушающем поведении (а именно к саморазрушающему поведению принято относить наркоманию), мы сталкиваемся с ригидным использованием стереотипов, конфликтом между правилами, схематизацией жизненного опыта.

В литературе встречается мнение, что влечение подростка к употреблению наркотиков является признаком личностного психологического неблагополучия и является завершением процесса аномального (деструктивного) развития. В частности, выделяются следующие причины:

  • Неспособность подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
  • Несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;
  • Наличие психотравмирующей ситуации, из которой подросток не находит конструктивного решения.

Возможная привлекательность наркотических веществ заключается в их антиагрессивном воздействии. Он пишет о том, что наркоманы, испытавшие в детстве оскорбления и физические наказания, обладают сильным чувством агрессии и садизма по отношению к другим. Употребление наркотиков, в частности, опиатов, делает возможным избежание дисфории (злобной тоски), ассоциирующейся с гневом и злостью, позволяя им оставаться спокойными и расслабленными.[12]

Профилактику заболеваний принято разделять на первичную, вторичную и третичную. Первичная направлена на предупреждение болезней, вторичная подразумевает способы сдерживания темпа их развития и предупреждение осложнений, а третичная представляет собой комплекс реабилитационных воздействий на больных. В применении к подростковой наркологии эта классификация может быть расшифрована следующим образом. Первичная профилактика — предотвращение аддиктивного поведения подростков. Вторичная — предотвращение рецидивов после лечения ранних форм алкоголизма и наркоманий. Третичная — реабилитация в тяжких случаях неоднократных рецидивов и безуспешного лечения.

Под вторичной профилактикой понимается система мер, направленная на восстановление и развитие утраченных в процессе употребления наркотических веществ психологических характеристик личности, а также повышение общей устойчивости личности к наркотической контаминации. Вторичная профилактика может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме, причем наиболее эффективным вариантом является сочетание индивидуальных и групповых занятий с подростками.

Анализ результатов исследований алкоголизации молодежи показывает, что уровень потребления спиртного выше в. среде подростков, состоящих на учете в милиции, имеющих аномалии характера, и детей из семей алкоголиков. Факт знакомства детей со спиртными напитками, конечно, не может быть критерием оценки степени алкоголизации. Гораздо продуктивнее оценивать стиль алкоголизации – совокупность алкогольных установок индивида, определяющих соответствующую форму потребления спиртного и опьянения. [18]

Темп роста употребления алкогольных напитков среди девочек (девушек) идет быстрее, чем у мальчиков (юношей). Девушки, как свидетельствуют исследования зарубежных авторов, по всем показателям употребления (дозе, частоте, крепости напитков и т. д.) догоняют юношей.

Острое алкогольное отравление приводит, например, по данным В. И. Демченко (1980), к значительным изменениям деятельности сердечно-сосудистой системы проявляющимся в:

  • побледнении кожных покровов
  • акроцианозе,
  • тахикардии и приглушенности сердечных тонов.

Значительно менее однозначно можно описать характер влияния алкоголя на психику подростка. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так :

  • кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением
  • оглушенностью
  • нарастающей сонливостью
  • вялостью
  • замедленной бессвязной речью
  • потерей ориентации.

1.3. Обзор основных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся, основанных на зарубежных и отечественных разработках

В настоящее время в России накоплен определенный опыт проведения программ, направленных на укрепление здоровья детей. Часть этих программ представляют адаптированные версии зарубежных проектов, куда привнесен отечественный опыт и учтены региональные особенности, что способствует более успешному внедрению. Ниже представлены некоторые программы, которые реализуются в России.

Программа укрепления здоровья детей CINDI – Children – РОССИЯ

Эта программа является частью международной программы CINDI —общенациональной интегрированной программы профилактики неинфекционных заболеваний.[20]

Цель программы: укрепление здоровья детей и подростков (7–17 лет) и профилактика заболеваний посредством проведения интегрированной, основанной на сотрудничестве партнеров, программы через развитие образовательного компонента.

В основу программы положен единый протокол ВОЗ — Healthy Children in Healthy Families (Здоровые дети в здоровых семьях). Проект ориентирован на внедрение профилактических программ в школах и привлечение к сотрудничеству учащихся, родителей и педагогов.

Приоритетные направления: профилактика вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики), здоровое питание, физическое воспитание, репродуктивное здоровье.

Вмешательство осуществляется через несколько возможных каналов: родители, учителя, специалисты, посредством самообучения и с привлечением СМИ.

Международный проект Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «Школы укрепления здоровья» (ШУЗ) развивает комплексный подход к управлению факторами, определяющими здоровье учащихся. Успешный опыт программ на международном уровне имеется в ряде стран: Швеции, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии и других.

Цель проекта – обеспечение здорового образа жизни для всего школьного коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья.

Стратегия ШУЗ основана на поиске эффективных форм сотрудничества различных ведомственных структур, в частности, здравоохранения и образования, общественных структур и родителей. Она направлена на объединение их усилий для реализации целей укрепления здоровья участников образовательного процесса.

Российская Федерация вступила в сеть ШУЗ в 1994 г. На данный момент членами сети являются 637 образовательных учреждений из 11 регионов России. Используя единую методологию, каждая конкретная школа разрабатывает и реализует собственную отдельную программу ЗОЖ, применительно к тем реальным условиям, в которых работает школа минимум на 3 года.

Пример. За два года в Вологде были получены следующие результаты: Создана межведомственная коалиция, не произошло возрастание числа курящих в 5-7 классах., повысился уровень знаний участников программы о здоровом образе жизни, изменились взаимоотношения между учениками, учителями, родителями.

Результаты ШУЗ в России (сообщение проф. В.Р Кучмы, Директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН.)

Создан Национальный центр поддержки проекта «Европейская сеть школ укрепления здоровья», который реализует следующие программы.

а) Для учащихся старших классов ежемесячно выпускается бесплатный журнал «Новости о себе». Журнал освещает проблемы укрепления здоровья, профилактики заболеваний, здорового образа жизни.

б) «Здоровье школьника», в рамках которой специалистами проводятся циклы лекций для школьников и родителей («Гигиена тела», «Основы рационального питания», «Инфекционные заболевания, передающиеся половым путем», «Профилактика возникновения нарушений зрения». Такие программы успешно развиваются в Москве и Санкт-Петербурге.

в) По горячей линии подростки получают телефонные консультации по вопросам профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни.

г) Выпуск и распространение в школах буклетов, пропагандирующих здоровый образ жизни.

д) Для педиатров и врачей-гигиенистов готовится и рассылается «Вестник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН» с материалами о последних разработках в области гигиены, питания детей, профилактике заболеваний, информацией о съездах и конференциях, о фармацевтических препаратах и медицинской технике. Ежегодно Центр оказывает информационно-консультационные услуги 20 тыс. медицинских работников, 15 тыс. семей, 100 тыс. школьников.

Проект «Классы, свободные от курения»

Соревнование «Классы, свободные от курения» (Smokefree Classes) проводится в Финляндии ежегодно с 1989 года. В странах Европы (Англия, Дания, Германия, Франция, Испания, Италия и др.) этот проект реализуется с 1997 года. С 1998 г. проект реализуется в школах Санкт-Петербурга. Соревнование проводится по единому протоколу. Общее количество школ, принявших участие в соревновании в 1999 г., — около 10500 .

Цель проекта: Предотвратить или, по крайней мере, отсрочить начало курения подростков; развить умение учащихся принимать свои собственные решения и сопротивляться социальному давлению, помогая подросткам видеть преимущества отказа от курения.

В соревновании принимают участие учащиеся 7-х и 8-х классов. Эта группа подростков является наиболее угрожаемой в отношении начала курения. Класс совместно принимает решение быть некурящим в течение 6 месяцев, включая время, проведенное в школе и вне ее. Еженедельно осуществляется контроль выполнения этого требования. В конце соревнования подводятся итоги и проводится лотерея с розыгрышем призов.

Курс обучения здоровому образу жизни, разработанный в рамках программы пропаганды здорового образа жизни, осуществляемой фондом Сороса.

Учебная программа состоит из 5 разделов: пропаганда здорового питания, профилактика курения, профилактика алкоголизма и наркомании, сексуальность человека и профилактика СПИДа. По каждому разделу подготовлены методические пособия, рассчитанные на преподавателей, занимающихся вопросами обучения здоровому образу жизни с детьми в возрасте от 10 до 14 лет. Каждое пособие имеет четкую структуру: информация для преподавателя, работа с родителями, работа с общественностью, поурочные планы и виды работ.

Программа «Обучение жизненным навыкам» («Life skills»)

Она является адаптированной программой организации «Life skills international».

Основная цель программы: помочь молодым людям приобрести навыки, необходимые, чтобы лучше понимать себя, сделать положительный здоровый выбор в жизни, уметь формировать стратегию поведения и принимать решения в соответствии с социальными и культурными требованиями.

Приоритетные направления: профилактика наркоманий, курения, алкоголизма, ВИЧ/СПИД и других видов асоциального поведения.

При проведении занятий используются разные формы работы: групповая дискуссия, «мозговой штурм», мини-лекции, ролевая игра, упражнения-активаторы.

Проект базируется на ряде экспериментальных программ, решающих задачи обучения жизненным навыкам: «Мой выбор» для учащихся 8–9-х классов, «Полезные привычки», «Полезные навыки» для учащихся 1–7 классов (проект «Хоуп») и программа «Здоровье» для 1–11 классов.

Схема распространения программ отработана в рамках реализуемого с 1997 г. в партнерстве с Министерством образования РФ международного проекта «Хоуп»: Министерство образования информирует регионы о проекте, его содержательном наполнении и собирает заявки от желающих его реализовать. Российские разработчики проводят выездные семинары, обучая группы специалистов в регионах и обеспечивая их полным методическим и дидактическим комплектом.

Российская ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) реализует ряд проектов, направленных на работу с подростками и молодежью:

  • Создание молодежных центров, деятельность которых направлена на повышение информированности подростков и молодежи в области здорового образа жизни, профилактику нежелательной беременности и ИППП/ВИЧ, формирование навыков общения.

  • Проект «О тебе».

Цель программы: формирование навыков здорового образа жизни путем повышения информированности по вопросам гигиены.

Методика: проведение уроков гигиены для учащихся 7-х и 9-х классов.

  • Проект «Репродуктивное здоровье подростков»

Цель проекта: способствовать улучшению репродуктивного здоровья подростков и качества их жизни посредством предоставления им необходимой информации по репродуктивному здоровью и здоровому образу жизни.

  • Проект «Повышение уровня знаний учащихся профессиональных училищ России по вопросам здорового образа жизни, планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья, профилактики ИППП, ВИЧ/СПИДа».

Программа для начальных классов «Педагогика здоровья»

Программа разработана авторским коллективом Комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования.

Программа проводится более чем в 250 школах России и состоит из различных модулей: «Самопознание через чувство и образ», « Школа здорового питания», «Ослепительная улыбка на всю жизнь», «Безопасность детей на дорогах», «Поведение в экстремальных ситуациях».

Программа реализуется на уровне решения региональных управлений образования и поэтапного внедрения во все образовательные учреждения регионов. Внедрение программ финансируется территориальными управлениями образования и родителями.

Проект «Здоровая и дружественная школа»

Разработан Центром региональной политики развития образования при Российской академии образования совместно с ГНИЦ ПМ МЗ РФ под эгидой ЮНИСЕФ.

Цель программы:

Создание комплексной модели здоровой и дружественной школы, базирующейся на соответствующей социальной инфраструктуре территориального (муниципального) типа, и объединяющая образовательные, медицинские и административно-управленческие формы работы.

Используемые технологии:

  • Средовой подход
  • Модель социомониторинга среды
  • Социальные технологии по созданию сетевых структур (для обеспечения устойчивой и дееспособной коалиции образовательных, медицинских и иных структур)

Общая схема деятельности:

  • Объективизация состояния здоровья детей в образовательном учреждении (функциональная диагностика, саногенетический мониторинг, и пр.) Создание информационной базы данных.
  • Проведение социомониторинга по социальным характеристикам состояния среды образовательного учреждения. Широкое информационное освещение.
  • Развитие содержания образования, создание педагогических технологий.
  • Разработка инфраструктуры образовательного учреждения (питание, физическая активность, социальная среда, пр.)
  • Создание и реализация новых управленческих схем и технологий.
  • Развитие системы отношений всех участников образовательного процесса, вовлечение всех заинтересованных участников (детей, родителей, педагогов, медиков, психологов, пр.) в процесс анализа и перепроектирования среды в школе.

Результаты:

  • Создание действующей экспериментальной модели.
  • Создание инновационной сети школ по проблеме «Здоровая и дружественная школа» в Московском регионе (около 20 школ).
  • Разработка оригинальных механизмов мониторинга состояния среды в школе.
  • Реализация проектного метода для вовлечения детей в проблемы организации собственного образа жизни, проектирования здоровой и дружественной среды в школе.

Несмотря на то, что основной целью представленных выше профилактических программ является укрепление здоровья подростков, привитие им навыков здорового образа жизни, каждая из программ имеет определенную направленность. Выбор программы может зависеть от того, какую задачу ставят перед собой лица, ответственные за принятие решений в области укрепления здоровья детей, решение какой проблемы они считают приоритетной в этой сфере на данный момент.
1.4. Пропаганда здорового образа жизни в школе

Сегодня человечество переживает настоящий кризис: распространение среди подростков курения, пьянства, токсикомании и наркомании достигает критических масштабов. Ученые бьют тревогу – наша нация постепенно вымирает: растет детская смертность; увеличивается число детей, имеющих психические и неврологические отклонения, что в свою очередь способствует росту детской преступности.[15]

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % — условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье — это общественное здоровье через 10 — 30 лет.

В школах должна проводится большая работа по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся и их родителей с целью изменения ценностного отношения детей и подростков к табакокурению, алкоголю, наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, привлечения подростков к решению актуальной проблемы российского общества, формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Необходимо ежегодно проводить мониторинги по вредным привычкам, месячники по профилактике вредных привычек, акции, тематические классные часы, родительские собрания. Должна быть хорошо организована занятость учащихся во внеурочное время, чтобы учащиеся посещали кружки и секции организованные при школе.

Для определения состояния здоровья, уровня физического развития учащихся 1-11 классов в школе должны ежегодно проводятся специальные исследования – мониторинги здоровья.

Так как для оценки физического развития ребенка первостепенное значение имеют показание роста, веса, состояния его здоровья, поэтому ежегодно необходимо в начале и в конце учебного года в школе проводить обследование физического здоровья школьников.

В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, а доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой.

Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы становимся на путь творения здоровья… Сегодня, сейчас мы определяем наше здоровье в будущем. Мы сами за него отвечаем! Для совершенствования и формирования здоровья важно учиться быть здоровым!
заключение

Проблема укрепления здоровья детей чрезвычайно важна. Приводимые данные о распространении среди школьников курения, употребления алкоголя, низкой физической активности и других факторов риска, влияющих на здоровье, с одной стороны подтверждают необходимость действий, а с другой, — указывают путь: воздействие на эти факторы риска.

Программа укрепления здоровья детей может быть осуществлена только через сотрудничество ряда структур общества, через коалицию, партнерство. И ведущими структурами, естественно, являются школа, семья, сами школьники, здравоохранение, структуры власти, СМИ. При этом школа и школьники обладают потенциалом укрепления здоровья, который должен быть использован значительно более интенсивно, чем это делается сейчас.

Структуры здравоохранения играют важную роль — роль инициатора программ и эксперта. Основные же действия — это действия немедицинского характера. Тем не менее, службы здравоохранения могут играть систематически важную роль в стимуляции действий по укреплению здоровья детей.

Разработка программ укрепления здоровья в регионе требует согласия о целях и действиях между основными структурами-партнерами, т.е. выработки политики или стратегии, которая должна быть отражена в региональном документе.

Стратегический план программы определяет приоритеты действий по укреплению здоровья, основываясь на научных доказательствах и их профилактической осуществимости.

Развертывание региональных программ укрепления здоровья детей крайне нуждается в региональной законодательной поддержке. И следует отметить, что возможности принятия законов и распоряжений для этих целей в регионах весьма велики.
Литература

  1. «Алкоголизация, курение и наркотизация среди городских подростков- школьников Московской области и основные направления профилактики данных явлений». Информационное письмо по результатам мониторинга 2000 г. Центр мониторинга вредных привычек среди детей и подростков РФ на базе ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ, Москва 2000 г.- С.19.
  2. «Всероссийское совещание специалистов по гигиене детей и подростков: Доклады. Онищенко Г.Г. Епифанова Т.М».-Москва, 1993.- С.1-6.
  3. «Минздрав: здоровых детей становится меньше.//Права ребенка»., Москва, 2001.- С.21–26.
  4. «Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России» Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья, Москва 1999 г, под редакцией А.К.Демина, И.А. Деминой, (256 стр).
  5. «Основные факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у детей и подростков и возможная их профилактика» Автореферат дисс. д-ра мед. наук, А.А. Александров, Москва 1991 г(47стр).
  6. «Охрана здоровья детей и подростков» Лекции для медицинских работников и педагогов. Российская ассоциация общественного здоровья, Москва 2000.- С.31.
  7. «Профилактическая кардиология в педиатрии» С.Е.Лебедькова, Оренбург 2001 г.- С.66
  8. Бадалов О.Ю. , Козловский И.З., Бахтинов О.П., Стефаниди Н.С. “О ситуации с табакокурением в Ставропольском крае”. “За свободную от табачного дыма Россию.”. Информационный бюллетень. Вып. 3-4.- 2003
  9. Беседина А.А. Актуальные вопросы профессионального обучения подростков. //»Актуальные проблемы гигиены детей и подростков». Материалы научно-практической конференции (Харьков, 24-25 мая, 1995 г.).- Харьков.- 1995.- С.22-24.
  10. Гринене Э.Ю. Состояние здоровья и некоторые аспекты понятия здорового образа жизни подростков г. Каунас. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с.
  11. Гурова О.А., Самбурова И.П., Соколов Е.В. Влияние курения табака на организм подростков. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 2001.- №2.- С.110-112.
  12. Давыденко Л.А.Образ жизни школьников крупного промышленного города: оценка риска. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с. 45-46
  13. Даниленко Г.М., Клыгина И.А. Школа как ядро системы формирования здорового образа жизни учащихся. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. с. 45-46
  14. Дедух Е.Л, Лузанова Г.С., Ручкина Н.А. Роль гигиенического образования школьников , подростков и молодежи в профилактике табакокурения. В материалах Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва. С.49
  15. Женщины и табак. Всемирная организация здравовохранения . Женева. 1994
  16. Журавлёва И.В. Здоровье подростков: социологический анализ. Москва. Институт социологии РАН. 2002.- 240с
  17. Журавлева М.С., Сетко Н.П.. распространенность вредных привычек среди подростков как медико-социальная проблема современного общества. Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С. 53-54
  18. Застенская И.А, Лазарчик Ж.Г., Фарино Н.Ф. К проблеме табакокурения среди подростков. Материалы Вс. научно- практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» 15-17 мая 2006 г. Москва С.54-55
  19. Кучерук А.С., Совтысик Д.Д. и др. Исследования функциональных сдвигов в организме юношей 9-10 классов при велоэргометрических нагрузках. //Теория и практика физической культуры.- 1993.- №9.- С.22-23.
  20. Отчет «Оценка существующей практики и потребностей в области укрепления здоровья, социальной безопасности школьников в г. Москва, Новосибирск, Оренбург, Питкяранта, Томск, Тверь, Уфа, Электросталь», ГНИЦ ПМ МЗ РФ , CINDI, Москва 2002.- С.41.

Приложения

Приложение №1

Мониторинг вредных привычек

Приложение №2

Приложение №3

Результаты анкетирования учащихся 5-11 классов

Кол-во

детей

Общие

кол-во

детей В %

  • курят
  • пробовали курить
  • не курят
2

6

74

82

82

82

2,4%

7,3%

90,2 % -пьют алкогольные напитки регул.

-пробовал пить алк. напитки

-никогда не пробовал

6

76

82

82

82

7,3%

92,6% -пробовал наркотики

-не пробовал

1

81

82

82

1,2%

98,7%

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий