Электричесво в быту

Мы живем в домах, которые защищают от ненастья, имеем коммунальные выгоды, используем бытовыми приборами. Они помогают убирать, стирать, готовить еду и высвобождают время для обучения, творчества, общение с друзьями
Электричесво в быту

Скачати 91.6 Kb.

Дата конвертації 14.04.2016 Розмір 91.6 Kb. Тема: Электричесво в быту.
Цель:
  • продолжить формировать у учащихся понятие об опасности и безопасности, понятие о правилах пользования электрическими приборами;
  • развивать умения определять уровень риска в повседневной жизни,
  • ознакомить учащихся с причинами поражения током и правилами техники безопасности при работе с электричеством, с действием электрического тока на организм человека и мерами первой помощи при поражении током; правилами поведения во время грозы;
  • воспитывать серьезное отношение к правилам пользования электрическими приборами

Ученик:

  • называет опасные ситуации, которые могут возникнуть в доме;
  • анализировать причины пожара;
  • научиться распознавать оправданный и неоправданный риски;
  • потренируется определять уровень риска в ежедневной жизни;
  • повторит алгоритм действий работы с электрическими приборами.

Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
І. Организационный.
ІІ. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Ежедневные риски и опасности
Ежедневная жизнь современного человека преимущественно безопасна и комфортна. Мы живем в домах, которые защищают от ненастья, имеем коммунальные выгоды, используем бытовыми приборами. Они помогают убирать, стирать, готовить еду и высвобождают время для обучения, творчества, общение с друзьями. Однако и сегодня риски и опасности являются частью нашей жизни.
Выведи формулу безопасной жизнедеятельности. Для этого, запиши по две опасности, которые могут возникнуть:

дома (на кухне, в ванной):

на улице:

в школе:

в транспорте:

на дороге:

на природе:

Вспомните, как часто вы смотрите телевизор, включаете свет и пользуетесь телефоном. Во всех этих случаях, как и во множестве других, используется электричество. Без электричества наш мир выглядел бы иначе. Электрический ток находит широкое применение в промышленности, на транспорте, в быту и различных учреждениях.

«Микрофон».

Ученики называют ситуации опасности при использовании электроприборов.

ІІІ. Изучение нового материала.
Упражнение «Оцениванием риск»

На этом рисунке изображен воображаемый дом.

Если бы он действительно существовал, то в нем непременно возник бы пожар, ведь все его жители нарушают правила пожарной безопасности.

Какие это нарушения?
Пользуясь электричеством человек не должен забывать о том, что тело является проводником. Работая с током, человек может получить электротравму. Чтобы это не произошло, необходимо выполнять элементарные правила техники безопасности. Все мы постоянно имеем дело с электроприборами. И не всегда по внешним признакам можно обнаружить грозящую для человека опасность, следовательно, человек должен иметь представление о причинах поражения током, знать действие тока на организм человека и меры первой помощи при поражении током. Эти вопросы мы рассмотрим сегодня на уроке.
Содержание этапа.

На доске записан план урока. По каждому из вопросов учащиеся подготовили рефераты. В плане урока представлено их основное содержание. Учащиеся слушают сообщение, и основные мысли записывают в тетрадь.

  • Основные причины поражения током.
  • Меры предосторожности при работе с электрическим током.
  • Действие электрического тока на организм человека.
  • Атмосферное электричество (молния).
  • Первая помощь при поражении током.

Просмотр видиосюжета “Основные причины поражения током”.

При работе с электрическими приборами необходимо строго и неуклонно соблюдать меры предосторожности. Если этого не делать, ваша жизнь будет подвергаться опасности. Прежде всего, надо знать очаги электроопасности. Тело человека – проводник. Если случайно человек “включит” свое тело в сеть, то не избежит тяжелейшей травмы и даже смерти. Как же человек может “включить” себя в сеть? Рассмотрим несколько пример. Видеосюжет «Уроки тетушки Совы»

Подведем итоги.

  1. Опасно одновременное прикосновение к одному оголенному проводу и к предмету, находящимся под напряжением и соединенным с землей.
  2. Опасно пользоваться неисправным электрическим прибором.
  3. Опасно для человека, стоящего на проводящем основании, подходить и тем более касаться оголенного провода, упавшего на землю.

Учитель подводит итог: Когда человек прикасается к неизолированным токоведущим частям, находящимся под напряжением, он становится частью образующейся цепи, через него протекает ток. Основными причинами электротравматизма являются: неисправность приборов или средств защиты; замыкание фазовых проводов на землю; нарушение техники безопасности при обращении с приборами и проводами. Значит, необходимо соблюдение правил техники безопасности. А каковы же правила безопасности?

Сообщение учащегося “Меры предосторожности при работе с электрическим током”.

Наиболее действенная профилактика электротравматизма – точное выполнение правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок. Ни в коем случае нельзя пренебрегать правилами техники безопасности: все работы, связанные с монтажом и ремонтом электрической сети, производить при полном снятии напряжения. Независимо от того, к какому напряжению подключены электроустановки, их ограждают для предупреждения возможности случайного прикосновения к токоведущим частям.

Для устранения опасности поражения электрическим током применяют защитные средства. Например, используют изолирующие подставки из сухой древесины, резиновые коврики, галоши и перчатки; специальные инструменты и приспособления с изолированными ручками; приборы, регистрирующие напряжение, контрольные лампы и специальные пробники с неоновыми лампами.
Учитель подводит итог: Много сделано, и многое делается в области охраны труда, но считать положение благополучным преждевременно. Данные по авариям и электротравматизму говорят о том, что большой процент несчастных случаев поражения током происходит со смертельным исходом. А сейчас познакомимся с некоторыми подробностями, касающимися опасности, которую может представлять электрический ток.
Сообщение учащегося “Действие электрического тока на организм человека”.

Ещё раз напомню, что тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Действие тока выражается в нарушении физико-химического состава жидкости в тканях организма, в том числе крови. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц вплоть до их разрыва. Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы. Световое действие приводит к поражению глаз.

Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека. Наиболее чувствительными к току являются такие участки тела, как кожа лица, шеи и тыльной стороны ладоней. Их сопротивление существенно меньше, чем у остальных частей тела.

Однако действие электрического тока на человеческий организм может быть не только отрицательным, но и положительным. Это используют в медицине. Например, при радикулите, невралгии и некоторых других заболеваниях применяют гальванизацию: приложив к пациенту электроды, пропускают через него слабый постоянный ток. Это оказывает болеутоляющий эффект, улучшает кровообращение и т.д. Посредством электрических раздражений мозга (электрошоком) лечат некоторые психические заболевания; у больного при этом возникает судорожный припадок, по истечении которого он засыпает. Кратковременные высовольтные электрические разряды через сердце помогают иногда предотвратить смерть пациента при тяжелом нарушении сердечной деятельности.

Электротравмы – повреждение организмов электрическим током – встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в быту. Но их причиной может быть и атмосферное электричество (молния). Ежегодно в мире от ударов молнии погибают тысячи людей.
Сообщение учащегося “Молния”.

Каждый из вас неоднократно наблюдал грозу, видел молнию и слышал гром. Что такое молния? Молния может образовываться между двумя соседними облаками и между облаком и поверхностью Земли. В этом случае под действием электрического поля отрицательного заряда нижней части облака поверхность Земли под облаком электризуется положительно. В результате молния ударит в землю.

Удары молний исключительно опасны. Молния может разрушить здание, опору электропередач, заводскую трубу, вызвать пожар и т. п. Особенно опасна молния для человека. Её удар смертелен для всего живого, но в людей и животных молния ударяет сравнительно редко и только в тех случаях, когда сам человек из-за незнания подвергает свою жизнь опасности.

Надо знать, что молния ищет кратчайший путь к поверхности Земли. Поэтому молния чаще ударяет в отдельные высокие предметы, а из двух предметов одинаковой высоты чаще в тот, который является лучшим проводником. Наиболее вероятен удар молнии в одиноко стоящие металлическую мачту, деревянный столб или дерево. Поэтому, находясь в поле, нельзя скрываться от дождя под одиноко стоящим деревом или в копне сена. В лесу надо уйти от очень высоких деревьев. В горах лучше всего спрятаться в пещеру или под глубокий уступ.

Молния поражает места, обладающие хорошей электропроводимостью (болота, влажную глинистую почву, водоемы и их берега); возвышающиеся и одиноко стоящие предметы (деревья, столбы, скалы, вершины холмов). Поэтому каждый человек должен знать элементарные правила поведения во время грозы. Жизнь человека, подвергнувшегося действию электрического тока, может быть спасена, если будут приняты экстренные меры.

Послушаем сообщение “Первая помощь при поражении током”.

При оказании первой помощи дорога каждая секунда. Чем больше времени человек находится под действием тока, тем меньше шансов спасти ему жизнь. Почти всегда сам человек не может освободиться от проводов или деталей, прикосновение к которым стало причиной его поражения. Это происходит потому, что электрический ток, протекая по телу человека, вызывает судорожное сокращение мышц. Сам человек не может освободиться от проводов еще и потому, что электрический ток быстро поражает центральную нервную систему и человек теряет сознание.

При всех несчастных случаях, прежде всего, необходимо освободить человека от дальнейшего воздействия на него электрического тока.

Освободив пострадавшего от тока, необходимо: немедленно положить его на спину, дать ему полный покой, расстегнуть пояс и стесняющую дыхание одежду; необходимо дать понюхать нашатырный спирт.

Если пострадавший не подает признаков жизни, следует применять приемы искусственного дыхания и массаж сердца.

В любом случае при поражении электрическим током надо вызвать врача или срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

ІV. Обобщение и закрепление знаний.
Работа в группах.

  1. Объединитесь в группы по 5 —6 лиц.
  2. Оцените уровень риска в ситуациях, которые вы записали на карточках, выполняя задание на № 2, за десятибалльной шкалой (0 баллов — риска нет или он незначительный, что на него не стоит учитывать; 10 баллов — риск очень высокий).

V. Подведение итогов.
Вопросы и задания.

  1. О каких явлениях и закономерностях не знал мальчик, пострадавший от молнии?

Вокруг стало темно, пошел дождь, и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глаза больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, и играло солнышко. Большой дуб сломался и из пня шел дым…. Платье на мне все было мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

(Л.Н. Толстой “Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза”.)

  1. Приведите примеры экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть в вашей жизни.
  2. Потренируйся действовать в таких ситуациях посредством блок-схемы.

VІ. Домашнее задание.

  1. Выучить материал учебника § 16
  2. Ответить на вопросы:

Представьте, что гроза застала вас на открытой местности, где растет одинокое дерево. Вы ведете на металлической цепочке собачку, в другой руке держите зонт. Как в таком случае наиболее правильно уберечь себя и собачку от грозы.

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий