Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития

Целью изучения предмета является формирование у студентов знаний о строении организма человека, как единой целостной системы, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур
Анатомия человека наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития

Скачати 4.09 Mb.

Сторінка 1/19 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 4.09 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   19

введение

Анатомия человека – наука, изучающая форму и строение тела человека в связи с его функциями и закономерностями развития.

Изучая строение отдельных органов и систем в тесной связи с их функцией, анатомия рассматривает организм человека как единое целое, развивающееся на основе определенных закономерностей под влиянием внутренних и внешних факторов на протяжении всей эволюции.

Целью изучения предмета является формирование у студентов знаний о строении организма человека, как единой целостной системы, выявление возрастной, половой и индивидуальной изменчивости анатомических структур, изучение адаптации формы и строения органов к меняющимся условиям функции и существования. Такое функционально-анатомическое, эволюционное и каузальное рассмотрение фактических данных о морфологических особенностях организма человека в курсе анатомии имеет огромное значение для клиники, так как способствует пониманию природы здорового и больного человека.

Настоящий учебно-методический практикум направлен на оказание помощи студентам и преподавателям в организации и обеспечении наиболее рационального унифицированного подхода к изучению и преподаванию предмета. Практикум составлен на основе типовой учебной и рабочей кафедральной программ по анатомии человека для специальности 7.110106 – стоматология. Поэтому подбор тем лекций, практических занятий и внеаудиторных самостоятельных занятий отвечает профилю подготовки специалистов на факультете, учитывает будущую профессию и имеет свою специфику – тщательное изучение строения, фило- и онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей черепа, суставов, мышц, сосудов и нервов головы и шеи. Особое внимание обращено на строение органов и тканей, входящих в состав жевательного аппарата и смежных участков головы и шеи.

1. цель изучения дисциплины
Студенты стоматологического факультета заканчивают ВУЗ узкими специалистами и поэтому у части студентов бытует мнение, что они должны глубоко знать только разделы анатомии, связанные с изучением строения головы и шеи. Это глубокое заблуждение. Анатомия человека является основой любой области медицины и целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о строении и функционировании рабочих, жизнеобеспечивающих и интегрирующих систем организма.
Конечные цели изучения дисциплины:

– уметь анализировать информацию о строении тела человека, его органов и систем;

– изучить строение и функцию жевательного и речеартикуляционного аппаратов, как составляющей части целого организма;

– трактовать закономерности эволюционного, пре- и постнатального развития органов человека и их влияние на развитие и становление жевательльного аппарата;

– определять топографо-анатомические взаимоотношения органов и систем человека, овладев навыками препаровки и демонстрации анатомических образований на натуральных препаратах;

– интерпретировать половые, возрастные и индивидуальные особенности строения организма человека;

– предусмотреть взаимозависимость и единство структур и функций органов человека, их изменчивость под влиянием экологических и социоантропогенных факторов;

– освоить навыки интерпретации результатов клинических методов исследования (рентгенанатомический метод, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография (МРТ, ЯМР), ультразвуковое исследование (УЗИ), эндоскопия и др.);

– овладеть морально-этическими принципами отношения к живому человеку и его телу как объекту анатомического и клинического исследования (основами медицинской деонтологии);

– владеть русской, украинской и латинской (греческой) терминологией согласно международной анатомической номенклатуре.

2. методика работы

с лекционным материалом
1. обязательным условием является посещение всех лекций и конспектирование излагаемого материала.

2. Усвоение и закрепление материалов лекции необходимо проводить в первые дни после ее прослушивания, так как это потребует наименьших затрат времени на изучение данной темы.

3. Вначале необходимо изучить конспект лекции, схемы и рисунки, приведенные в нем. При необходимости следует обратиться к рекомендованной литературе и заполнить пробелы в лекции полученными данными.

4. В заключение мысленно проработать ответы на вопросы плана лекции.

5. В случае отсутствия на лекции, желательно воспользоваться планом лекции (см. расширенный тематический план лекций), а изучение материала лекции проводить по рекомендованной литературе. При этом значительно увеличивается время самоподготовки.

6. повторно возвратиться к материалам лекции необходимо при подготовке к итоговому занятию по разделу и подготовке к экзамену.

3. закрепление знаний материала

практических занятий
1. Самостоятельная работа для закрепления знаний материала практического занятия наиболее эффективна при условии обязательного их посещения. Во время практического занятия знакомятся с темой и учебными элементами занятия, находят на учебных препаратах и таблицах органы и элементы их строения, которые необходимо выучить. Пользуясь учебником и атласом, получая консультацию преподавателя, описывают их строение, топографию и др.; знакомятся с анатомической терминологией.

2. Закрепление знаний материала практических занятий проводится самостоятельно в промежутках между практическими занятиями. Наиболее эффективными и приемлемыми являются такие формы подготовки к занятиям:

· проработка методических рекомендаций для студентов по соответствующим разделам, изданных типографским способом, которые имеются на кафедре или на выдаче в библиотеке;

· составление конспекта изучаемой темы в домашних тетрадях самоподготовки. При этом важно, чтобы студент кратко ответил на все вопросы плана изучения данного органа или системы, которые предлагаются преподавателем на практическом занятии, сделал зарисовки, схемы, логические графоструктуры, записал в словарь латинское термины;

· работа в секционном зале после занятий, пользуясь учебной литературой и полученными от лаборанта необходимыми натуральными учебными препаратами (эта форма рекомендуется всем студентам и необходима тем, кто на практическом занятии недостаточно усвоил учебный материал);

· в библиотеке или в домашних условиях с обязательным использованием атласа, электронных пособий и Интернета (эта форма достаточно эффективна, если ей предшествовала интенсивная работа на практическом занятии).

Время, необходимое для подготовки к двухчасовому занятию, в среднем составляет один астрономический час. Даже незначительное ослабление внимания студентов на практическом занятии будет увеличивать длительность подготовки во время самостоятельной работы.

3. Важным этапом самостоятельной подготовки студентов является четкое представление морфофункциональной взаимосвязи учебных элементов данной темы занятия с изученным раньше материалом. Учебные элементы любой темы являются частью одной из систем, система – частью организма, а организм является связывающим звеном между человеком и окружающей средой. Так как главной целью анатомии есть изучение целостного организма, то уже с первых занятий необходимо научиться различать уровни целого, структуры и функции, единичного, общего, обобщенного и др.

4. Заключительным этапом подготовки и усвоения практического занятия является умение конструировать ответы на контрольные вопросы и тесты, которые приводятся в методической разработке, демонстрировать органы и структуры, описывать их строение и топографию, взаимосвязь учебных элементов между собой и с ранее изученным материалом.

5. Важным помощником в закреплении знаний изученного материала практического занятия и следующего самоконтроля его усвоения является умение студента самостоятельно выполнять рисунки-схемы. Выполненные после подготовки к занятию и сравненные с рисунками учебника или атласа, они являются надежным критерием самоконтроля. В то же время по многим темам анатомии человека (опорно-двигательный аппарат, внутренние органы, нервная система и др.) анатомические схемы, выполненные на практическом занятии или самостоятельно с использованием учебной литературы, помогают в подготовке и уяснении темы занятия. Рекомендации по исполнению рисунков и схем приводятся согласно с разделами курса анатомии человека в методических разработках и на стендах кафедры.

6. Заключительным этапом подготовки и усвоения практического занятия является умение конструировать и давать полные ответы на контрольные вопросы и тестовые задания, которые приводятся в тематических практикумах и пособиях, изданных кафедрой, и расположены на внутреннем WEB-сайте университета; а также демонстрировать органы и структуры, описывать их строение и топографию, взаимосвязь учебных элементов между собой и с ранее изученным материалом.
Если студент испытывает затруднения в самостоятельном освоении материала или хочет получить углубленные знания, он имеет право заниматься с преподавателем по индивидуальному плану на контрактной основе.

4. изучение анатомической терминологии
1. Дополнительные препятствия в изучении анатомии человека создает необходимость изучения международной анатомической номенклатуры на латинском (иногда греческом) языке и ее эквивалентов на русском (украинском) языке.

2. Изучение международной анатомической номенклатуры на латыни и ее эквивалента в русском (украинском) варианте проводится с использованием элементов методики изучения иностранных языков. Во время самостоятельной подготовки студентов термины желательно выписать в отдельную тетрадь и заучивать путем многократного повторения в промежутках между разными видами работ. Таким образом, постепенно студент создает собственный словарь латинской терминологии. Термины международной анатомической номенклатуры запоминаются легче, если изучена структура и русские (украинские) термины.

НЕОБХОДИМЫЙ БАЗОВЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ АНАТОМИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Общая анатомическая терминология
Латынь
Рус. Укр. Англ. Anatomia Анатомия Анатомія Anatomy Skeletotopia Скелетотопия Скелетотопія Skeletotopy Holotopia Голотопия Голотопія Holotopy Syntopia Синтопия Синтопія Syntopy Organismus Организм Організм Organism Cellula Клетка Клітина Cell Nucleus Ядро Ядро Nucleus Brevis Короткий Короткий Short Longus Длинный Довгий Long Anterior, ventralis Передний Передній Front Posterior, dorsalis Задний Задній Back Dexter Правый Правий Right Sinister Левый Лівий Left Superior Верхний Верхній Upper Inferior Нижний Нижній Lower Medialis Медиальный, срединный Медіальний, присередній Medial Lateralis Латеральный, боковой Латеральний, бічний Lateral Intermedius Промежуточный Проміжний Intermediate Medius Средний Середній Middle Externus Наружный Зовнішній External Internus Внутренний Внутрішній Internal Superficialis Поверхностный Поверхневий Superficial Profundus Глубокий Глибокий Deep Rectus Прямой Прямий Straight Transversus Поперечный Поперечний Transverse Obliquus Косой Косий Oblique Magnus, major Большой Великий Big, large Parvus, minor Малый Малий Small, little Communis Общий Загальний Common Proximalis Проксимальный Проксимальний, ближчий Proximal Distalis Дистальный Дистальний, віддалений Distal Cranialis Головной Головний Cranial Caudalis Хвостовой Хвостовий Caudal Frontalis Лобный, фронтальный Лобовий, фронтальний Frontal Sagittalis Сагиттальный Сагітальний Sagittal Horisontalis Горизонтальный Горизонтальний Horisontal Verticalis Вертикальный Вертикальний Vertical Coronalis Венечный Вінцевий Coronal Occipitalis Затылочный Потиличний Occipital Longitudinalis Продолговатый Поздовжній Longitudinal Accesorius Добавочный Додатковий Additional, accessory Apicalis Верхушечный Верхівковий Apical Axialis Осевой Осьовий Axial Centralis Центральный Центральний Central Palmaris Ладонный Долонний Palmar Plantaris Подошвенный Підошовний Plantar Flexor Сгибатель Згинач Flexor Extensor Разгибатель Розгинач Extensor Pronator Пронатор Привертач Pronator Supinator Супинатор Відвертач Supinator Simplex Простой Простий Simple Complex Комплексный Комплексний Complex Compositus Сложный Складний Compound Combinatum Комбинированный Комбінований Combine Plana Плоский Плоский Flat, plane Compactus Плотный Щільний Thick, solid Spongiosus Губчатый Губчастий Porous, spongy Corpus Тело Тіло Body Tuberculum Бугорок Горбик Tubercle Fovea, fossa Ямка Отвір, ямка Pit Fissura Щель Щілина Slit, cleft Incisura Вырезка Вирізка Notch Linea Линия Лінія Line Spina Ость Ость Spine Crista Гребень Гребінь Crest, ridge Pars Часть Частина Part Sulcus Борозда Борозна Groove Lamina Пластина Пластина Plate Arcus Дуга Дуга Arch Margo Край Край Edge, border Angulus Угол Кут Angle Canalis Канал Канал Canal Ramus Ветвь Гілка Branch Paries Стенка Стінка Wall Basis Основание Основа Base Diaphysis Диафиз Діафіз Diaphysis Metaphysis Метафиз Метафаз Metaphysis Epiphysis Эпифиз Епіфіз Epiphysis Substantia Вещество Речовина Matter, substance Cavum Полость Порожнина Cavity Impressio Вдавление Втиснення Impression Processus Отросток Відросток Extension, process Sutura Шов Шов Suture Apertura Отверстие Отвір Aperture Extremitas Конец Кінець End Lobus Доля Доля Lobe Regio Область Ділянка Region Trigonum Треугольник Трикутник Triangle Tunica Оболочка Оболонка Coat, membrane Planum Плоскость Площина Plane Axis Ось Вісь Axis Линии тела человека (см. приложение) Linea mediana ante-rior (1) Передняя срединная линия Передня серединна лінія Anterior median line Linea sternalis (2) Грудинная линия Груднинна лінія Sternal line Linea parasternalis (3) Окологрудинная линия Пригруднинна лінія Parasternal line Linea medioclavicu-laris (4) Среднеключичная линия Середньоключична лінія Midclavicular line Linea mamillaris Сосковая линия Соскова лінія Mamillary line Linea axillaris ante-rior Передняя подмышечная ли-ния Передня пахвова лінія Anterior axillary line Linea axillaris media Средняя подмышечная ли-ния Середня пахвова лінія Middle axillary line Linea axillaris poste-rior Задняя подмышечная линия Задня пахвова лінія Posterior axillary line Linea scapularis (7) Лопаточная линия Лопаткова лінія Scapular line Linea paravertebralis (6) Околопозвоночная линия Прихребтова лінія Paravertebral line Linea mediana poste-rior (5) Задняя срединная линия Задня серединна лінія Posterior median line Части и отделы тела человека Caput Голова Голова Head Collum, сervix Шея Шия Neck Truncus Ствол, туловище Тулуб Trunk Membrum Конечность Кінцівка Limb Facies Лицо Лице Face Cranium Череп Череп Skull Os frontale Лобная кость Лобова кістка Frontal bone Os parietale Теменная кость Тім’яна кістка Parietal bone Os occipitale Затылочная кость Потилична кістка Occipital bone Os sphenoidale Клиновидная кость Клиноподібна кістка Sphenoid bone Os ethmoidale Решетчатая кость Решітчаста кістка Ethmoid bone Os temporale Височная кость Скронева кістка Temporal bone Maxilla Верхняя челюсть Верхня щелепа Upper jaw Mandibula Нижняя челюсть Нижня щелепа Lower jaw Os zygomaticum Скуловая кость Вилична кістка Zygomatic bone Os lacrimale Слезная кость Сльозова кістка Lacrimal bone Os nasale Носовая кость Носова кістка Nasal bone Os palatinum Небная кость Піднебінна кістка Palatine bone Concha nasalis inferior Нижняя носовая раковина Нижня носова раковина Inferior nasal concha Vomer Сошник Леміш Vomer Os hyoideum Подъязычная кость Під’язикова кістка Hyoid bone Oculus Глаз Око Eye Nasus Нос Ніс Nose Auris Ухо Вухо Ear Oris Рот Рот Mouth Pectus Грудь Груди Chest Abdomen Живот Живіт Belly Dorsum Спина Спина Back Brachium Плечо Плече Upper arm Humerus Плечевая кость Плечова кістка Humerus, humeral bone Antebrachium Предплечье Передпліччя Forearm Radius Лучевая кость Променева кістка Spoke-bone Ulna Локтевая кость Ліктьова кістка Ulnar bone Manus Кисть Кисть Hand Carpus Запястье Зап’ясток Wrist Metacarpus Пястье П’ясток Metacarpus Digitus Палец Палець Finger, toe Femur Бедро Стегно Thigh Genu Колено Коліно Knee Patella Надколенник Надколінок Knee-cap Crus Голень Гомілка Lower leg Fibula Малоберцовая кость Малогомілкова кістка Splint-bone Tibia Большеберцовая кость Великогомілкова кістка Shin-bone Pes Стопа Стопа Foot Tarsus Предплюсна Заплесно Tarsus Metatarsus Плюсна Плесно Metatarsus Columna vertebralis Позвоночный столб Хребтовий стовп Vertebral column Clavicula Ключица Ключиця Clavicle, collar-bone Thorax Грудная клетка Грудна клітка Chest Sternum Грудина Груднина Breast bone, sternum Vertebra Позвонок Хребець Vertebra Cervicalis Шейный Шийний Cervical Thoracicus Грудной Грудний Thoracic Lumbalis Поясничный Поперековий Lumbar Sacralis Крестцовый Крижовий Sacral Coccygeus Копчиковый Куприковий Coccygeal Costa Ребро Ребро Rib Pelvis Таз Таз Pelvis Некоторые органы человека Lingua Язык Язик Tongue Glandula Железа Залоза Gland Dens Зуб Зуб Tooth Pharynx Глотка Глотка Pharynx Esophagus Пищевод Стравохід Gullet, oesophagus Gaster, ventriculus Желудок Шлунок Stomach Intestinum Кишечник Кишечник Intestine Hepar Печень Печінка Liver Pancreas Поджелудочная железа Підшлункова залоза Pancreas Ductus Проток Протока Duct Larynx Гортань Гортань Larynx Trachea Трахея Трахея Trachea Pulmo Легкое Легеня Lung Ren Почка Нирка Kidney Testis Яичко Яєчко Testicle Penis Половой член Статевий член Penis Scrotum Мошонка Калитка Scrotum Ovarium Яичник Яєчник Ovary Uterus Матка Матка Uterus; womb Vagina Влагалище Піхва Vagina Vesica Пузырь Міхур Bladder Cor Сердце Серце Heart Aorta Аорта Аорта Aorta Encephalon Головной мозг Головний мозок Brain Medulla spinalis Спинной мозг Спинний мозок Spinal cord Organum olfactorium Орган обоняния Орган нюху Olfactory organ, organ of smell Organum gustus Орган вкуса Орган смаку Gustatory organ, organ of taste Organum vestibulocochlearis Преддверно-улитковый орган Орган слуху та рівноваги Vestibulocochlear organ Cutis Кожа Шкіра Skin

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   19
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий