Библиотечка уполномоченного по правам человека в смоленской области

Петрусева Е. С., специалиста отдела по защите прав и интересов ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области
Библиотечка уполномоченного по правам человека в смоленской области

Скачати 0.64 Mb.

Сторінка 1/4 Дата конвертації 17.04.2016 Розмір 0.64 Mb.

  1   2   3   4

БИБЛИОТЕЧКА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Круглый стол

«Разные возможности – равные права»

г. Смоленск,

20 ноября 2012 г.

Составители:
Петрусева Е.С., — специалист специалиста отдела по защите прав и интересов ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области

Загребаева Ю.А., — ведущий специалист отдела по защите прав и интересов ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области

Корректор:

Горанова Н.В. — главный специалист специалиста отдела по защите прав и интересов ребёнка аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области

Разные возможности – равные права: Материалы по итогам проведения круглого стола / Сост. Е.С. Петрусева, Ю.А. Загребаева.- Смоленск, 2013.

 Е.С. Петрусева, 2013

 Ю.А. Загребаева, 2013

Материалы Круглого стола
«Разные возможности – равные права»
Список участников

1. Капустин

Александр Михайлович Уполномоченный по правам человека в Смоленской области

2. Михайлова

Наталья Александровна Начальник отдела по защите прав и интересов ребенка — Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области

3. Богдаева

Наталья Анатольевна Руководитель Смоленской областной общественной организации детей-инвалидов и их родителей «Дети-Ангелы-Смоленск»

4. Каган

Галина Семёновна Руководитель специального педиатрического бюро ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 5. Нестеров

Евгений Гайфанович

Главный специалист отдела организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения управления организации медицинской помощи населению и реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения Департамента Смоленской области по здравоохранению

6. Новикова

Светлана Алексеевна Директор СОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки» 7. Иваниченко

Людмила Борисовна

Начальник Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодёжи

8. Полторацкая

Нина Леоновна

Директор ОГБОУ СПО «Смоленский педагогический колледж»

9. Крылова

Наталья Станиславовна

Заместитель директора по УВР СОГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования»

10. Малик

Елизавета Петровна

Заместитель Председателя Общественной палаты Смоленской области

20 ноября — Всемирный день ребенка. Его отмечают 129 стран-членов ООН. В этот день 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка, в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям наилучшие условия жизни. В России Конвенция была ратифицирована в 1994 году. Всемирный день ребенка посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире. По данным Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) около 10% населения Земли (или 650 миллионов человек) живут с инвалидностью. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) около 200-т миллионов из этого числа – дети и молодые люди (приблизительно 10% общей численности детского населения мира), которые имеют функциональные нарушения: физические, сенсорные, интеллектуальные или психические. В то время как часть этих взрослых и детей полностью интегрированы в общество, участвуют в его жизни, большинство из них сталкиваются с проблемами дискриминации, отчуждения, изоляции и крайне негативного отношения. Современное общество не могут не волновать вопросы создания для детей с ограниченными возможностями здоровья условий, помогающих им справиться с существующими социальными барьерами, реализовать себя и жить полноценной жизнью, исходя из наилучших интересов ребенка.

Тема «круглого стола» — «Разные возможности – равные права» выбрана с целью более детального рассмотрения положения в Смоленской области особых детей в семье и обществе и разработке конкретных предложений по качественному улучшению жизни детей с ограниченными возможностями здоровья и семей, воспитывающих таких детей. В настоящий момент возникла необходимость объединения усилий, направленных на комплексное решение вопросов, затрагивающих различные сферы жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями, в том числе в области здравоохранения, образования, социальной реабилитации. Не менее важным является оказание помощи их семьям: правовой, медико-социальной, психолого-педагогической. Поэтому вопросы охраны прав детей-инвалидов, состояние работы по соблюдению их законных интересов требуют системного подхода со стороны всех уровней власти и всего гражданского общества.

На заседание для обсуждения столь важной темы приглашены заинтересованные лица – руководители и представители органов государственной власти федерального и областного уровня, депутатского корпуса Смоленской областной Думы, областной прокуратуры, Общественной палаты Смоленской области, Русской Православной Церкви, руководители учреждений и ведомств, общественных и некоммерческих организаций, СМИ.

Предполагаем, что обсуждение вопросов практической реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать принятию мер, направленных на качественное улучшение их жизни в условиях, которые в полной степени обеспечат достоинство, уверенность в себе, активное участие детей в жизни обществ

А.М.Капустин Уполномоченный по правам человека

в Смоленской области

Михайлова Н.А., Начальник отдела по защите прав и интересов

ребёнка – Уполномоченный по правам ребенка

в Смоленской области

Тема нашего Круглого стола «Разные возможности – равные права» посвящена вопросам соблюдения прав особых детей. Их реализация гарантирована Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации и нормативно-правовыми актами РФ.

В Смоленской области количество детей-инвалидов составляет более двух тысяч человек. Основной причиной инвалидности является заболевание нервной системы в перинатальном периоде. Данные о числе детей-инвалидов разнятся и не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию.

Необходимо создание в регионе единой системы учета детей-инвалидов. В связи с этим требуется разработать нормативные правовые акты, регулирующие межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и оказания им помощи и поддержки; определить орган исполнительной власти, ответственный за межведомственное взаимодействие в данной сфере.

В своей жизни дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды постоянно сталкиваются с различными ограничениями. Выйти во двор, побегать со своими сверстниками или пойти с ними в театр, спортивный зал или в кино – для многих из них недостижимая мечта. Отсутствие субтитров в кино и телепередачах, пандусов на улицах и в зданиях, проблемы с общественным транспортом и многое-многое другое… Инвалид живет с этим всю жизнь.

Для реализации цели формирования безбарьерной среды разработана долгосрочная областная целевая программа «Создание беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями, проживающих на территории Смоленской области, к объектам социальной инфраструктуры» на 2010-2012 годы, основной целью которой является повышение доступности объектов социальной инфраструктуры, транспортной доступности и информационных ресурсов для лиц с ограниченными возможностями. Необходимо продолжить реализацию данной программы, так как на сегодняшний день доступная среда для детей-инвалидов в Смоленской области находится пока на низком уровне.

Особое значение приобретают комплексные меры по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество. Одним из компонентов долгосрочной областной целевой программы «Дети Смоленщины», реализуемой в Смоленской области с 1995 года, является комплекс мероприятий, направленных на решение этой задачи. Наряду с денежными средствами, выделяемыми из областного бюджета, Администрацией Смоленской области, привлекаются финансы из различных внебюджетных источников.

В 2010 году надежным партнером по выполнению межведомственных задач по преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами; образованию вокруг них новых социальных связей; получению ими социальных навыков стал Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Приоритетным направлением его деятельности является социальная поддержка семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Региональная подпрограмма Фонда «В кругу друзей» вошла в число победителей конкурса, проведенного Фондом, и получила финансовую поддержку в размере более 5,5 млн. руб. В её реализации приняли участие Департаменты Смоленской области по социальному развитию, по здравоохранению, по культуре, областные государственные учреждения, а также ряд некоммерческих и общественных организаций.

Важным элементом региональной стратегии социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства остается дальнейшее участие в федеральных программах и проектная деятельность (областная программа «Право быть равным»).

Ведущим звеном в системе учреждений для детей-инвалидов является СОГБУ «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями и инвалидов молодого возраста «Вишенки», который создан 11 ноября 2002 года. Он предоставляет комплексные реабилитационные услуги не только детям с ограниченными возможностями, но и их семьям. За время деятельности Центра «Вишенки» курс реабилитационных мероприятий прошли более шести тысяч детей и подростков с ограниченными возможностями и почти шесть тысяч семей, воспитывающих детей-инвалидов. Зачастую получается так, что рождение больного ребенка становится причиной разрушения семьи. Поэтому большинство семей, воспитывающих ребенка-инвалида, являются неполными и нередко имеют доход ниже прожиточного минимума. Предлагаем рассмотреть возможность дополнительных областных выплат семьям, имеющим детей- инвалидов.

Также важно предпринимать меры к развитию различных форм альтернативного семейного устройства детей-инвалидов, воспитывающихся в интернатных учреждениях. Это потребует создания по месту их жительства условий для коррекционно-педагогической реабилитации.

Деятельность Центра «Вишенки» в значительной степени способствовала снижению общего числа детей-инвалидов, проживающих в Смоленской области (с 4500 человек в 2003 году до 2794 человек в 2011 году).

В 2011 — 2013 годах в Смоленской области начала реализовываться подпрограмма «Смогу жить самостоятельно», включенная в долгосрочную областную целевую программу «Социальная поддержка и реабилитация инвалидов» на 2009 — 2013 годы. Её целью является создание условий для максимального развития потенциала детей-инвалидов, воспитывающихся в СОГБУ «Ново-Никольский детский дом-интернат» и подготовки их к самостоятельной жизни. С целью повышения эффективности интеграции и социализации детей, которым областной психолого-медико-педагогической комиссией рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида, необходимо в 2012-2013 учебном году организовать их обучение вне стен детского дома в альтернативном образовательном учреждении. Дети будут ежедневно доставляться в школу, где с ними будут организованы учебные занятия в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Такого понятия как «инклюзивное образование», в федеральном законодательстве в настоящее время не существует. В законодательстве Российской Федерации подробно прописаны правила дифференцированного обучения инвалидов, но нет норм, которые обеспечивали бы интеграцию или «инклюзию» детей с инвалидностью в учебных заведениях. Не предусмотрено участие в процессе образования лиц с особыми образовательными потребностями помощников педагога (тьюторов).

Тем не менее, можно говорить о том, что основные положения Конституции и федерального законодательства, в частности Федерального Закона «Об образовании», Федерального Закона «О социальной защите инвалидов», Федерального Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не препятствуют обучению детей с особыми образовательными потребностями в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Интеграция предполагает адаптацию ребенка к требованиям системы образования, которая при этом остается неизменной. При таком подходе ребенок либо адаптируется к системе образования, либо становится для нее неприемлимым. Когда говорят об инклюзии, предполагают, что система образования подстраивается под каждого ребенка, учитывает все его особенности. Сегодня необходимо развитие инклюзивных подходов в образовании, чтобы максимизировать участие всех «особых» детей в жизни школьного сообщества и взаимодействие сверстников, имеющих различный уровень возможностей.

В Смоленской области на протяжении длительного времени функционирует система специального (коррекционного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, в которых имеются интернаты для проживания детей-инвалидов. В них обеспечивается соответствующий уровень образования, работают высококвалифицированные педагоги, но обучение в таких специальных школах зачастую препятствует взаимодействию с обычными сверстниками и развитию навыков жизни в сообществе, а также надолго отрывает ребенка от семьи. В переходный период к инклюзивному образованию специальные школы могут выполнять роль ресурсных центров для развития инклюзии в системе общего образования. Кроме того, в регионе созданы специальные (коррекционные) классы в общеобразовательных школах, организовано обучение на дому детей-инвалидов и дистанционное обучение. Центром дистанционного обучения приобретен специальный транспорт для перевозки инвалидов-колясочников для их участия в совместных областных мероприятиях. В системе коррекционного образования реализуется предпрофессиональная подготовка выпускников специальных учреждений, внедряются интеграционные формы совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей общеобразовательных классов.

Вместе с тем, в регионе отсутствует мониторинг реальной потребности в количестве специальных (коррекционных) классов для детей с ограниченными возможностями здоровья, классов компенсирующего обучения для детей «группы риска» в общеобразовательных школах. Отсутствует специальное (коррекционное) образовательное учреждение 5 вида (для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией). Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми общеобразовательного класса (интегрированное обучение) развивается медленно.

Муниципальными органами управления образованием уделяется недостаточно внимания раннему выявлению и коррекции развития детей с патологией, слабо осуществляется взаимодействие с органами здравоохранения, не достаточно организована помощь родителям детей-инвалидов раннего возраста.

Остается актуальной проблема обеспечения специальными квалифицированными кадрами как органов управления образованием, так и общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Требует совершенствования нормативно-правовая база организации интегрированного и профессионального образования.

В течение 2012 года в аппарат уполномоченного поступило порядка 20-ти обращений по вопросам защиты прав детей-инвалидов. Проблемы родителей детей с ограниченными возможностями здоровья озвучит сегодня председатель Смоленской областной общественной организации детей – инвалидов и их родителей «Дети Ангелы-Смоленск» Богдаева Наталья Анатольевна.

Решение этих проблем требует нашего особого внимания.

Надеемся, что по итогам заседания нашего Круглого стола мы сможем совместно определить основной вектор дальнейшего развития в целях качественного улучшения положения особых детей в Смоленской области.

Богдаева Н.А., Руководитель Смоленской областной

общественной организации детей —

инвалидов и их родителей «Дети-

Ангелы-Смоленск»
Я не только являюсь председателем Смоленской областной общественной организации детей – инвалидов и их родителей «Дети – Ангелы – Смоленск», но и сама мать ребёнка – инвалида и хотела бы с этой трибуны озвучить проблемы наших семей изнутри. Мы объединяем семьи, в которых растут дети с особыми потребностями. Они имеют различные нарушения развития. Это аутизм, умственная отсталость, детский церебральный паралич, эпилепсия, генетические нарушения. Я сразу хотела бы сказать, что хочу, чтобы мой доклад прозвучал не как критика или обвинение, а как призыв к действию, чтобы наша сегодняшняя встреча оказалась бы конструктивной, а не формальной.

Как вы думаете, почему в последнее время заметно усилилась родительская активность в сфере реабилитации и образования особого ребёнка? Может быть потому, что семьи, не дождавшись помощи от государства, пытаются сами решать свои проблемы. И если бы это была только одна проблема — будь то ТСР или лекарства- то это было бы полбеды. Дело в том, что наши дети не могут получить достойное качество жизни без поддержки государства, без единой концепции сопровождения ребёнка-инвалида – от рождения через интеграционный детский сад до окончания инклюзивной школы и получения профессии.

Самой большой проблемой наших семей является образование детей. Я говорю об образовании в широком смысле слова — от дошкольного воспитания до овладения профессией. В развитии любого ребёнка исключительно важную роль играет познавательная деятельность, которая реализуется в образовании. Именно образование является основным способом социализации в период детства и взросления. В июле 2012 года на заседании открытого правительства Дмитрий Анатольевич Медведев озвучил такую мысль, что «у семей детей – инвалидов должно быть право выбирать индивидуальную траекторию обучения своего ребёнка». И это совершенно правильная идея.

Почему же не происходит кардинальных изменений в сфере образования детей – инвалидов? Почему дошкольное образование замыкается только на одном детском саду № 3, да и то сад набирает 7 – 9 человек в год, а этого крайне мало. Ко всему прочему садик никак не может добиться получения статуса специализированного, что явно улучшило бы качество обслуживания.

Почему для здоровых детей в городе существуют всевозможные развивающие центры, танцевальные и спортивные школы, музыкальные занятия, а мы не имеем возможности дать ребёнку полноценное общение с ровесниками?

Почему нет бесплатной помощи логопедов, дефектологов. Родители тратят просто катастрофические суммы на частные уроки, курсы массажа, ЛФК. Потому как это всё требуется ребёнку не раз или два в год, а каждодневно, регулярно, систематически.

В Смоленской области 10 базовых образовательных учреждений реализуют образовательные программы для детей – инвалидов и программу «Создание беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями, проживающих на территории Смоленской области, к объектам социальной инфраструктуры», на что соответственно было потрачено более 20 млн. рублей.(!) А на деле — школы не приспособлены для приёма детей-колясочников с ДЦП, а детей – аутистов переводят на домашнее обучение, что способствует ещё большей их аутизации.

Мы предлагаем оборудовать в школах города малокомплектные классы для особых детей или интеграционные классы. И это не будет стоить миллионы! Достаточно иметь помещение на 1 этаже, спец. парты, поручни, покрытие пола, широкие двери. Наши родители готовы предложить свои силы и энергию для решения проблем, помогать учителям. Мы — люди, умеющие и желающие работать по специальности, зарабатывать и платить налоги. Но нет у нас – ни детских садов, ни школ, нет той доступной среды, которая есть в других европейских странах. Во многих странах жизнь семьи с ребёнком – инвалидом ничем не отличается от жизни семьи со здоровым ребёнком. Есть и дошкольные учреждения, и школы, и полноценные системы реабилитации и трудоустройства инвалидов. Наши дети – не обуза для государства. Они могут и учиться, и получать профессии, и работать, и обеспечивать себя. Давайте только дадим им такую возможность! На наш взгляд, стоит развивать в городе систему социальных тьюторов, привлекая с этой целью родителей, что даст возможность им работать, а школам решить проблемы, связанные с обучением особых детей.

В рамках обществознания в школах необходимо проводить уроки для здоровых детей, где стоит больше рассказывать об особенностях детей – инвалидов, о терпимости к чужой беде и принятии чужой инакости.

Дистанционное обучение не является полноценным выходом для детей с ДЦП и аутизмом, оно может быть одним из вариантов обучения, но не единственным. В некоторых случаях оно только усиливает социальную дезадаптацию, изолируя детей – инвалидов ещё больше.

Таким образом, предлагаю разработку и реализацию программ образования детей – инвалидов поставить под общественный контроль с обязательным открытым обсуждением и привлечением общественных организаций и целевых групп.

Не менее существенны проблемы медицинского характера:

  1   2   3   4
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий