Ход урока

Основная функция элективного курса по биологии – выявление средствами предмета профессиональных интересов учащихся, помощь в осознанном выборе профиля обучения в 10-11 классах
Элективный курс «Генетика раскрывает тайны»

Скачати 311.44 Kb.

Дата конвертації 21.04.2016 Розмір 311.44 Kb. ГЕНЕТИКА РАСКРЫВАЕТ ТАЙНЫ
Семёнова Н.Н., учитель биологии МОУ «СОШ с. Барки Балашовского района»
Пояснительная записка.

Основная функция элективного курса по биологии – выявление средствами предмета профессиональных интересов учащихся, помощь в осознанном выборе профиля обучения в 10-11 классах.

Элективный курс «Генетика раскрывает тайны» углубляет и расширяет базовую программу, дополняет её, не нарушая целостности.

В программу включены прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт деятельности человека. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и предоставляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

Специально подобранные к курсу задачи обогатят знания учащихся, помогут освоить предмет на новом уровне.

Продолжительность элективного курса – 10 часов.

Изучение элективного курса по биологии «Генетика раскрывает тайны» направлено на достижение следующих целей:

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

● использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму и здоровью других людей, для соблюдения норм ЗОЖ, профилактики заболеваний, вредных привычек;

● создание базы для ориентации в мире профессий.

Задачи курса:

● акцентировать внимание учащихся на прочном и сознательном усвоении ведущих идей и основных научных понятий по генетике;

● обогатить знания учащихся по ЗОЖ; использовать знания в целях профориентации;

● создать условия для подготовки к экзаменам по выбору;

● воспитывать позитивное ценностное отношение к генеалогии своего рода;

● продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивания.

Учебно-тематический план.

п/п Наименование темы Кол-во часов Вид работы Образовательный продукт 1. Чудо – генетика! 1 посвящение сообщения учащихся 2. У меня один вопрос: «Почему в веснушках нос?» 1 диспут тезисы 3. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании. 1 лабораторная работа алгоритм, карточки 4. Генетика на службе медицины. 1 конференция рефераты 5. Гемофилия и дальтонизм. Откуда? 1 исследование контрольный текст 6-7. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании. 2 лабораторная работа алгоритм, карточки 8. Моё генеалогическое древо. 1 защита проекты 9-10. Урок-панорама «Генетика раскрывает тайны»: 2 4 мини-урока творческие задания 1. «Генетика? Генетика! Генетика…» 0,20 устный журнал 2. «Я б в генетики пошёл, пусть меня научат».

0,20 деловая игра

3. «Твой образ мне во сне являлся». 0,20 экскурсия в картинную галерею 4. «Алло! Мы ищем таланты». 0,20 урок-концерт

Содержание курса.

Тема 1. Генетика – наука о наследственности и изменчивости (10 часов).

1.1. Чудо – генетика!

История развития генетики. Учёные-генетики: Г. Мендель, Н.И. Вавилов и др. Роль генетики в развитии биологической науки.

1.2. У меня один вопрос: «Почему в веснушках нос?»

Природа веснушек. Доминантные и рецессивные признаки человека. Моногибридное скрещивание и его результаты. Косметические советы рыжим и конопатым.

1.3. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

Алгоритм решения задач. Составление и решение генетических задач.

1.4. Генетика на службе медицины.

Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый и другие. Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

1.5. Гемофилия и дальтонизм. Откуда?

Наследственная патология. Родословная рода королевы Виктории. Распутин и царская семья. Дальтон и дальтонизм. Дальтоник и светофор.

1.6. и 1.7. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании.

Алгоритм решения задач. Составление и решение генетических задач с помощью решётки Пеннета.

1.8. Моё генеалогическое древо.

Генеалогия – наука, изучающая происхождение и родственные связи. Предки и потомки.

1.9. и 1.10. Генетика раскрывает тайны.

От матрёшки до клона. Родственные браки: «за» и «против». Анализ родословных. Талантливые предки.

Литература.

1. Брусиловский А.И. «Генетика раскрывает тайну».

2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. – М.: Дрофа. 2005.

3. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение.

4. Петрова Е.В. Основы классической генетики: Учеб. пособие по биологии. – Саратов: ИЦ «Добродея»: ГП «Саратовтелефильм». 1997.

5. Проверьте свои знания: энциклопедия. О живой природе (Биология). Сост. Були В.А. – Сталкер. 1996.

6. Решение задач по генетике./ Под ред. С.И. Беляниной. – Саратов. 1991.

7. Стихи А. Барто, Р. Рождественского, П. Алпатова, П. Давыдова и др.

8. Чупин С.П. Секрет женской привлекательности. – Рига: Импакт. 1992.

9. Я познаю мир: ДЭ/Медицина/ Я.11 Сост. Ю.Ю. Буянова: Под общ. ред. О.Г. Хинн; М.: ТКО «АСТ».

Методические рекомендации.

Занятие 1.1. Посвящение «Чудо – генетика!»

Задачи: познакомить школьников с краткой историей генетики и учёными-генетиками, начать формирование основных понятий генетики, развивать интерес учащихся к науке, формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, готовить сообщения и выступать с ними, разгадывать кроссворды.

Оборудование: портреты учёных-генетиков Г. Менделя, Н.И. Вавилова, Цицина, Моргана и др., карточки с кроссвордом «Учёные-генетики», таблица с изображением кроссворда, ДЭ. Биология, стенд «Чудо – генетика!», магнитная доска, динамическое пособие «Законы Менделя», видеоматериал.
Ход урока.

Необычным должно быть начало занятия.

Звучит музыка. Горят свечи. Учащиеся занимают места. С помощью компьютера на экран выводится портрет Г. Менделя.

I. Вступительное слово учителя.

Генетика по праву может считаться одной из самых важных областей биологии. На протяжении тысячелетий человек пользовался генетическими методами для улучшения пород домашних животных и возделываемых растений, не имея представления о механизмах, лежащих в основе этих методов. Судя по разнообразным археологическим данным, уже 6000 лет назад люди понимали, что некоторые физические признаки могут передаваться от одного поколения к другому. Отбирая определённые организмы из природных популяций и скрещивая их между собой, человек создавал улучшенные сорта растений и породы животных, обладавшие нужными ему свойствами.

Однако лишь в начале XX века учёные стали осознавать в полной мере важность законов наследственности и её механизмов. Хотя успехи микроскопии позволили установить, что наследственные признаки передаются из поколения в поколение через сперматозоиды и яйцеклетки, оставалось неясным, каким образом мельчайшие частицы протоплазмы могут нести в себе «задатки» того огромного множества признаков, из которых слагается каждый отдельный организм?

Первый действительно научный шаг вперёд в изучении наследственности был сделан чешским монахом Грегором Менделем, который в 1866 году опубликовал статью, заложившую основы современной генетики. Мендель показал, что наследственные задатки не смешиваются, а передаются от родителей в виде дискретных (обособленных) единиц. Эти единицы, представленные у особи парами, остаются дискретными и передаются последующим поколениям в мужских и женских гаметах, каждая из которых содержит по одной единице из каждой пары. В 1909 году датский ботаник Иогансен назвал эти единицы «генами», а в 1912 году американский генетик Морган показал, что они находятся в хромосомах. С тех пор генетика достигла больших успехов в объяснении природы наследственности и на уровне организма, и на уровне гена.

II. Сообщения учащихся.

1. Грегор Мендель – основоположник генетики. Ему посвятил своё стихотворение «Монах» учитель из г. Кузнецка П.Е. Алпатов:

Возле стен монастырского сада

В час, когда древний город встаёт

К грядкам ровным, стоящим преградой,

Кто-то в чёрной сутане идёт.

Грегор Мендель, опять Вам не спится.

Ваш горох Вам покой не даёт!

И склонились Вы тёмною птицей:

Снова счёт, бесконечный подсчёт…

Снова жёлтый горох, жёлтый только,

А сажал и зелёный, — где ж он?

Где ж зелёный? А жёлтый? Их сколько?

Мыслью смутною мозг опалён.

Новый год. Вновь посев… И о чудо!

Словно Феникс из пепла, возник

Ваш зелёный горох. Но откуда?…

Грегор Мендель, ты к тайне проник!

Мысли роем бегут днём и ночью,

Вновь подсчёты до боли в глазах.

Постигаешь законы природы воочью

И про бога забыл! А лицо всё в слезах.

Озаренье, предвиденье, факты

В узел мощный, тугой завязал,

Еретик, в монастырских стенах ты

Век генетики нам предсказал.

Далее учащийся, используя динамическое пособие «Законы Менделя», настенные таблицы, рассказывает о величайших открытиях Грегора Менделя.

2. Н.И. Вавилов – учёный, патриот, гражданин.

В своём выступлении ученица отмечает роль отечественных учёных в развитии генетики. У истоков её в России стоял Н.И. Вавилов. Говорит о его научном подвиге.

III. Разгадывание кроссворда.

Коллективная работа учащихся. Кроссворд на большом листе вывешивается на доске. На столах учащихся – карточки с кроссвордами. Разгадывание кроссворда побуждает интерес учащихся узнать побольше нового об учёных-генетиках.

Кроссворд «Учёные — генетики».

По горизонтали:

1. Итальянский цитолог, обнаруживший в слюнных железах личинок комаров гигантские хромосомы.

3. Датский генетик; создал учение о чистых линиях, ввёл понятия «ген», «генотип», «фенотип».

8. Австралийский генетик, повторно открывший законы Менделя.

9. Английский естествоиспытатель; ввёл идею наследственности в антропологию, предложил метод анализа родословных.

По вертикали:

2. Русский генетик, селекционер; разработал теоретические основы создания новых форм растений путём отдалённой гибридизации культурных растений с дикорастущими.

4. Американский генетик, создатель хромосомной теории наследственности.

5. Чешский естествоиспытатель; открыл основные закономерности наследования, выдвинул гипотезу «чистоты гамет».

6. Английский биолог, морфолог, генетик, экспериментально доказавший справедливость законов Менделя для животных; ввёл термин «генетика».

7. Американский биохимик–генетик; установил, что общее количество пуриновых остатков в молекуле ДНК равно количеству пиримидиновых остатков; доказал, что ДНК обладает видовой специфичностью.

2

1

4

5

3

6

7

8

9

Ответы.

По горизонтали: 1. Бальбиани. 3. Иогансен. 8. Чермак. 9. Гальтон.

По вертикали: 2. Цицин. 4. Морган. 5. Мендель. 6. Бэтсон. 7. Чаргафф.

IV. Заключительное слово учителя.

Учитель, обращаясь к стенду «Генетика – чудо», подчёркивает роль генетики в развитии биологической науки, знакомит учащихся с планом работы элективного курса по биологии «Генетика раскрывает тайны».

Занятие 1.3. Лабораторная работа. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании.

Задачи: продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моногибридное скрещивание; записывать условие задачи, её решение, ответ; пользоваться генетической символикой; объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики.

Оборудование: кодоскоп, на столах карточки с алгоритмом решения генетических задач и текстами задач; на доске таблицы-схемы.
Ход урока.

1. Знакомство с алгоритмом.

Решение любой генетической задачи на законы Менделя включает следующие основные этапы:

1. Написание генотипа и фенотипа родителей.

2. Запись скрещивания.

3. Определение типа и запись гамет родителей.

4. Определение и запись генотипов и фенотипов потомков (если задача сложная, то для облегчения можно заполнить решётку Пеннета).

5. Анализ скрещивания – подсчёт классов потомков по генотипу и фенотипу.

6. Запись результатов скрещивания в виде числовых соотношений классов особей по генотипу и фенотипу.

Используется следующая генетическая символика:

А – ген, определяющий доминантный признак

а – ген, определяющий рецессивный признак

Р – родители

♀ – женский организм; ♂ — мужской организм

АА – генотип организма, гомозиготного по доминантному признаку

Аа – генотип гетерозиготного организма

× – знак скрещивания

F1 – потомство первого поколения

F2 – потомство второго поколения

2. Решение генетических задач:

а) иллюстрированных

На столах учеников – карточки с алгоритмом решения генетических задач и генетической символикой, а также карточки с генетическими задачами. Учащимся предлагаются иллюстрированные карточки.

Предлагаемые задачи не одинаковы по сложности и рассчитаны на индивидуальный подход в обучении. Преимущество иллюстрированных задач перед текстовыми очевидно, оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание, интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условий задачи и изучаемых закономерностей.

Задача 2.

1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?

2. Каковы генотипы родители (Р) и гибридов первого поколения (F1) по признаку окраски шерсти?

3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача 3.

1. Какой признак человека (высокий или низкий рост) доминирует?

2. Каковы генотипы членов этой семьи – матери, отца и детей?

б) текстовых

Далее учащимся предлагается работа в парах – решение задач типа:

Задача. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, а у её матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему их родословной.

Решение. а) Составим схему родословной, обозначая линиями родственные отношения, кружком – лиц женского пола, квадратиком – лиц мужского пола.

б) Внутри этих фигур запишем условные номера перечисленных в задаче лиц (по порядку их упоминания), а рядом – их фенотипы и известные по условиям задачи гены; неизвестные гены обозначим знаком «?».

в) На основании принципа чистоты гамет определим и запишем неизвестные гены упомянутых лиц, начиная с последнего поколения (внука).

(Некоторые пары учащихся выполняют схемы родословных, решая генетические задачи на кодоплёнке, которые потом демонстрируются классу через кодоскоп).
3. Составление генетических задач.

И, наконец, учащимся предлагается составить текстовую или иллюстрированную задачу на наследование признаков при моногибридном скрещивании, желательно используя свои родословные.

Затем задачи проверяются, отмечаются самые интересные, оригинальные; оценивается работа учащихся во время лабораторной работы.

Занятие 1.8. Защита проектов «Моё генеалогическое древо».

Задачи: научить учащихся проводить анализ составленных родословных; продолжить формирование умения объяснять закономерности наследования с помощью основных понятий генетики и цитологии; воспитывать чувство гордости за свою фамилию, свои «генеалогические корни».

Оборудование: схемы родословных, проекты «Моё генеалогическое древо», семейные альбомы с фотографиями, видеоматериал.
Ход урока.

Начать урок можно словами Р. Володина из статьи «Фамильные драгоценности»:

«Память о предках, да-да о предках, можно сравнить с фамильными драгоценностями, которые надо беречь и хранить.

Если мы чувствуем корни тех, кто жил до нас, мы станем корнями для тех, кто идёт за нами. Это даёт счастье».

Так ли это? Попробуем ответить на этот вопрос, защищая свои проекты.

Далее идёт защита проектов. Используя самостоятельно составленные схемы «Моё генеалогическое древо», учащиеся анализируют родословные, делают вывод о значении анализа родословных в изучении наследственности человека.

В ходе этой работы были выявлены музыкальные, математические способности предков, названы целые династии певцов и музыкантов (Перегудовы, Кузнецовы, Назаровы, Аборины и др.).

Можно проследить наличие веснушек, долголетие, дальтонизм и др. Главное, чтобы каждый ученик прочувствовал, что память о предках надо беречь и хранить, как фамильную драгоценность.

Неслучайно составленные схемы родословных включали 6-7 поколений.

Закончить урок можно словами Р. Рождественского:

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь – направо и ветвь – налево.

Человек разумный сидит

На вершине этого древа.

А над ним проносится век.

Повороты. Круговороты.

Да неужто и человек –

Тупиковая ветвь природы?

Задание. Используя знания по генетике, ответить на этот вопрос.

Урок – панорама «Генетика раскрывает тайны»

Урок-панораму можно проводить как заключительный в элективном курсе по биологии в 9 классе, как обобщающий урок биологии в 10 классе, как интегрированный урок по вертикали (биология 9 и 10 классы).

Урок-панорама рассчитан на 2 спаренных урока.

Урок-панорама «Генетика раскрывает тайны» состоит из 4 мини-уроков:

  1. Устный журнал «Генетика? Генетика! Генетика…»
  2. Деловая игра «Я б в генетики пошел, пусть меня научат»
  3. Экскурсия в картинную галерею «Твой образ мне во сне явился»
  4. Урок-концерт «Алло! Мы ищем таланты».

Тема урока-панорамы

«Генетика раскрывает тайны»

Цели: акцентировать внимание учащихся на прочном и сознательном усвоении основных научных понятий по генетике;

— продолжить формирование умения анализировать и решать задачи на моно- и дигибридное скрещивание;

— воспитывать позитивное ценностное отношение к генеалогии своего рода.

Задачи: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе работы с различными источниками информации, обогащать знания учащихся по ЗОЖ, использовать знания в целях профориентации.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: портрет Г. Менделя, настенные таблицы, магнитная доска, динамическое пособие, выставка генеалогических деревьев, карточки, стенгазета «Н.И. Вавилов – учёный, патриот, гражданин», семейные альбомы, видеоматериал.

Литература

  1. Учебник Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. – М.: Дрофа.
  2. Брусиловский А.И. Генетика раскрывает тайну.
  3. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии.
  4. Общая биология. Под ред. Д.К. Беляева.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Урок-панорама: 4 мини-урока.

  1. Устный журнал «Генетика? Генетика! Генетика…» (краткое изложение).

Ведущая. Последняя четверть ХХ века характеризовалась все ускоряющимся темпом познания тайн развития строения и функционирования живого. Одно открытие следовало за другим.

Как говорил Фрэнсис Бэкон, «жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а прорывается все дальше».

Познание генетических особенностей человека и законов передачи их по наследству должно стать той теоретической платформой, на которой нынешние школьники, будущие родители, смогли б оставить на планете здоровое потомство, выполнив свой биологический долг.

Учащиеся 1. Подобно ребёнку, шаг за шагом познавал мир человек на заре своего развития. Конечно, как только Человек стал Разумным, он начал сам себе задавать эти вечные вопросы жизни. Но ответы на них в разные эпохи были разными. Всё зависело от уровня развития науки.

Учащиеся 2. Еще задолго до нашей эры в Древней Индии предпринимались попытки объяснить роль отца и матери в рождении ребенка. Считалось, что для создания ребёнка необходимы шесть составных частей. Кроме материнского и отцовского начала, к ним относили огонь, землю, воздух и воду. В основе трактовки лежали зависимость человека от стихии, от окружающей среды. Ведь в тот период была очень слабо развита наука.

В период Средневековья развитие человека отрицалось. Считалось, что в половых клетках есть уже готовый организм со своими половыми клетками. Эти представления, напоминающие современную матрёшку, поддерживались церковью и тормозили развитие науки.

Учащиеся 1. Параллельно с такой точкой зрения все больше завоевывала права совершенно противоположная точка зрения. Особенно она укрепилась в XVI-XVII вв. Смысл ее заключался в том, что у зародыша одновременно существуют не все органы: они появляются постепенно и усложняются, другими словами, развиваются.

Доказательства именно такого способа развития на примере цыпленка привел К.Вольф, работающий в Петербургской Академии.

Конечно, эта теория активизировала многочисленные исследования. Теперь ученые не могут согласиться полностью с теорией К.Вольфа.

Учащиеся 2. Другими словами, в настоящее время стало понятно, что человек до рождения развивается по строгой программе, которая обеспечивает формирование всех органов и систем к нужному периоду времени.

Немногим более 100 лет назад были впервые описаны законы, которые теперь называют по имени их создателя – законы Менделя.

Они то и положили начало созданию новой для того времени науки – генетики.

Открыты многие законы, существенно дополняющие законы Менделя. Сейчас можно ответить на многие вопросы, связанные с развитием человека.

Ученые знают, почему в одном случае развивается мальчик, а в другом – девочка; почему дети похожи на своих родителей, бабушек и дедушек, почему и как начинаются болезни, как предупредить рождение больных детей и поставить диагноз до рождения.

2. Деловая игра «Я б в генетики пошел, пусть меня научат»

Действующие лица:

  1. Ведущий программы «Здоровье»
  2. Генеалог
  3. Генетик

Ведущий программы «Здоровье». На нашу программу пришло письмо от Сергея В. из г. Санкт-Петербурга. Вот оно (открывает конверт, читает).

«Так случилось, что для меня свет клином сошёлся на двоюродной сестре. Мы решили пожениться. Наши родители – её и мои – восприняли это как трагедию. Говорят: «Хотите наплодить дебилов, пожалуйста». Но почему?!

Я нормальный человек, она плаванием занимается, теннисом.

Неужели только потому, что мы родственники, у нас будут неполноценные дети?».

Вот такое письмо. Вот такой вопрос.

Генеалог. Разрешите мне начать обсуждение этого вопроса. (С помощью компьютера на экран выводятся портреты. Звучит музыка).

Дети от родственного брака могут быть нормальными, здоровыми. И даже талантливыми. Как, например, Чарльз Дарвин или Авраам Линкольн. Или Александр Сергеевич Пушкин, который родился от брака дяди с троюродной племянницей.

А легендарная Клеопатра, которая прославилась в веках не только своей красотой, но и умом. Рожденная от союза родных брата и сестры, она впоследствии тоже вышла замуж за своих родных братьев.

Да, именно за родных братьев. Ибо в древние времена во многих царских домах заключались только внутрисемейные, или, как говорят генетики, инцестные браки. Так члены правящих династий стремились поддержать чистоту своих кровей. «Ни капли чужой крови!» – гласило правило, и, согласно ему, из поколения в поколение, в жилах многих египетских фараонов, правителей греко-македонской династии, вождей инков текла только элитная «фирменная» голубая кровь.

Увы, как оказалось, она не гарантировала рождение мудрого, сильного духом и телом потомства. Довольно часто в таких семьях появлялись дети, пораженные душевными и телесными недугами. Такие случаи всегда старались скрыть. Но нет ничего тайного, что не стало бы явным. Прошли века, и вот, исследуя мумию египетского фараона Тутанхамона, мать которого одновременно была его сводной сестрой, учёные пришли к выводу, что причиной ранней его смерти послужило тяжелоё наследственное заболевание. Генетики считают, что вырождение династии Птолемеев обусловлено единокровными браками.

Ведущий программы «Здоровье». Чем же опасен кровно-родственный брак?

Генетик. Оставим в стороне все этические, моральные и религиозные соображения. Будем опираться на непреложные законы генетики.

Есть такое понятие, как коэффициент имбридинга. У родных дяди и племянницы он составляет 1/8, у двоюродных братьев и сестер 1/16, у троюродных 1/32, у четвероюродных 1/64… Эти восьмые, шестнадцатые и тридцать вторые говорят о том, что чем дальше родство, тем меньше похожих, одинаковых генов в генетическом аппарате каждого родственника. Таким образом, можно сказать, что при кровно-родственном браке вероятность появления больного потомства напрямую зависит от степени родства супругов.

Попытаюсь объяснить, почему. Среди наследственных заболеваний есть группа, обусловленная действием доминантных генов, а другая – рецессивных. Доминантный ген даже в единственном числе обязательно приводит к развитию болезни, поскольку он доминирует, подавляет своего «здорового» напарника. Есть, например, такое редкое, но тяжёлое заболевание – хорея Гентингтона. Оно провоцируется единственным аномальным геном. Человек, ставший его обладателем, обречён. Смертоносный ген, словно мина замедленного действия, заложенная в генетический аппарат, начинает свою разрушительную работу после того, как человеку исполнится 30-35 лет. Абсолютно здоровый, он за короткое время превращается буквально в развалину: перестаёт двигаться, теряет память, речь и погибает в мучениях. Медицина способна лишь немного сгладить физические страдания, но исцелить не в силах.

Так действует доминантный ген. Рецессивный же «один в поле не воин». Его носитель может быть абсолютно здоровым человеком. Благополучно прожить жизнь и передать дефектный ген детям по наследству. Но до тех пор, пока действие «вредного» рецессивного гена будет подавляться нормальным геном, полученным ребёнком от другого родителя, болезнь не разовьётся.

Если же по воле случая супругами становятся носители одинакового «вредного» рецессивного гена, угроза рождения больного потомства становится реальной. Правда, брак двух людей с одним и тем же рецессивным геном – явление крайне редкое. Но шансы на роковую встречу рецессивных генов повышаются в десятки раз, если вступают в брак родственники. Это вполне объяснимо: они могли унаследовать одинаковый рецессивный ген от своего общего предка. В свою очередь, каждый из них может «наградить» этим геном ребёнка. Именно так наследуются многие тяжёлые недуги: глухонемота, альбинизм, болезни нервной системы, наследственные обменные заболевания. Доказано также, что в потомстве супругов, связанных кровным родством, увеличивается не только риск возникновения наследственных заболеваний, но и мёртворождений, выкидышей, рождений детей с врождёнными пороками развития.

Надеюсь, понятно, почему генетики считают кровно-родственные браки нежелательными?

Но делать трагедию все-таки, пожалуй, не стоит. Рождение больного ребенка от такого брака – не неизбежность, а просто 25% вероятность. Однако у ребенка есть шанс родиться абсолютно здоровым (25%) или только носителем рецессивного гена (50%).

Ведущий программы «Здоровье». Так что же мы посоветуем автору письма и его возлюбленной?

Генетик. Если уж действительно «свет клином сошелся» на кузине или кузене (так именовали двоюродных брата и сестру в поэтическом и весьма обильном родственными браками XIX веке), обратитесь, прежде всего в медико-генетическую консультацию.

Генеалог. Постарайтесь прийти туда не с пустыми руками: соберите как можно больше сведений о здоровье близких и дальних своих родственников – родителей, бабушек, дедушек, двоюродных, троюродных братьев и сестер.… Очень важно знать, чем болели эти люди, как долго жили, от чего умерли.

Генетик. Опираясь на анализ этих данных и результаты других методов исследования, специалисты-консультанты смогут дать вам конкретные рекомендации. А уже вооружившись ими, будете решать: быть свадьбе или нет.

Ведущий программы «Здоровье». Надеюсь, наших слушателей заинтересовал вопрос о родственных браках. Исчерпывающую информацию вы найдете в стенгазете в выпуске «Родственные браки: «за» и «против». Например, вы там прочтете

В одной семье из поколения в поколение циркулируют не только гены наследственных заболеваний, но и комплекс генов, определяющих умственные, интеллектуальные особенности. Истории известны семьи, исключительно богатые людьми, одаренными в сфере науки, искусства. Например, 46 родственников И.С. Баха были профессиональными музыкантами.

А прабабушка Льва Николаевича Толстого и прабабушка Александра Сергеевича Пушкина были родными сестрами. Уж не они ли передали своим правнукам гены, сделавшие их всемирно известными литераторами?

Как видите, уважаемые слушатели, проблемы генетики – проблемы жизни. На этом мы с вами прощаемся, до новых встреч.

3. Экскурсия в картинную галерею.

Экскурсовод. Экскурсия (от лат. еxcursio – поездка), коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительными целями.

Наша экскурсия необычная – это экскурсия в картинную галерею. В ходе занятий у нас накопился иллюстративнный материал, который мы предлагаем вашему вниманию.

Перед вами портрет Грегора Менделя. Его написала Семёнова Н.Н., учитель биологии. На нём Мендель в сутане. Глядя на него, невольно вспоминаешь стихотворение П.Е. Алпатова «Монах».

А теперь вопрос. В чём заслуга Г. Менделя?

Предполагаемый ответ.

Заслуга Менделя заключается в том, что он сумел поставить перед собой точную научную задачу, выбрать превосходный растительный материал для проведения опытов и упростить метод наблюдений путём рассмотрения небольшого числа отдельных свойств, по которым исследуемые виды отличаются друг от друга, не учитывая всех других второстепенных признаков. Кроме того, будучи прекрасным математиком, Мендель выразил результаты своих опытов с помощью математических формул.

Можно утверждать, что Мендель стал основоположником новой отрасли биологии – генетики, хотя сам ничего не знал о существовании хромосом и носителей наследственных свойств, названных в 1909 г. датским исследователем Иоганнсеном генами.

Экскурсовод. А теперь обратите внимание на стенгазету «Н.И. Вавилов – учёный, патриот, гражданин», которую с большим старанием оформили (называет фамилии учащихся). Рекомендую ознакомиться с научной деятельностью Вавилова в г. Саратове, ответить на вопросы викторины.

Вопрос. К чему сводится сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости, открытого Н.И. Вавиловым?

Предполагаемый ответ. Сущность этого закона сводится к тому, что виды и роды, генетически близкие (связанные друг с другом единством происхождения), характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости. Зная наследственные изменения у одного вида, можно предвидеть нахождение сходных изменений у родственных видов и родов.

Экскурсовод. Перед вами наиболее удачно выполненные схемы родословных (называет фамилии учащихся). Предоставим им слово.

Ученица, анализируя свою родословную, отмечает способности своих предков к рисованию, демонстрируя при этом картины начала XX века своего прапрадеда, рисунки матери и двоюродного брата.

Ученик, анализируя своё генеалогическое древо, отмечает музыкальные способности своего рода, иллюстрирует своё выступление фотографиями из семейного альбома.

Экскурсовод. Генеалогическим методом установлено, что развитие некоторых способностей человека (например, музыкальности, склонности к математическому мышлению и т.п.) определяется наследственными факторами.

Вопрос. Какие исторические факты, например, музыкальной одарённости вам известны?

Ответ. Примером может служить семья Бахов, где в течение ряда поколений было много музыкантов, в том числе знаменитый композитор начала XVIII века Иоганн Себастьян Бах. (Звучит музыка Баха)

Учитель. Разумеется, проявление тех или иных генотипически обусловленных психических особенностей человека, в том числе и одарённости, определяется социальной средой, под влиянием которой и формируется в человеческом обществе личность.

Наша экскурсия подошла к концу. Благодарим (называет фамилию и имя ученицы): она с ролью экскурсовода справилась отлично.

Приглашаем всех на концерт «Алло! Мы ищем таланты!»

4. Концерт «Алло! Мы ищем таланты!»

Ведущая. Удивительная эта наука – генетика! Сколько нового и интересного она открыла нам! Вот и талант, оказывается, без генетики и ни туда и ни сюда. В нашем селе живут удивительные, музыкально одарённые люди. Это Перегудовы, Назаровы, Кузнецовы, Аборины и др. Поприветствуем их.

Ведущий. В декабре 2004 года в городе Смоленске проходил IV Всероссийский фестиваль художественного творчества, в котором принимали участие и наши земляки. Это – семейный вокальный ансамбль Перегудовых под руководством Н.В. Волхова.

На фоне знаменитых коллективов наши земляки выглядели очень достойно. Все их выступления проходили с большим успехом, под шквал аплодисментов и крики «браво». О песнях Перегудовых узнала вся Россия! (Демонстрируется фрагмент видеоматериала).

Объединяет всех участников семейного ансамбля кровное родство и огромная любовь к песне.

Перегудовы: — У нас поют все: от мала до велика.

— Без песни не проходит ни один день.

— И как говорится в песне, «Песня строить и жить помогает».

Ведущая. Послушайте «Балладу о красках» (Слова Р. Рождественского, музыка О. Фемдмана) в исполнении (называет имя и фамилию исполнителя).

Был он рыжим, как из рыжиков рагу,

Рыжим, словно апельсины на снегу.

Мать шутила, мать весёлою была:

«Я от солнышка сыночка родила».

А другой был чёрным – чёрным у неё.

Чёрным, будто обгоревшее смольё.

Хохотала над расспросами она,

Говорила: «Слишком ночь была черна!»

В сорок первом, в сорок памятном году

Прокричали репродукторы беду.

Оба сына, оба двое, соль земли –

Поклонились маме в пояс и ушли…

Довелось в бою почуять молодым

Рыжий бешеный огонь и чёрный дым,

Злую зелень застоявшихся полей,

Серый цвет прифронтовых госпиталей.

Оба сына, оба двое, два крыла –

Воевали до победы, мать ждала.

Не гневила, не кляла она судьбу.

Похоронка обошла её избу.

Повезло ей, привалило счастье вдруг,

Повезло одной на три села вокруг.

Повезло ей! Повезло ей! Повезло.

Оба сына воротилися в село.

Оба сына, оба двое, плоть и стать, —

Золотистых орденов не сосчитать.

Сыновья сидят рядком, к плечу плечо,

Ноги целы, руки целы – что ещё?

Пьют зелёное вино, как повелось,

У обоих изменился цвет волос.

Стали волосы смертельной белизны,

Видно, много белой краски у войны.

Ведущий. Слова А. Парпары, музыка Г. Пономаренко «Какой у мамы голос молодой». Исполняет (называет имя и фамилию исполнителя).

Ах, сколько лет я слышу голос мамы!

Он не стареет для меня с годами.

И в горькие и светлые года

Он добрый и отзывчивый всегда.

Его услыша, радуюсь душой.

Какой у мамы голос молодой.

Припев: Мама, мама,

Я скажу тебе одной,

Мама, мама,

Самый нежный голос – твой.

Всю жизнь мне голос мамы необычен,

Привычен он и всё же непривычен,

И пусть светлеет мамы голова,

Но нежность не утратили слова,

Одно словцо – и слышит дом родной:

Какой у мамы голос молодой!

Припев.

Ах, сколько лет я слышу голос мамы!

Он не стареет для меня с годами,

Певучий голос матери моей,

Он с каждым годом для меня родней.

И я пою, и слышит шар земной –

Какой у мамы голос молодой!

Припев.

Ведущая представляет династию музыкантов Кузнецовых. Отец и сыновья на балалайке, гармошке, баяне исполняют знакомые мелодии. Мать поёт частушки.

Ведущий рассказывает о музыкальных способностях рода Абориных. Затем они исполняют песни.

Ведущая. Перед вами три поколения семьи Назаровых. Играет на баяне (имеет специальное музыкальное образование) и прекрасно поёт дед Назаров Владимир Павлович, солирует в народном хоре «Околица» мать Елена Владимировна, постоянно участвует в концертах сын Перегудов Артём, соединивший в себе музыкальные способности рода Назаровых и рода Перегудовых.

Ведущий. Послушаем в их исполнении песню «Пусть всегда будет солнце» (слова Л. Ошанина, музыка А. Островского).

Солнечный круг,

Небо вокруг –

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал

Он на листке

И подписал в уголке:

Припев: «Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда будет я!»

Милый мой друг,

Добрый мой друг,

Людям так хочется мира.

И в тридцать пять

Сердце опять

Не устаёт повторять:

Припев.

Тише, солдат,

Слышишь, солдат,

Люди пугаются взрывов.

Тысячи глаз

В небо глядят,

Губы упрямо твердят:

Припев.

Против беды,

Против войны!

Встанем за наших мальчишек!

Солнце навек,

Счастье навек –

Так повелел человек.

Припев.

Ведущая. Пётр Давыдов «Наверно часть меня в тебе…» Читает Перегудов Артём.

Среди привычного обмана,

Среди словесного тумана

Я вдруг почувствовал как много

Для человека значит мама.

Когда вперёд иду упрямо,

Идти мне помогает мама.

Когда проваливаюсь в яму,

Протягивает руку мама.

Мне нужно много или мало –

Готова поделиться мама.

Живу я криво или прямо –

Меня всё также любит мама.

Когда тот день далёкий длился,

Наверно, я не весь родился.

Наверно, часть меня в тебе…

А может, часть тебя во мне?

Ведущий. Наш мини-концерт «Алло! Мы ищем таланты!» подошёл к концу.

Ведущая. Мы благодарим всех участников и надеемся: не оскудеет земля российская талантами.

Архимед и Ломоносов – соль земли –

Знать сегодняшних вопросов не могли.

Как же дальше жить планете голубой?

Вместе. Ей на всё должны ответить мы с тобой.

Учитель. Подошёл к концу наш урок-панорама «Генетика раскрывает тайны». В заключении мне снова хочется процитировать Френсиса Бэкона:

«…Раскроются все тайны и чудеса, поскольку постигнуты будут естественные причины их…»

И в этом поможет генетика – наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими.

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий