Элективные курсы как средство формирования вариативного содержания образования

Материалы представлены методистом кафедры дидактики и частных методик ипкиппро огпу мишаковой В. Н
Элективные курсы как средство формирования вариативного содержания образования

Скачати 289.87 Kb.

Дата конвертації 21.04.2016 Розмір 289.87 Kb.
  1. Элективные курсы как средство формирования вариативного содержания образования.

Материалы представлены методистом кафедры дидактики и частных методик ИПКиППРО ОГПУ Мишаковой В.Н.

Задание:

  1. Изучить информационные и методические материалы “Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся по биологии”.
  2. Познакомиться с образовательной программой элективного курса по биологии (опыт работы учителя).
  3. Представить опыт работы учителей биологии своего района по апробации элективных курсов.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение учащихся по биологии

(информационные и методические материалы)

При составлении использовалась литература:

  1. Теория и практика организации предпрофильной подготовки /Под ред. Т.Г. Новиковой. — М.: АПК и ПРО, 2003.
  1. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников. Учебно-методическое пособие. — М.: АПК и ПРО, 2003.

Предпрофильное и профильное обучение является одним из приоритетных направлений модернизации образования, это основа для создания механизма устойчивого и опережающего развития системы образования, улучшения его качества.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, потребности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Переход к профильному обучению преследует, в основном, две цели:

  • способствовать равному доступу к полноценному образованию различным категориям обучающихся в строгом соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием;
  • повысить качество общего образования, обеспечив глубокую и специализированную общеобразовательную подготовку учащихся в нескольких образовательных областях. При этом следует иметь в виду, что задачи обеспечения надлежащего качества образования должны решаться системно.

Переход к профильному обучению предваряется предпрофильной подготовкой школьников, что позволяет последним сделать вполне осознанный выбор рода своей последующей деятельности. Реализация профильного обучения в городских и сельских школах предполагается в рамках следующих трех основных форм:

  1. группы профильного обучения в многопрофильных общеобразовательных учреждениях;
  2. профильные классы в общеобразовательных школах, реализующих несколько определенных профилей обучения (как правило, от одного до трех);
  3. профильное обучение по индивидуальным программам в малокомплектных сельских общеобразовательных школах.

Предпрофильная подготовка школьников основывается на профильной ориентации и является ее компонентом. .
Профильная школа должна обеспечить решение трех основных задач:

* сохранить физическое и моральное здоровье учащихся;

* воспитать их в духе патриотизма и признания общечеловеческих ценностей;

* социально защитить школьника, дав ему возможность получить достойную профессию, позволяющую обеспечить в перспективе желаемое качество жизни.

В условиях модернизации образования ситуация выбора учащимися профиля обучения возникает на более ранних возрастных этапах. Будучи направленной на оказание школьникам психолого-педагогической поддержки, в проектировании их образовательных траекторий, профильная ориентация помогает школьникам подготовиться к социальному, культурному, профессиональному выбору и дальнейшему самоопределению.
Реализация идеи профильности старшей школы, ставит выпускника перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности (Концепция профильного обучения). Поэтому необходимо введение системы дополнительных инновационных изменений: организация психологической, информационной деятельности, способствующей самоопределению ученика, которой и является предпрофильная подготовка девятиклассников, ведь именно в средней школе интенсивно формируются личностные ориентации, выявляется интерес к выбору профессии.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю, создания образовательного пространства, проведения информационной работы, возникает острая необходимость создания большого спектра образовательных программ курсов по выбору.

Ведущим направлением перехода к профильному обучению является устранение противоречия между необходимостью создания нового образовательного пространства и отсутствием на данный момент избыточного количества пробных курсов, образовательных программ, которые давали бы возможность эвристической пробы выбора будущей профессии.

Из этого противоречия возникает проблема: создание образовательных программ курсов по выбору, способствующих профессиональной подготовке учеников 9 классов средней школы.

Для реализации целей профильного обучения перед учителем стоят следующие задачи:

  1. Изучить Концепцию профильного обучения, научно – педагогическую литературу по данному вопросу, опыт коллег, в соответствии с которыми составить образовательные программы, позволяющие учащимся осуществить свои планы, сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
  2. Раскрыть сущность предпрофильной подготовки, в соответствии с которой определить схему разработки, структуру образовательных программ курсов по выбору.
  • Включить в содержание программ прогрессивные научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности.
  • .Апробировать программы на базе учебных занятий, выявить влияние содержания программ на профессиональное определение учеников.
  • Выявить недостатки программ и прокорректировать их.

Теоретико – методологической основой для предпрофильной и профильной подготовки учащихся являются следующие документы:

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года, в которой одним из основных является вопрос о достижении нового качества образования;

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

Предполагаемые результаты данной работы в том, что:

На основе анализа теоретической сущности профилизации современной школы, необходимо показать огромную роль предпрофильной подготовки девятиклассников в их самоопределении.

— Составить образовательные программы курсов по выбору и элективные курсы для учащихся 9 и 11 классов,

Выявить, теоретически обосновать и экспериментально–опытным путем подтвердить совокупность условий, способствующих профориентации школьников, предпрофильной подготовки и профильному обучению.

Практическая значимость: Разработанные образовательные программы курсов по выбору позволят осуществить предпрофильную подготовку девятиклассников, в соответствии с Концепцией профильного обучения. Данные программы могут быть использованы учителями, педагогами дополнительного образования, молодыми специалистами, классными руководителями.

Разновидности курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки.

Курсы по выбору в рамках прдпрофильной подготовки подразделяются на два основных вида: предметно – ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные). При выборе и разработке курсов следует учитывать следующее:

Предметно – ориентированные (пробные) курсы по выбору являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам повышения уровня, они помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля. Программы предметно – ориентированных курсов включают углубленное изучение отдельных тем общеобразовательной программы, а также тем, выходящих за её рамки. Межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Эти курсы знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов.

Аттестация выпускников основной школы в рамках предпрофильной подготовки

В рамках введения профильного обучения необходима гласная процедура комплектования учащихся профильных классов, для чего требуется более объективная, справедливая и прозрачная форма итоговой аттестации выпускников 9 классов. На профиль зачисляются учащиеся, успешно сдавшие основные экзамены и экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю, при наличии конкурса на профиль также учитываются индивидуальные достижения учащихся, причем предпочтение отдается профильным достижениям.

  Рекомендации к программам курсов по выбору по биологии

Курсы по выбору в 9-х классах, организуемые в целях предпрофильной подготовки учащихся по биологии, могут разделяться на два типа:

— традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (напр., обычные факультативные курсы, блоки дополнительных занятий по биологии и др.);

— авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также “сетевые курсы”, разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети).

Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам второго типа будет в большей мере присуща развивающая функция.

Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание, будут носить вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том числе:

· Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть.

· Кадровая ситуация в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т.п.).

· Специфика состава учащихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой – получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

· Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (один из одного – это не выбор).

* Курсы должны соответствовать положению концепции профильного и предпрофильного обучения, позволять учащимся осуществлять пробы, оценивать свои потребности и возможности сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.

* В содержании курсов должны включаться новые для учеников знания, не содержащиеся в базовых программах.

* Курсы должны содержать знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представлять ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.

* Курсы должны содержать научные знания, практический опыт, необходимые для достижения запланированных в ней целей,

* Включенный в программу материал, отобранный в соответствии с общими для всех учащихся задачами прдпрофильной полготовки, должен иметь модульный принцип построения. Носить обобщенный характер, что позволит применять его для различных категорий школьников.

* Программный материал курсов должен соответствовать поставленным в нем целям, способствовать развитию логического мышления, обогащать мировоззрение учеников.

* Развертывание содержания знаний в программе курсов структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими темами, а между частными и общими знаниями прослеживается связь.

* Способ развертывания материала соответствует стоящим в программе курса целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний, с использованием в преподавании активных методов обучения.

* В программу курсов включен диагностический материал, необходимый для контроля её результативности, выявления уровня исходных знаний и запросов детей и их дальнейшие изменения.

* Материал программы курсов распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения и получения запланированных результатов; устранения возможных сбоев.

* Последовательность изучения программного материала требует небольшой затраты времени для достижения целей, так как оно не тратится на повторение давно изученных тем, а опирается на недавно пройденный и легко восстанавливающийся учебный материал.

  1. Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (“Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет”).
  2. Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: “Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?”. Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием, может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.

· Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопросы: “Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?”.

· Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистантные и т.п.).

· Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будет для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (медик, эколог, биолог и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.)

· Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить “монополию учителя на информацию”.

Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течении одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов – по 4 курса за год).

Содержание курса по выбору должно с одной стороны, соответствовать познавательным возможностям девятиклассников, а с другой стороны, предоставляя ученику возможность приобрести опыт работы на уровне повышенных требований, развивать его учебную мотивацию.

Содержание курса может представлять собой:

· Расширенный, углубленный вариант какого-то раздела базового учебного предмета.

· Введение в одну из сопутствующих данному предмету наук, профессий (психология, экология, медицина и т.д.);

· Совокупность фрагментов из различных разделов одного или нескольких предметов, если курс ориентирован на определенный уровень обобщения (например, “Естествознание”) или освоение определенного вида деятельности (“Эксперименты в экологии, химии, биологии”).

Технологии, используемые в системе курсов по выбору, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему лучше овладеть обще учебными умениями и навыками, которые позволят ему успешно осваивать программу старшей профильной школы (постановка и демонстрация эксперимента, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы в процессе дискуссии и т.д.).

Возможные варианты тем курсов по выбору для предпрофильной подготовки учащихся по биологии:

  1. Лекарственные растения, выращиваемые на пришкольном участке (для сельских территорий).
  2. Комнатное цветоводство.
  3. Здоровье человека и окружающая среда.
  4. Здоровый образ жизни.
  5. Здоровое питание.
  6. Помоги себе сам.
  7. Как выжить в городе.
  8. Городская среда как экосистема.
  9. Репетитор по биологии.
  10. Готовимся к экзамену.
  11. Основы агротехники культурных растений.
  12. Экология вокруг нас.
  13. Тайны живой природы.
  14. Природа, которая нас лечит, одевает, обувает и тайны раскрывает.
  15. Практикум по экологии.
  16. Степь как экосистема.
  17. Оренбургский степной заповедник.
  18. и др.

Опорные вопросы, которые может использовать учитель биологии при составлении образовательных программ

· На каком содержательном материале, и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)

· Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено “вскользь”, о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)

· Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)

· Какие виды деятельности возможны в работе с данным содержанием?

· Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?

· Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?

· Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?

· Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?

· Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

Рекомендуемая литература для педагога

  1. Анастасова Л.П., Утешинский Д.Д. Настоящее и будущее здоровье детей. М.: Просвещение, 1996 г.
  1. Балабанова В.В., Максимцева Т. А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград. Учитель, 2001 г.
  1. Биология в школе – журналы за 1999 – 2003 гг.
  1. Газета “Первое сентября”, приложение “Биология” 1998 – 2003 гг.
  1. Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. Валеологический эксперимент в школе. М.: Просвещение, 1999 г.
  1. Батуев А.С. Домашний репетитор. Готовимся к экзамену по биологии. М.: Айрис – пресс. 2000 г.
  1. Бруновт Е.П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. Самостоятельные работы учащихся по биологии. М.:Просвещение,1984 г.
  1. Генис Д.Е.Медицинская паразитология. М.: Медицина, 1980 г.
  1. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение.

АО Учебная литература, 1996 г.

  1. Донецкая Е.Г. Тесты по анатомии, физиологии, гигиене человека. Саратов. Лицей, 2001г.
  1. Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного и школьного возраста. М.: Просвещение,1980 г.
  1. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6 – 11 классы.

М.: Дрофа, 1998 г.

  1. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по генетике. М.: Просвещение, 1981 г.
  1. Носов А.М. Целебные растения. М.: Эксмо – пресс, 2001 г.
  1. Федоров В.Н. Вопросы медицины, валеологии и гигиены. Часть 2.

М.: Санитарное просвещение, 1980 г.

  1. Хрипкова А.Г., Комсов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.

М.: Просвещение, 1988 г.

  1. Шибкова Д.З. Валеологический практикум. Наука быть здоровым.

Челябинск. Южно — Уральское книжное издательство, 1997 г.

18. и др.

Тайны эволюции человека”

Программа курса по выбору для 9 класса

(общий объем курса – 18 часов)
Л.Г.Плотникова, учитель биологии

МОУ “Средней общеобразовательной

школы №7” г.Сорочинска

Оренбургской области

“Жизнь – значит ткать полотно истории

С того самого начала, о котором никто

уже ничего не помнит, и до самого

конца, о котором никто еще ничего

не знает….”

Алан Сардэ

Аннотация курса
Что могло заставить древних предков

Человека выйти из лесов и начать

Жить на открытых пространствах?

Чем отличаемся мы, современные

Люди от тех существ, которые

Когда-либо ходили по Земле?

Что же ждет человека в будущем,

Например, в пятом тысячелетии?

Ответы на эти вопросы вы получите,

Посетив курс “Тайны эволюции человека”.

Посещая курс: “Тайны эволюции человека”, вы совершите невероятные, захватывающие путешествия в микромир тела человека, а также в далекое прошлое первобытного человека благодаря современной технологии и компьютерной графики научных фильмов. Постараетесь спрогнозировать свое будущее! Приходите, не пожалеете!

Пояснительная записка

Образовательная программа предметно-ориентированного курса “Тайны эволюции человека” предназначена для учащихся 9-классов. Курс рассчитан на 18 часов.

Программа подготовлена на основе содержательного материала базовых курсов биологии “Природоведение”, “Человек и его здоровье”, “Общая биология”, где вопросы этой темы изучаются только в 9-м, 11-м классах, фрагментарно в 5-м и 8-м классах, многие аспекты курса не изучаются в базовом курсе вообще (например, биологическая и культурная эволюция сегодня, евгеника, настоящее и будущее наследственности человека, постчеловеческое будущее, “призраки приходят из прошлого” — (версии о “снежном человеке)”.

Данный курс актуален и с позиции концепции профильного обучения, и с позиции формирования естественнонаучного мировоззрения, и с позиций воспитания биологической и экологической культуры молодого поколения.

Преподавание курса по выбору предусматривает использование различных методов и методических приемов, содействующих эффективному развитию творческого потенциала учащихся. В связи с этим целесообразно применять лекционно-семинарскую методику проведения занятий, проводить уроки-путешествия, дебаты, размышления, спектакли, организовывать уроки-проекты, конференции, дискуссии и т.д. При изучении курса целесообразно сочетать индивидуальную и групповую формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, что будет способствовать дифференциации и индивидуализации обучения.

В процессе изучения курса предусматривается творческая работа учащихся с научно-популярной литературой, информацией на электронных носителях в сети Интернет, формирование умений конспектирования, реферирования, анализирования, составления мини-проектов, публичного выступления. Самостоятельная деятельность учащихся будет содействовать развитию исследовательских и прогностических умений, подготовке к вузовской системе обучения (результаты творческой деятельности могут войти в “портфолио” уч-ся).

Динамика интереса к курса будет фиксироваться с помощью анкетирования на последнем занятии, собеседований на некоторых уроках.

В конце изучения курса проводится итоговый урок-проект с сопутствующей выставкой работ.

В процессе изучения курса учащиеся знакомятся с деятельностью таких ученых как Ж.Б.Ламарк, Ч.Дарвин, философ Ф.Энгельса, Фукуяма и многими другими, которые внесли значительный вклад в становлении эволюционной теории на происхождении человека.

Цель курса: Формирование знаний об основных стадиях антропогенеза и современных проблемах человеческого общества.

Задачи курса:

1. Ознакомить учащихся с развитием взглядов на происхождение человека.

2. Формировать у учащихся систему знаний об антропогенезе, его сущности и движущих силах.

3. Научить уч-ся применять знания о факторах антропогенеза для объяснения процесса происхождения человека.

4. Рассмотрев современные проблемы и перспективы развития человеческого общества.

5. Развивать у уч-ся умения анализировать, сравнивать, обобщать и устанавливать причинно-следственные связи при изучении антропогенеза.

6. Развивать интерес учащихся к естественнонаучному профилю.

7.Формировать у учащихся способность к критической самооценки своих возможностей для обоснованного выбора профиля дальнейшего обучения.

8.Формировать диалектико-материалистическое мировоззрение на происхождение человека историческим путем.

Предполагаемые результаты по изучению курса по выбору

учащиеся должны знать:

· систематическое положение человека;

· основные стадии антропогенеза;

· о роли биологических и социальных факторов в эволюции;

· о преобладающей роли социальной культуры в эволюции человека;

· о человеческих расах, их происхождении.

Учащиеся должны уметь:

· приводить доказательства происхождения человека от животных;

· характеризовать основные стадии антропогенеза;

· доказывать научную несостоятельность расовых теорий;

· участвовать в дискуссиях, формировать собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для ее аргументации.

Тематический план курса

(полная версия – 18 часов)

п/п Тема Количество часов

Всего В том числе

Теоретич. Практич. Форма урока 1 Введение. Уникальность планеты Земля. С чего же все начиналось?

1 1

Урок-путешествие 2 История жизни человека ,его биологическая и социальная программа. 1

1 Урок-диспут 3 Место человека в природе.

2 1 1 Урок-диспут 4 Кровные родственники человека. 1 0,5 0,5 Урок-диспут 5 Урок-спектакль: “Дарвин и его взгляд на происхождение человека”. 1 1

Урок-спектакль 6 Одиссея первобытного человека. Конкурс предков.

2 1 1 Урок-путешествие 7 Теория антропогенеза: современное состояние. 2

2 Урок-семинар 8 Необъяснимые факты в эволюции человека. Призраки приходят из прошлого.

1

1 Урок-размышление 9 Биологическая и культурная эволюции сегодня. Микромир мозга человека.

2 1 1 Урок-дискуссия 10 Настоящее и будущее наследственности человека. 2 1 1 Урок-полемика. 11 Сага о человеке. 1 1 1 Ток-шоу 12 Перспективы эволюции человека.. 2

2 Урок-защита мини-проектов

Итого:

18 ч.

Содержание курса по выбору.

Общее количество – 18ч.
Введение (1ч.)

Знакомство с курсом по выбору. Порядок проведения занятий по курсу. С чего все начиналось? История Земли . (Кинофильм).

Демонстрация: фрагмента из фильма “Генезис” серии “Микрокосмос”.
История жизни человека, его биологическая и социальная программа. (1ч.).

Биологическая и социальная программа человека, их взаимосвязь.

Демонстрация: Фрагмента из фильма ВВС “Тело человека – история жизни человека”.

Работа с первоисточниками: Мини сообщения 4 уч-ся, “Место человека в животном мире по Линнею, Ламарку, Дарвину, Энгельсу”.

Место человека в природе. (2ч.)

Ученые о месте человека в природе. “Обезьяний процесс”. Систематическое положение современного человека. Признаки и доказательства.

Базовые знания: антропогенная гипотеза, симиальная теория Дарвина, трудовая теория Энгельса, креационистская концепция.

Демонстрация: Моделей скелетов и позвоночных животных.
Кровные родственники человека (1ч.)

Кровные родственники человека – человекообразные обезьяны. Сходства и различия. Методы. Доказательства.

Базовые знания: филогенез, иммунология, рудименты, атавизмы.

Демонстрация фильма “Секретные материалы доктора Иванова.”

Дарвин и его взгляд на происхождение человека.” (1ч.)

Взгляды Дарвина на происхождение человека. Труд (1871г.): < Происхождение человека и половой отбор. > Мировоззрение Гексли, Э.Д.Дарвина.

Одиссея первобытного человека (2ч.)

Биологические факторы антропогенеза (наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, дрейф генов, “популяционные волны”, изоляция).

Социальные факторы антропогенеза (труд, мышления, речь, общественная жизнь, воспитание, обучение).

Базовые знания: антропогенез, социогенез , симиальная концепция, протоантроп, архантроп, палеонтроп, неантроп, дивергенция, неолитическая революция).

Демонстрация: Фильма ВВС “Одиссея первобытного человека”.

Реферативная работа: “Теория антропогенеза – современное представление”. Механизмы расогенеза. “Ложная теория расизма”. “Евгеника, ее направления”.

Лабораторная работа: Изучение моделей орудий труда ископаемых людей.
Теория антропогенеза: современное состояние (2ч.)

Ведущая роль социального фактора. Расовые признаки и их изучение. Расогенез. Гипотезы расогенеза (моноцентризм, полицентризм, широкий моноцентризм). Факторы расогенеза. Критика расизма. Евгеника, ее направления.

Базовые знания: расогенез, филетическая эволюция, широкий моноцентризм, евгеника грацилизация, акселерация.

Работа с научно-популярной литературой. “Признаки приходят из прошлого” В.Мезенцев “Энциклопедия чудес”. “Что известно о “снежном человеке””. Материал сети Интернет.

Необъяснимые факты в эволюции человека . Призраки приходят из прошлого.(1ч.)

Призраки приходят из прошлого. Криптозоология, гигантопитеки, мегантропы, “алмасты”, “снежные люди” — тупиковая ли ветвь?

Работа с первоисточниками: Доклады “Микромир мозга”, “Дети — маугли”, “Статистические данные о строении и функциях мозга”.
Биологическая и культурная эволюция сегодня. Микромир мозга человека (2ч.)

Биологическая эволюция человека сегодня. Формирование эволюции культуры человека. Микромир мозга человека.

Базовые знания: биологическая, культурная эволюция, нейроны, акселерация.

Работа с литературой.

Доклады: 1) “Синдром покорения природы человеком”. 2) “Злые причуды генетики”.

Реферат: 1) “Футурология, перспективы на будущее человечества”.
Настоящее и будущее наследственности человека. (2ч.)

Проблемы научно-технической революции, предупреждения генетиков.

Злые причуды генетики – влияние радиации. Невыясненные причины: сиамские близнецы.

Реферативная работа: “Наше человеческое будущее” по Фукуяма. “Евгеника – за и против”. “Геронтология. Сколько жить человеку?” “Предсказания футурологов”.
Сага о человеке. (1ч.)

Модель устойчивого развития, основная стратегия выживания – создание нормальных условий для жизни. Технократическая футурология.

Демонстрация: Фрагмента фильма “Машина времени ”:

Восстановить работы по темам: Мини-проекты: “Я – футуролог, наше постчеловеческое будущее”, “Евгеника – за и против”, “Геронтология. Сколько жить человеку?”

Заключение. Защита мини-проектов. Перспективы эволюции человека.(2ч.)

Подготовка и защита мини-проектов по темам: “Я – футуролог, наше постчеловеческое будущее”, “Евгеника – за и против”, “Геронтология. Сколько жить человеку?”

Творческий доклад: “Вопросы антропологии в Оренбуржье”.

Анкетирование. Заключительное слово учителя.

Методические рекомендации

Курс предполагает обобщение имеющихся знаний, прирост новых для обучающихся знаний и выход на более высокий уровень понимания проблем эволюции человека. В связи с этим возможны следующие виды деятельности учащихся:

— дискуссии (например, бесполезны ли рудиментарные органы?)

— диспуты (например, эволюция человека и человекообразных обезьян шла по пути конвергенции или по пути дивергенции? Почему вы так считаете? А современный антропогенез каким путем происходит?)

— мозговые штурмы (например, среди животных есть виды, имеющие головной мозг значительно больших размеров, чем у человека (киты, слоны и др.). А у дельфинов – даже относительный объем мозга не намного меньше, чем у современного человека. Почему именно среди приматов появились предки человека?

— создание мини-проектов, рефератов, докладов, их защита;

— работы с научной литературой , материалом сети Интернет ;

— анализ фрагментов кинофильмов,( например : История жизни человека ).

Учащиеся могут выбрать любые работы из названных выше, а также вид отчетных работ из предложенного перечня и литературу, по которой они будут готовить собственные работы.

Критерии успешности учащихся

Ученик получает зачет (оценку “4”) при условии:

· Выполнения не менее 2 обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

· Дополнительные баллы выставляются за любое из названных дополнительных условий.

· Качественно выполненное по собственной инициативе задание.

· Использование Интернет – технологии.

· Инициативную публичную презентацию своей работы на уроках элективного курса, школе.
Контрольные задания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные принципы эволюционного учения человека.

2. Приведите доказательства происхождения человека от животных.

3. Какова роль человека в системе живой природы?

4. Охарактеризуйте основные стадии антропогенеза.

5. Докажите несостоятельность расовых теорий.

Список литературы для уч-ся и учителей:
1. В.А.Маркин “Я познаю мир”. География. Москва “АСТ 1996” (стр.114).

2. В.Р.Дольник “Биология” — Приложение к 1 сентября №47-1996 “Беседы о человеке”. “Путешествие в мир предков” (стр.3-5).

3. Г.Тихонова “Когда дело доходит до эволюции, человечество плетется в хвосте”. Биология. №31-1996г.

4. Р.И.Воробьев (кандидат медицинских.наук) “Загадки живого”. Биология в школе №7 – 1993г. (стр.5).

5. И.Акимушкин “Занимательная биология”. Издательство “Молодая гвардия” 1967г.

6. П.М.Скворцов “Биология. Школьный курс” АСТ-пресс 2000г. (стр.488-495).

7. В.П.Соустин (кандидат медицинских.наук Оренбург) “Биология в школе” №1-1991г. статья “Бесполезны ли рудиментарные органы” (стр.13).

8. Харитонов В.М. Бацевич В.А. “Теория антропогенеза”. 2 взгляда на проблему. Биология в школе №2-1997г.

9. Б.Н.Старостин “Эволюция и человек в учении Пьера Тейяра де Шардена”. “Биология в школе” №3-1994г. (стр.21).

10. В.М.Харитонов “Теория антропогенеза”. Современное представление. “Биология в школе” №4-1997г.

11. В.Г.Астахов “Мир вокруг нас”. Москва издательство. “Политическая литература” 1983г.

12. Фрэнсис Фукуяма “Наше постчеловеческое будущее”. Москва, 2004г.

13. Ю.И.Новоженов “Биология и современность” статья “Социобиология и филетическая эволюция человека”. Москва “Просвещение”, 1990г. (стр.124). статья Л.П.Татаринов “Дарвинизм сегодня” (стр.64). Статья Н.П.Бочков “Настоящее и будущее наследственность человека” (стр.139).

14. Л.П.Леонтьева “Сколько жить человеку?”. Алма-Ата. Казахстан, 1983г.

15. В.Мезенцев “Энциклопедия чудес”. Алма-Ата, 1987г.

Кассеты с фильмами:
1. Алан Сардэ “Генезис”.
2. Лоррайне Хеггессеу “Тело человека”. Серия “История жизни человека”.
3. Отрывок из фильма “Жизнь млекопитающих”.
4. отрывок из фильма “Эксперименты доктора Иванова”. “Человек — обезьяна”.
5. Питер Джорджи. Отрывки из фильма “Прогулки с пещерным человеком”.
6. Фильм ВВС “Одиссея первобытного человека”.
7. Отрывок из фильма ВВС “Мозг человека”. Лоррайны Хаггессеу.
8. Отрывок из фильма “Машина времени”. “Хозяева времени” Бернард Уолтон.
Используемая литература:
1. Программы элективных курсов. Биология. Профильное обучение 10-11кл. Дрофа. Москва. 2005г.
2. Ю.В.Воронина “Курсы по выбору как основной компонент предпрофильной подготовки девятиклассников”. Методические рекомендации. Оренбург, 2004г.

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий