Е. Г. Неверо, главный педиатр Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Е. Г. Неверо, главный педиатр Министерства здравоохранения Республики Беларусь

Скачати 398.21 Kb.

Сторінка 1/3 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 398.21 Kb.

  1   2   3

СОСТАВИТЕЛИ:

Т.Н.Войтович, заведующая 2-й кафедрой детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

А.В.Сукало, заведующий 1-й кафедрой детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор;

Л.В.Грак, доцент 2-й кафедры детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

З.А.Станкевич, доцент 1-й кафедры детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра педиатрии №2 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»;

Е.Г.Неверо, главный педиатр Министерства здравоохранения Республики Беларусь

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

1-й кафедрой детских болезней и 2-й кафедрой детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 4.11.2010 г.);

Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 9 от 25.05.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 4 от 27.05.2011 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Педиатрия — учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания об анатомо-физиологических и функциональных особенностях растущего организма, течении различных заболеваний у детей, методах их диагностики, лечения и профилактики.

Изучение дисциплины «Педиатрия» направлено на приобретение студентами знаний, направленных на сохранение или возвращение (при болезни) состояния здоровья ребенку, позволяющее ему максимально полно реализовать свой врожденный потенциал.

Вопрос здоровья подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в системе здравоохранения Республики Беларусь. Решение задач по охране прав детей в области здравоохранения осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993 г. №2435-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 20 июня 2008г. №363-3).

Здоровье и благополучие детей является основной заботой семьи, государства и общества в целом, поэтому при освоении дисциплины студенты последовательно изучают основные неинфекционные заболевания у детей по принципу органной патологии и распределения ее по возрастам.

В содержании типовой учебной программы отражены ключевые позиции программ по здравоохранению и демографической безопасности.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (ОС РБ 1-79 01 02-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008г. №40;
  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 02 «Педиатрия» (регистрационный № L 79-007/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008г.

Типовая учебная программа дисциплины «Педиатрия» включает новейшие научные данные по патогенезу, классификации некоторых нозологических форм, методам диагностики, современным методам лечения.

Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Педиатрия» состоит в:

  • формировании у студентов и приобретении ими научных знаний и профессиональных навыков обследования пациента, основ клинического мышления, медицинской этики и деонтологии;
  • познании современных взглядов на возникновение, развитие, патологические и патофизиологические особенности основных заболеваний у детей и подростков; вопросы их диагностики, клиники, лечения и профилактики.

Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • основных понятий о наиболее часто встречающихся заболеваниях детского возраста;
  • причин, патогенеза, клинических проявлений и принципов терапии основных, наиболее часто встречающихся заболеваний у детей и подростков в классическом варианте;
  • основ диспансеризации здоровых и больных детей и подростков;
  • основ профилактических мероприятий по изучаемым нозологическим единицам.

Задачи преподавания дисциплины «Педиатрия» состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

  • теоретических и практических вопросов педиатрии, способствующих формированию клинического мышления при соблюдении норм медицинской этики и деонтологии;
  • методов оценки и сохранения состояния здоровья ребенка;
  • методов обследования детей и подростков для получения объективных данных и дальнейшей их интерпретации;
  • принципов лечения и профилактики изученных заболеваний;
  • принципов организации оказания неотложной медицинской помощи при критических состояниях в педиатрической практике.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Педиатрия» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в педиатрии.

Медицинская биология и общая генетика. Биологические основы жизнедеятельности человека. Наследственность и изменчивость. Человек и биосфера. Биологические аспекты экологии человека.

Биологическая химия. Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики.

Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей. Половые и возрастные особенности детского организма.

Гистология, цитология, эмбриология. Кровь и лимфа. Соединительная ткань. Эпителиальные ткани. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез. Морфологические основы иммунных реакций.

Нормальная физиология. Физиологические основы жизнедеятельности клеток, органов, тканей и целостного организма в условиях его взаимодействия со средой существования. Физиологические функции организма на различных уровнях организации, механизмы их регуляции и саморегуляции. Основные показатели, характеризующие нормальное состояние физиологических функций организма и его систем. Физиологические основы здорового образа жизни.

Патологическая анатомия. Воспаление: понятие, биологическая сущность, этиология и патогенез, морфология, классификация (банальное воспаление, специфическое воспаление). Иммунологические процессы: морфология иммуногенеза, местные аллергические реакции, аутоиммунные болезни. Морфология ряда болезней инфекционного и аллергического происхождения.

Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы – вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного процесса.

Гигиена детей и подростков. Физическое развитие ребенка, режимы дошкольника и школьника, питание детей разного возраста.

Эпидемиология и военная эпидемиология. Заболеваемость населения неинфекционными и инфекционными болезнями. Основы анализа заболеваемости и влияния факторов риска.

Фармакология. Принципы фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств. Факторы, определяющие терапевтическую эффективность, побочное действие, аллергенность и токсичность лекарственных средств.

Пропедевтика детских болезней. Возрастные, клинические анатомо-физиологические особенности органов и систем организма. Семиотика и синдромы основных поражений органов и систем у детей. Основы рационального вскармливания детей первого года жизни и питание детей различных возрастных групп. Методика обследования здорового и больного ребенка различного возраста.

Структура учебной программы дисциплины «Педиатрия» включает 13 разделов.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • международную классификацию болезней (МКБ-10);
  • структуру заболеваемости детского населения по возрастным группам в Республике Беларусь;
  • особенности течения раннего неонатального периода;
  • этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых заболеваний у детей и подростков;
  • методы поддержания нарушенных и замещения утраченных функций органов и функциональных систем организма при патологических процессах;
  • цели, задачи, структуру и организацию первичной и специализированной медицинской помощи детям и подросткам в амбулаторных и стационарных условиях в Республике Беларусь;
  • установленные объемы обследования больных детей на этапах медицинской помощи;
  • показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению;
  • методы амбулаторно-поликлинического реабилитационного лечения;
  • основы диспансеризации детского населения и реабилитации больных детей, принципы медицинской экспертизы.

Студент должен уметь:

  • общаться со здоровыми и больными детьми и подростками, их родителями и родственниками с соблюдением деонтологических и этических норм;
  • проводить диагностику пограничных состояний, заболеваний и угрожающих жизни состояний у детей и подростков;
  • ставить предварительный диагноз и проводить дифференциальную диагностику;
  • обосновывать заключительный диагноз, выявлять сопутствующие заболевания, определять осложнения;
  • составлять план лечения, реабилитации и профилактики изученных заболеваний и неотложных состояний;
  • оказывать первую медицинскую помощь при следующих неотложных состояниях у детей:

острая дыхательная недостаточность, остановка дыхания;

приступ бронхиальной астмы, астматический статус;

острая сосудистая недостаточность (обморок, коллапс);

острая сердечная недостаточность, нарушения ритма сердца, одышечно-цианотический приступ;

энцефалитические реакции (отек-набухание головного мозга, судорожный синдром);

гипертермический синдром (красная, белая, злокачественная гипертермия);

диабетические комы.

Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов.

Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

Практические занятия проводятся на базе детских отделений и отделений новорожденных учреждений здравоохранения. На практических занятиях под контролем преподавателя студенты самостоятельно проводят осмотр здорового и больного ребенка, анализируют полученные результаты, учатся правильно интерпретировать полученные данные и результаты лабораторных и инструментальных исследований, формулировать диагноз. Практическая подготовка обеспечивается решением студентами ситуационных задач, тестов и выполнением дополнительных заданий в рамках учебно-исследовательской работы (сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме студенческой научной работы).

Самостоятельная работа студентов включает:

  • подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины (подготовка реферата предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации);
  • выступление с докладами на студенческих научных конференциях и участие в олимпиадах.

Студентов знакомят с безопасными условиями труда, международными требованиями и этическими нормами при проведении осмотров детей и подростков. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путем устного опроса и выполнения контрольных заданий, в том числе и тестовых, в процессе практических занятий. Приобретенные знания закрепляются при выполнении программы производственной практики по разделам «Педиатрия», «Поликлиническая педиатрия». Текущая аттестация проводится в форме зачетов и экзаменов с использованием компьютерного тестового контроля знаний студентов.
Распределение бюджета учебного времени по семестрам

Шифр, название специальности Семестр Количество часов учебных занятий Форма аттестации всего аудиторных из них лекций лабораторных практических семинаров 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1-79 01 02 Педиатрия 7 190 84 14 — 70 — зачет 8 170 129 14 — 115 — экзамен 9 135 75 — — 75 — зачет 10 139 75 — — 75 — экзамен Всего часов

634 363 28 335

  1   2   3
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий