Анализ состояния и перспективы развития — Сторінка 4

Кувандыков А. У. доктор экономических наук, ректор Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова
Анализ состояния и перспективы развития

Скачати 3.74 Mb.

Сторінка 4/15 Дата конвертації 24.04.2016 Розмір 3.74 Mb.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   15

Рисунок 1- Инновационные гранты 2011года [1].

По данным АО «НАТР» в 2013 году получили грантовое финансирование 96 инноваторов для технологического инкубирования на общую сумму 681 млн.тенге, с помощью 4 отраслевых конструкторских бюро машиностроительными предприятиями освоено 184 наименований востребованной продукции. Услуги технологического бизнес-инкубирования оказываются через создаваемые дочерние организации Агентства – технопарки в 6 регионах страны; содействие трансферту технологий происходит через услуги международных центров трансферта технологий и конструкторские бюро.

Также с 2011 года в Казахстане ведется работа по развитию системы коммерциализации: сформирована сеть региональных офисов коммерциализации на базе ведущих НИИ и вузов страны, созданы 15 офисов коммерциализаций и 4 региональных центра коммерциализации, основной целью которых является поиск, отбор и содействие в продвижении разработок и технологий, имеющих коммерческий потенциал.

В 2011 году Совет директоров Фонда принял решение о создании 4 венчурных фондов: АО «АИФРИ «Парасат», ТОО «Венчурный фонд «Адвант II», ТОО «Венчурный фонд «Адвант III» и АО «АИФРИ «Региональный венчурный фонд Каспий». В стране развивается Парк инновационных технологий и Назарбаев Университет.

Кроме того, в стране предусмотрены обязательства недропользователей об отчислении 1% от совокупного годового дохода на НИОКР и/или развитие инновационной инфраструктуры, механизм налогового стимулирования.

В 2006 г. принят специальный Закон «О государственной поддержке инновационной деятельности», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан и определяет меры ее государственной поддержки.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

1) стимулирование инновационной деятельности путем создания организационных и экономических условий, в том числе обеспечивающих привлечение инвестиций для реализации государственной инновационной политики;

2) определение приоритетов инновационного развития;

3) формирование и развитие инновационной инфраструктуры;

4) участие государства в создании и внедрении инноваций;

5) продвижение отечественных инноваций на внешние рынки;

6) международное сотрудничество в сфере инновационной деятельности, включая трансферт технологий.

Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих основных формах: участие в создании специализированных субъектов инновационной деятель-ности;  создание, координация деятельности и дальнейшее развитие существующих государственных институтов развития; реализация инновационных проектов за счет бюджетных средств; предоставление инновационных грантов; организация кадрового обеспечения инновационной деятельности.

Несмотря на относительно короткий срок реализации этих мер, уже сейчас достигнуты положительные результаты. Это отразилось в росте основных показателей инновационной деятельности страны и индикаторов крупных международных рейтингов(рисунок 2)..

Доля инновационно-активных предприятий,%

Доля инновационной продукции в ВВП,% Объем инновационной продукции, млрд.тенге

379,0

Затраты на технологические инновации предприятий, млрд.тенге Внутренние затраты на исследования и разработки, млрд.тенге

Рисунок 2- Показатели инновационной деятельности предприятий,

2003-2012гг., млрд. тенге [2]

По данным Агентства РК по статистике количество инновационно — активных предприятий в Казахстане за 2009-2012 год увеличилось почти в два раза и составило 7,6% от общего количества участников рынка, а доля инновационной продукции по отношению к ВВП за данный период увеличилась лишь на 0,79% и составила в 2012 году -1,3%. Для сравнения: доля инновационно – активных предприятий в США составляет около 50%, Турции – 33, Венгрии – 47, Эстонии – 36 и в России -9,1%.

Отметим, что Казахстан по структуре затрат на технологические инновации относится к группе «скромных новаторов», в то время как развитые страны расходуют до 80%. Но нужно учитывать, что бизнес в нашей стране находится еще в стадии модернизации производственных мощностей, поэтому для нас преобладание инвестиционного способа обновления технологий вполне приемлемо.

По данным Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ГИК ВЭФ) по итогам 2012 года Казахстан перешел в группу более высокого уровня, находящуюся между категориями стран, движимых «эффективностью управления» и «инновациями» (рисунок 3).Общий средний балл Казахстана составляет 4,41 (4,38 в 2012 году), что позволяет стране расположиться в рейтинге между Италией (49) и Португалией (51)

Экономика, движимая факторами

(группа 1) Переходный уровень

(группа 1-2) Экономика, движимая эффективностью (группа 2) Переходный уровень

(группа 2-3) Экономика, движимая инновациями (группа 3)

38 стран:

Кыргызстан

Молдова

Индия

Гана

Бангладеш

Йемен

Мали

Таджикистан

др. 17 стран:

Алжир

Азербайджан

Боливия

Египет

Гондурас

Шри-Ланка

Катар

Филиппины

др. 33 страны:

Армения

Украина

Китай

Парагвай

Румыния

Индонезия

Марокко

Сербия

др. 21 страна:

Аргентина

Бразилия

Казахстан

Латвия

Малайзия

Польша

Россия

Турция

др. 35 стран:

Австралия

Австрия

Финляндия

Япония

Южная Корея

США

Норвегия

Франция

др.

Переход из группы (1-2) в группу (2-3)

Рисунок 3- Данные Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума, 2012-2013 гг.

Казахстан существенно повысил свой рейтинг в ГИК ВЭФ и достиг 50 места в 2013 году (рисунок 4).
Рисунок 4- Динамика изменения позиций Казахстана в условиях ежегодного увеличения обследуемых стран в рейтинге (ГИК ВЭФ) [3]
По фактору «Инновационный потенциал» Казахстан в 2013году улучшил свои позиции на 19 пунктов и достиг 84 места, а по фактору «Технологический уровень» снизил позиции на 2 пункта до 57 места (рисунки 5 и 6).

Технологический уровень Доступность новейших технологий Способность компаний использовать совр.технологии ПИИ и передача технологий Пользователи интернетом на 100 человек

Рисунок 5- Уровень технологического развития, места (ГИК ВЭФ) [4]

Наблюдается рост практически всех субиндексов рейтинга. Страна поднялась по таким параметрам, как «Доступность новейших технологий», «Способность компаний использовать современные технологии». По «Способности к инновациям» страна вышла на 74 место, поднялся рейтинг Казахстана на 17 позиций по субфактору «Расходы компаний на НИОКР» и достиг 77 места. Улучшились связи между вузами и бизнесом в сфере НИОКР – с 90 места на 79. Отставание Казахстана отмечается по параметру «Прямые иностранные инвестиции и передача технологий». Если в 2012 году страна по данному параметру занимала 85 место, то в 2013 году упала до 93 позиции. В целом анализ ГИК ВЭФ показал положительную тенденцию роста большинства показателей, что обусловлено успешными результатами реализации программы ГПФИИР до 2014 г.

Инновационный потенциал Расходы компаний на НИОКР Сотрудничество ВУЗов и бизнеса в сфере НИОКР Гос.закупки высокотехнол. продукции Способность

к инновациям

Рисунок 6- Уровень инновационного развития, места (ГИК ВЭФ) [4]

Конкурентными преимуществами страны ВЭФ определяет те факторы, которые занимают от 1-го по 50-ое место в рейтинге. Из 119 индикаторов, Казахстан обладает конкурентными преимуществами по 29-и индикаторам (таблица 1).

Новый этап развития  НИС Казахстана связан с реализацией задач, поставленных в последних Посланиях Президента Н.Назарбаева народу Казахстана. Одной из важнейших задач является проведение единой государственной стратегии, направленной на внедрение высоких технологий и поддержку инноваций.

Большая работа предстоит по развитию системы стимулирования инновационной активности казахстанского бизнеса. Частный сектор должен значительно повысить свою роль в научно-исследовательской и конструкторской деятельности, постепенно замещая государство. Государственный заказ на исследовательские работы должен быть более системным и охватывать только реально востребованные экономикой направления.

Таблица 1.

Конкурентные преимущества Казахстана

2012 2013

1

2
3
4
5

6
7

8

9
10

11

12

13

14
15

16
17

18
19

20

21

22

23

24

25

26

27
28
29 Общественное доверие политикам

Расточительность государственных расходов

Прозрачность принятия решений в госсекторе

Издержки бизнеса на защиту от преступлений и насилия

Степень защиты инвесторов

Качество железнодорожной инфраструктуры

Число абонентов стационарных телефонов

Число абонентов мобильной связи

Сальдо государственного бюджета в % к ВВП

Внутренняя норма сбережений в % к ВВП Государственный долг в % к ВВП

Влияние малярии на ведение бизнеса Заболеваемость малярией (стат. данные)

Заболеваемость ВИЧ/СПИДом (стат. данные)

Охват средним образованием (стат. данные)

Общее налоговое бремя (статистические данные)

Количество процедур для открытия бизнеса

Обременительность сельскохозяйственной политики

Величина торговых барьеров

Искушенность покупателей

Партнерство работодателей и работников

Гибкость при установлении зарплат

Практика найма и увольнений

Издержки, связанные с увольнением

Оплата труда и производительность Способности страны привлекать таланты

Работающие женщины, доля по отношению к мужчинам

Количество пользователей мобильным интернетом на 100 тысяч человек

Индекс размера внешнего рынка 37
31
32
63

10
29

47

20
12

13

14

1

1
12

35
31

47
48

64

36

49

30

24

25

10
24
27
43 35
31
29
44

10
27

45

10
13

36

14

1

1
45

29
33

47
40

48

29

40

24

21

27

9

41

26
37
44 2
0
3
19

0
2

2

10
-1

-23

0

0

0
-33

6
-2

0
8

16

7

9

6

3

-2

1
-2

-10

-1

Важнейшей тенденцией развития инновационной деятельности является ее глобализация. Казахстан пока на мировых рынках высоких технологий представлен в основном только как их реципиент.  Поэтому важной задачей является выход на эти рынки и занятие своей ниши. Географическое положение страны позволяет развивать высокотехнологичное производство, ориентированное на региональный рынок, где Казахстан в перспективе должен стать сервисно-технологическим центром региона.  Президентом страны поставлена задача по участию в международном бизнесе высоких технологий. Казахстан планирует стать акционером ряда ведущих мировых высокотехнологичных компаний.

В целом инновационное развитие в Казахстане является пока еще слаборазвитым и имеет низкую активность. Функциональные возможности технологических парков за последние несколько лет были сужены до функций технологических бизнес-инкубаторов и бизнес- центров ввиду отсутствия у технопарков финансовой обеспеченности процессов коммерциализации технологий и отсутствия опытно-промышленной базы.

Жесткая конкурентная среда на мировом рынке, слабый уровень отраслевого менеджмента, а также ограниченные временные рамки коммерциализации, условия реализации привели к тому, что венчурные фонды страны пока не могут инвестировать инновационные технологии.

Проблемой инновационной политики Казахстана является слабый внутренний спрос на инновации. Низкий уровень конкуренции и специализации при низких темпах технического прогресса объясняет отсутствие интереса компаний к инновациям. Кроме того, большинство нововведений в стране происходят на рынке машинного оборудования, а доля инноваций в производстве потребительских товаров незначительна по причинам неискушенности потребительского спроса, ограниченного размера рынка и зависимости от импорта. Такой низкий спрос также усугубляется недостаточными производственными мощностями внутри страны, развивающиеся отрасли удовлетворяют свои технологические потребности за рубежом, так как недостаточно развитый казахстанский исследовательский сектор пока не в состоянии удовлетворить их требованиям.

В настоящее время Казахстан находится лишь на начальном этапе перехода экономики с ресурсоориентированного на инновационный тип развития, рынок инноваций пока формируется через создание государственных институтов развития,  технологическое бизнес-инкубирование, трансферт технологий. Чтобы достичь поставленные цели на пути инновационного развития страны нужна управленческая гибкость и адаптивность, способность быстрого внедрения научных и инженерных ресурсов в производство, системное  взаимодействие и интеграция науки, образования и производства.

Список использованной литературы_________________________

  1. Отчет об основных итогах деятельности АО «Национальный инновационный фонд» за 2011год — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.natd.gov.kz
  2. Агентство РК по статистике — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.stat.kz
  3. WEF Global Competitiveness Report 2013–2014- [Электронныйресурс]. — Режимдоступа: http://www.nac.gov.kz/test/WEF%20Global.
  4. Изменение рейтингов конкурентоспособности Казахстана за 2005-2013гг.-[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.nac.gov.kz
  5. http://e-history.kz/ru/contents/view/944

1.3. Совершенствование государственного управления

в Республике Казахстан
Для Казахстана процесс становления государственной службы совпал с периодом обретения суверенитета и формирования основ государственного управления. В советский период государственная служба не была четко определена как отдельная профессиональная сфера деятельности, поэтому создание профессиональной государственной службы стало одной из приоритетных задач Казахстана.

Начало строительства системы государственного управления было заложено еще в 1995 году Указом Главы государства «О государственной службе», что позволило урегулировать основные принципы иерархии государственных должностей, определить правовой статус и установить социальные гарантии.

Глобализация и современные вызовы показали актуальность повышения качества принимаемых решений, эффективность которых в значительной степени определяется уровнем профессионализма государственного аппарата.

В результате изучения международного опыта и собственного анализа в июле 1999 года был принят Закон «О государственной службе», который определил новый, отвечающий актуальным потребностям подход к формированию профессиональной и эффективной системы государственной службы и единой кадровой политики.

Закон существенно изменил отечественную систему государственной службы. Были нормативно закреплены концептуальные новшества. В первую очередь, это разделение должностей государственных служащих на политические и административные.

На первом этапе нужно было за короткий период достичь прозрачности и демократизации государственной службы и одновременно укомплектовать штаты государственных органов. И эта задача была выполнена, мы получили новое поколение талантливых, высокообразованных управленцев.

Так, в начале 2000-х годов впервые на постсоветском пространстве, с помощью открытого конкурсного отбора, был создан механизм реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. За годы независимости благодаря именно конкурсному отбору десятки тысяч граждан поступили на государственную службу.

В результате в Казахстане сложилась модель государственной службы, которая получила высокую оценку международных экспертов. Но жизнь и общество предъявляют новые, повышенные требования.

Более того, более десяти лет реализации Закона «О государственной службе» позволили выявить некоторые проблемы. Среди них: недостаточная объективность конкурсных комиссий, иногда предопределенность результатов конкурса; использование вновь назначенным руководителем лазеек в законодательстве для так называемых «командных перемещений»; недостаточная эффективность использования кадрового резерва; высокая коррупция; низкая роль служб управления персоналом.

С учётом всех накопившихся проблем, а также возрастающих ожиданий со стороны общества Глава государства в 2011-м году утвердил Концепцию новой модели государственной службы, которая, прежде всего, направлена на дальнейшую профессионализацию государственного аппарата, где профессионализм, патриотичность, способность ставить стратегические задачи, умение их решать в новых условиях являются главными критериями отбора и продвижения кадров. Меритократия, эффективность, результативность, транспарентность и подотчетность обществу определены основными принципами концепции.

Одним из основных шагов по реализации концепции является принятие в декабре 2012 года Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы».

Данный документ направлен на повышение профессионализма и эффективности государственного аппарата через внедрение действенных и прозрачных механизмов поступления на государственную службу, системы оценки и карьерного планирования, создание управленческого корпуса «А», а также повышение роли кадровых служб, совершенствование мер поощрения и мотивации государственных служащих, служебной этики и антикоррупционных мер.

В целях принятия мер по повышению прозрачности и объективности конкурсов впервые законодательно был введён институт наблюдателей и экспертов. Наблюдатели могут присутствовать на собеседованиях с претендентами, знакомиться с работой конкурсных комиссий и выражать свое мнение о ее работе руководству государственного органа. В качестве наблюдателей могут выступать представители средств массовой информации, неправительственных организации, депутатский корпус, общественность.

Учитывая, что разграничение полномочий между уровнями государственного управления является одним из актуальных задач демократизации общества новая классификация установила три группы государственных должностей: это политические государственные должности, административные государственные должности корпуса «А» и административные государственные должности корпуса «Б».

В корпус политических государственных служащих включены служащие, формирующие государственную политику, осуществляющие руководство отраслью либо сферой государственного управления, определяющие стратегические направления государственного развития в соответствующей сфере, назначения которых носит политико-определяющий характер.

В структуре административной государственной службы сформирован управленческий корпус «А», деятельность которого направлена на обеспечение, реализацию политики, формируемой политическими государственными служащими, и взаимосвязи между принятием стратегических решений и их исполнением. Для данной категории государственных служащих предусмотрены особый порядок отбора в кадровый резерв, конкурсного отбора, прохождения и прекращения государственной службы, а также специальные квалификационные требования.

При этом базовым уровнем государственной службы является корпус «Б» в основу формирования которого заложены принципы прозрачности отбора и продвижения, защиты профессионализма и меритократии. Продвижение по службе административных государственных служащих теперь напрямую связано с их квалификацией, способностями, добросовестным исполнением служебных обязанностей, а также результаты деятельности.

Сегодня можно сказать, что Казахстан является признанным международными экспертами лидером реформ в области государственной службы на пространстве СНГ. Это признают и международные эксперты, об этом свидетельствует создание в Астане регионального хаба в сфере государственной службы.

Как отметил Президент Н. Назарбаев в приветствии, обращённом к участникам регионального хаба, «Казахстан заинтересован в активном изучении лучшей международной практики и готов делиться собственным опытом развития модели государственной службы, получившей высокую оценку экспертов».

В свою очередь, в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050» Агентством государственной службы определены дальнейшие приоритетные направления работы по совершенствованию государственной службы.

На следующем этапе реформ планируется введение института управления талантами, оценка компетенций руководящего звена, введение института «советника по этике», создание Комиссии по защите меритократии и другие меры, направленные на совершенствование государственной службы.

Ожидаемым результатом реформ должны стать укрепление доверия граждан к системе конкурсного отбора на государственную службу и доверия государственных служащих к соблюдению принципов меритократии.

В Казахстане одним из главных методов отбора госслужащих является сдача конкурсных экзаменов, но для этого соискатель заполняет и сдает полный пакет документов, необходимых для участия в конкурсе на определенную должность. Требования, предъявляемые к соискателю на экзамене, не должны противоречить «квалификационным требованиям». Сама процедура отбора состоит из нескольких этапов. Первый из них – тестирование. В зависимости от категории административной государственной должности уполномоченный орган устанавливает различные программы тестирования. Программа тестирования различается по количеству нормативных правовых актов и уровню пороговых значений. Второй – собеседование с кандидатами с целью оценки профессиональных и личностных качеств претендентов, также конкурсной комиссией определяется потенциальный претендент, выдержавший конкурс.

На наш взгляд, в Казахстане должны развиваться в большей мере элементы позиционной системы, которая должна будет способствовать разработке полного кодифицированного свода норм, правил и процедур, охватывающие четкие критерии и индикаторы эффективного управления государственной службой. Если будут разработаны четкие стандарты качества, то позиционная система будет способствовать потоку качественных и профессиональных управленческих кадров в систему государственных органов.

Решение вопросов социального и правового обеспечение государственных служащих является всегда актуальным и злободневным, ибо решение данной проблемы не зависит от выбранной модели государственной службы. Этот вопрос всегда будет прерогативой государства. И если мы хотим построить чистую, эффективную и конкурентоспособную государственную службу в Казахстане, то должна быть разработана стратегия дальнейшего развития государственной службы с четкими и реальными задачами.

На сегодняшний день к числу существенных проблем относятся:

— отсутствие эффективной системы управления государственной службы;

— отсутствие общепризнанной модели государственной службы;

— недооценка кадрового потенциала института государственной службы;

— отсутствие современных управленческих технологий в системе государственной службой и государственного управления.

В качестве причин создавшегося положения можно назвать следующие:

— неразвитость организационной структуры управления государственной службой на всех уровнях управления;

— отсутствие развитой научной базы исследования проблем теории и практики государственной службы и государственного управления и востребованности научных разработок со стороны властных структур;

— отсутствие научно разработанной стратегии совершенствования системы управления государственной службой как в рамках центрального, так и местного уровней;

— применение старых технологий управления государственной службой и ее персоналом;

— отсутствие инновационной управленческой культуры;

— не выполнение изначально заложенных функции кадровых служб государственных органов;

— слабость контроля за органами управления госаппаратом со стороны структур гражданского общества;

— недостаточное финансирование системы управления государственной службой.

Чтобы рассмотреть тенденции дальнейшего развития управления казахстанской системы государственной службы, изначально необходимо проанализировать нынешнюю модель государственной службы. В процессе становления казахстанской демократической государственности и формирования отвечающей современным требованиям государственной службы важное место принадлежит изучению, анализу и использованию зарубежного опыта. Этот опыт может оказать немалую помощь в поисках оптимальных вариантов политических, правовых и организационных решений, способствующих созданию в Казахстане подлинно демократического общества.

Государство выполняет свои функции через свои органы, которые в свою очередь состоят из государственных служащих, и все внешние проявления этих органов могут быть достигнуты только через деятельность государственных служащих. С учетом важности и значимости для общественного развития института государственной службы, определяется значение и понимание для образованного человека понимание закономерностей и технических приемов организации функционирования государственного аппарата.

Управление государственной службой всегда осуществляется специальным государственным органом или подразделением государственного органа, в компетенции, которых входит обеспечение и развитие в соответствии с общественной динамикой системы отношений государственной службы, в том числе определение в соответствии с конкретными общественными потребностями границ государственной службы, ее видов и отраслей, организации управления государственной службой, ее персоналом, обеспечение порядка, условий и процедур реформирования государственной службы, повышения профессионализма и компетентности государственных служащих [1].

Основными направлениями деятельности органов управления государственной службой являются:

— регулирование государственной службы;

— организация, функционирование и развитие институтов государственной службы;

— отбор и профессиональное продвижение персонала государственной службы;

— формирование и размещение государственного заказа на подготовку государственных служащих;

— ведение реестров государственных служащих;

— формирование резерва кадров на замещение государственных должностей;

— анализ и оценка эффективности государственной службы;

— международное сотрудничество в области государственной службы.

На мировом уровне не существует общей структуры организации учреждений, которые несут ответственность за государственную службу. В различных странах по-разному организована государственная служба и поэтому сама структура организации государственной службы различна. В этой связи мы рассматриваем вопрос управления государственными службами в мире и систематизируем полученные материалы с целью дальнейшего совершенствования существующей казахстанской модели государственной службы.Для восприятия излагаемых мыслей органы управления государственной службы представляем в следующей классификации (таблица 1) [2]:

Таблица 1

Органы управления государственной службой

Органы управления государственной службой Страны Министерство финансов Австралии, Дания, Португалия, Финляндия, Ирландия, Швейцария, Швеция, Кипр, Министерство внутренних дел Бельгия, Германия, Нидерланды, Венгрия, Литва, Словения Премьер-министр Великобритания, Италия, Канада, Швейцария, Япония, Исламская Республика Иран, Польша, Чешская Республика, Ведомства (министерства) по делам государственной службы и государственного управления Греция, Испания, Турция, Франция, Болгария, Словакия, Казахстан Управление государственной службой находится в ведении более независимых министерств, советов, комиссий Норвегия, Австрия, Люксембург, Китай, Новая Зеландия, США, Югославия, Эстония, Латвия, Румыния, Примечание: Составлено на основе исследования.

В Казахстане был создан специальный уполномоченный орган — Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы. И этот государственный орган осуществляет реализацию единой государственной политики в сфере государственной службы.

Государственная служба это деятельность личного состава государственных органов с властными полномочиями по реализации функций государства. Поступление на государственную службу – это назначение гражданина данной страны на государственную должность с возникновением государственно-служебных отношений. Однако не каждый претендент может поступить на государственную службу и может быть назначен на государственную должность, и не у каждого гражданина могут возникнуть государственно-служебные отношения. Право поступления на государственную службу претенденты реализуют с учетом условий, установленных законодательством.

Под условиями поступления на государственную службу имеются в виду фактическое обстоятельства, имеющие юридическое значение, исключительно при наличии, которых и могут возникнуть государственно-служебные отношения.

Несколько десятилетий «совместного существования» двух альтернативных систем государственной службы привели к достаточно сильному взаимному проникновению элементов одной системы в другую. Сегодня уже трудно найти пример страны, в которой бы можно было наблюдать ту или иную систему в чистом виде. Тем не менее, преимущественно карьерная система государственной службы существует в Германии, Японии, Италии, России, а преимущественно должностная – в Швеции, США, Австралии, Великобритании.

Таблица 5

Характеристика систем государственной службы

Элементы Карьерная система Позиционная система Условия для поступления на госслужбу Прием производится только на низовые должности

Требуется специализированное образование

Ограничение возраста пребывания на госслужбе

Прием осуществляется на любые должности

Нет требования наличия специального образования, но установлены специальные квалификационные требования

Порядок приема Процедуры приема регламентируются нормативными актами Формальные процедуры отсутствуют, методы приема те же, что и в частном секторе Продвижение по карьере Существует система продвижения по должностям

Опыт работы вне государственного сектора не признается при продвижении

Ограниченный выбор при продвижении

Нет закрепленной системы продвижения

Признается профессиональной опыт, приобретенный вне государственного сектора

Большие возможности выбора при продвижении

Обучение государственных служащих Обязательное требование обучения служащих особенно при продвижении Нет обязательного требования обучения государственных служащих Административная прозрачность Обязательное объявление о вакансиях в СМИ в соответствии с определенной процедурой Нет обязательно установленных методов размещения объявлений о вакансиях в СМИ Условие пребывание на государственной службе Пожизненное назначение Пребывание на государственной службе на срочной основе Система оплаты труда Установлена законодательством

Предполагается рост после определенного пребывания на государственной службе

Индивидуальная оплата труда, основанная на коллективном соглашении

Пенсионная система Определяется законодательством Зависит от условий коллективного соглашения

Персональные вклады

Дисциплинарные процедуры Определяются законодательством Специальное законодательство по этому вопросу отсутствует Трудовое законодательство Существует специальное законодательство для госслужащих Нет специального законодательства Примечание – Составлено на основе [3]

Если рассмотреть в сравнении две существующие системы государственной службы, можно отметить что многие развитые страны придерживаются карьерной системы, нежели позиционной, так как карьерная система выстроена по системе заслуг, которая высоко стимулирует и мотивирует деятельность всей системы государственной службы.

Несколько десятилетий «совместного существования» двух альтернативных систем государственной службы привели к достаточно сильному взаимному проникновению элементов одной системы в другую. Сегодня уже трудно найти пример страны, в которой бы можно было наблюдать ту или иную систему в чистом виде.

В 2003 году были внесены изменения в Закон о государственной службе Республики Казахстан, где на сегодняшний день существует смешанная система государственной службы, в ней есть элементы позиционной и карьерной системы [4].

Для профессионализации государственной службы необходимы два условия – стабильность кадров, что достигается эффективной социальной и правовой защитой, и непрерывное обучение кадров. Все предпосылки для этого созданы, поэтому есть твердая уверенность, что казахстанская государственная служба будет отвечать требованиям, предъявляемым к ней народом Казахстана.

Можно выделить две основные проблемы: а) слабость большинства институтов государственной власти и управления; б  недостаточный уровень подготовки и обучения государственных служащих.

Среди негативных явлений в деятельности госаппарата следует отметить медленную адаптацию к быстро меняющейся внешней среде и потребностям общества, неэффективный механизм принятия решений, дефицит профессиональных государственных менеджеров, низкий уровень интеграции, контроля и координации как внутри госаппарата, так и в отношении внешних институтов, что способствует нерациональным затратам и слабой реализации государственной политики во многих сферах.

В сложившейся ситуации востребованным для Казахстана должна быть разработана стратегия модернизации государственного аппарата, которая позволит вывести его по основным параметрам и результатам деятельности на уровень большинства развитых стран.

Существуют два основных подхода к этой проблеме, хотя грань между ними во многом условна и часто они дополняют друг друга. Первый (практически реализуемый сейчас в Казахстане) – путь постепенного устранения имеющихся недостатков, решения тактических задач в отдельных областях, при совершенствовании функции и методов работ; второй – разработка стратегии развития госаппарата, ориентируясь на будущие потребности общества, решая долгосрочные задачи и добиваясь выполнения стратегических целей. В последнем случае необходим анализ современных тенденций в развитии государства и общества, обобщение мировой практики, что дает возможность определить параметры госаппарата ХХI в.

Для решения этих проблем необходимо создание гибких и эффективных систем управления, способные легко адаптироваться к быстро меняющейся внешней среде и предоставляющие руководителям большую свободу действий. Проведение серьезных социальных и экономических преобразований невозможно без резкого повышения качества государственного управления.

На смену бюрократической зависимости и иерархической подчиненности приходит принцип автономии и ответственности за выполнение основной миссии, возложенной на государственные структуры. В связи с этим на первый план выходят организационная гибкость, управление инновациями, децентрализация, значительная свобода действий персонала.

Таким образом, для Казахстана значимость концепции государственного менеджмента определяется, прежде всего, поиском адекватных новым реалиям подходов, направленных на совершенствование системы управления, внедрение рыночных механизмов в государственные и местные структуры управления, а также на развитие экономики Казахстана. Современные реалии вносят существенные коррективы в процесс рационализации государственной власти и управления.

Государственное управление обеспечивает политическое развитие страны, демократизацию общества и его жизни. Государственная служба обеспечивает реализацию программ и законов. Следует заметить, что в каждой стране существует своя, уникальная модель государственной службы, не похожая на другие. Однако все эти модели не были взяты в чистом виде. Каждая отдельно взятая система государственной службы страны – это результат переплетения ее истории, традиций, менталитета с культурой взаимоотношений между личностью и обществом. Казахстан, как и любая страна, имел свои исторические предпосылки к становлению государственно-служебных отношений. Вхождение в состав Российской империи, а затем и Советского государства, обретение независимости – все эти исторические события наложили на государственный строй нашего государства свои положительные и отрицательные моменты. Основная задача на сегодняшний день – преодолеть иждивенческое советское сознание, приобретенное за долгие годы социалистического строя, привить гражданам умение работать на результат, развить корпоративное мышление и ориентировать на новые ценности. Пока мы не научимся сознательно ценить свое время и возможности, никакие реформы в сфере госслужбы не помогут нам решить наши проблемы.

Список используемой литературы____________________________

1. Дубровин Ю.И. Современные административно-государственные реформы в ведущих странах Европейского Союза: монография. — М.: Изд-во «Социально-политическая Мысль», 2008. — 218 с.

2.Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Организация государственной службы. – 2000. — Вып. 10. — С. 19-27.

3.Байменов А.Государственная служба: международный опыт. Казахстанская модель. — Астана: Фолиант, 2000. — 152 с.

4.Государственная служба в Республике Казахстан: административная реформа: Выступление Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 14 марта 2007 г. [Электронный ресурс]

1.4 Особенности интеграции Казахстана в мировое экономическое пространство
Интеграция в международную торговлю — важнейшее условие вхождения Казахстана в мировую экономическую систему, реальный фактор укрепления его мирохозяйственных связей. Исходной основой интеграции торгово-экономических связей страны являются открытость экономики и либерализация торговли, то есть проведение многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других препятствий на пути международной торговли.

Общепринятая в мире договорно-правовая база международной торговли создается и регулируется Всемирной торговой организацией (далее — ВТО), в рамках которой регулируется 90% мировой торговли.

Республика Казахстан как одна из самых быстроразвивающихся стран СНГ, а также страна, владеющая большими запасами стратегических ресурсов, не может оставаться в стороне от расширяющейся мировой интеграции. В последние несколько лет руководство республики проводит активную политику, направленную на получение равноправных партнерских условий в торговле, достижение которых в значительной мере связано со вступлением во Всемирную торговую организацию. 

Многие склоняются к мнению, что для гарантированной защиты от возможного применения другими государствами таможенных сборов и акцизов, для свободного транзита своих товаров через территории зарубежных стран, а также укрепления стабильности и открытости внешнеторгового режима республике необходимо присоединиться к ВТО[1].

ВТО на данный момент объединяет 146 стран из 192, существующих в мире. Страны, состоящие в ее рядах, сильно различаются по уровню развития и крайне трудно заставить их играть по одним правилам. Даже между самыми развитыми из них часто возникают весьма острые противоречия.И далеко не всегда удается их сгладить.

ВТО, как межгосударственная многосторонняя организация, функционирует с 1 января 1995 года, решение о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГАТТ, который завершился в декабре 1993 года. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994 года, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением[2].

Отличительная особенность и цель деятельности ВТО — создание международных правил торговли и дисциплинарных мер для обеспечения условий свободной международной торговли, основанной на взаимовыгодных условиях, открытости и равноправия членов сообщества. В системе ВТО принят режим наибольшего благоприятствования в торговле, согласно которому участники обязаны обеспечивать друг другу одинаково благоприятные условия, а также национальный режим, который предполагает одинаковое отношение к иностранным и национальным компаниям. Исходной основой интеграции торгово-экономических связей страны является открытость экономики и либерализация торговли[3].

После обретения независимости и перехода к режиму открытой экономики Казахстан взял стратегический курс на вступление воВсемирную торговую организацию.Членство Казахстана в ВТО важно для создания и улучшения условий участия государства в международных торговых отношениях и успешной интеграции в мировую торговую систему.

Процесс вступления Казахстана в ВТО начался 26 января 1996 г. сподачи в Секретариат ВТО официального заявления. В феврале тогоже года республике был присвоен статус странынаблюдателя в ВТО.Одновременно с этим была создана Рабочая группа по вступлениюКазахстана в ВТО, в состав которой в настоящее время входят 37стран – основных торговых партнеров РК (США, ЕС, Канада, Япония,Австралия, Швейцария, Китай, Республика Корея).

Процедура вступления в ВТО, выработанная за полвека существования ГАТТ, достаточно сложна и имеет несколько взаимосвязанных этапов. На первом этапе происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. Страна предоставляет в ВТО меморандум о своей торговой политике. На втором этапе проводятся консультации и переговоры об условиях членства, в основном, по уступкам в области торговли товарами и услугами. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО. И последним, завершающим, этапом, при положительном исходе, является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

Необходимость вступления Казахстана в ВТО продиктована тем, что на протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная тенденция увеличения внешнего торгового оборота РК. По итогам 2013 года он составил 107,1 млрд. долларов, в том числе экспорт-  76,6 млрд. и импорт — 30,5 млрд. долларов США. Сальдо торгового баланса сложилось положительным на уровне 46,1 млрд. долларов США.

Всего за период с 1996 по 2006 г. было проведено 8 заседаний Рабочей группы по вступлению Казахстана в ВТО, по 4­м основным направлениям[4]:

1. По условиям доступа на казахстанский рынок товаров.

2. По условиям доступа на казахстанский рынок услуг.

3. По сельскому хозяйству.

4. По системным вопросам.

Переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок товаров включают в себя определение и согласование со странами – членами Рабочей группы максимальных уровней связывания импортных таможенных пошлин, по которым Казахстан получит право их применения после присоединения к ВТО.

Переговоры по условиям доступа на казахстанский рынок услуг проводятся в целях согласования условий для иностранных поставщиков услуг. Казахстан проводит работы по совершенствованию перечня специфических обязательств по услугам с учетом договоренностей, достигнутых со странами – членами ВТО, экономических программ развития секторов услуг и изменений в законодательной базе секторов услуг республики.

В переговорах по сельскому хозяйству, помимо тарифного аспекта, обсуждаются объемы государственной поддержки сельского хозяйства и размеры экспортных субсидий. Учитывая, что сельское хозяйство при вступлении в ВТО – это наиболее приоритетная отрасль, казахстанская сторона ведет активные переговоры по адекватной тарифной защите, мерам внутренней поддержки и экспортных субсидий в области сельскохозяйственного производства. К тому же Казахстан желает обеспечить себе равные с другими государствами условия конкуренции.

Переговоры по системным вопросам проводятся в рамках заседаний Рабочей группы с участием всех заинтересованных стран – членов ВТО для рассмотрения внешнеторгового режима и законодательства Казахстана на предмет их соответствия ключевым торговым соглашениям ВТО.

Совместно с Секретариатом ВТО разработана Дорожная карта по вступлению Казахстана в ВТО. На сегодняшний день Казахстан завершил двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров и услуг с 29 странами. Продолжаются переговоры в многостороннем формате.

 Вице-министр экономики и бюджетного планирования Т.Жаксылыков заявил, что Казахстан намерен вступить в ВТО в 2014 году, переговоры сейчас на завершающей стадии. Он отметил, что при вступлении в ВТО республика избежит дискриминации в торговле, а таможенные пошлины на импорт авто будут снижены[5].

На сегодняшний день у Казахстана «есть несколько проблемных вопросов, которые еще не решены в ходе переговорного процесса» относительно вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Завершающая стадия обсуждения является очень сложным этапом, и поэтому процесс завершения всех необходимых переговоров перед вступлением Казахстана в ВТО может занять ближайшие полгода. 

Правительством в настоящее время все еще проводятся наиболее сложные переговоры по размерам государственных субсидий в аграрный сектор. В настоящее время перед правительством стоит весьма важная задача — закрепить в ходе переговоров возможность предоставлять государственные субсидии на адекватном уровне, позволяющие обеспечить развитие сельскохозяйственной отрасли в будущем.

Казахстан находится на финальной стадии переговоров с Европейским союзом по закреплению максимального предельного уровня экспортных таможенных пошлин, которыеКазахстан может применять после вступления во Всемирную торговую организацию.

По мнению экспертов, США и ЕС через ВТО попытаются добиться от Астаны более низких таможенных тарифов, чем действуют в рамках Таможенного союза, после чего зайдут через Казахстан на российский рынок. В этом случае все достижения России на переговорах по ВТО будут сведены к минимуму.

70% нашего экспорта направляются в страны ЕС, в основном это сырье. Конечно же, Европейский союз заинтересован в том, чтобы это сырье беспрепятственно поступало на рынки стран — членов Евросоюза. Мы тоже заинтересованы, но мы также заинтересованы в создании возможностей для дальнейшей переработки данного сырья на территории РК и в создании совместных производств на территории Казахстана

Если страна – член ТС вступит в ВТО без принятия защитных таможенных барьеров для ряда отраслей, то может начаться процесс реэкспорта самолетов, вертолетов, автомобилей и прочей продукции в Россию с минимальными таможенными и транспортными издержками, что снизит стоимость этой продукции, а соответственно, увеличит конкурентоспособность импорта

Безусловно, нам нужно чтобы условия присоединения Казахстана к ВТО по таможенным пошлинам не противоречили действующим таможенным пошлинам в России, у которой с Казахстаном в рамках Таможенного союза единое таможенное пространство.

Россия, когда вступала в ВТО, согласовывала тарифные условия с Казахстаном и Белоруссией. То же самое должен будет теперь сделать и Казахстан.Однако надо понимать, что ВТО не сильно волнуют договоренности Казахстана с Россией в рамках ТС. Ее интересует пошлины, которые Казахстан будет принимать. Дело в том, что ТС юридически отсутствует в списке ВТО как субъект международного права. То есть Казахстан не может сказать ВТО, что есть ТС, давайте в рамках него договариваться. Для сравнения: Европейский таможенный союз является полноценным субъектом международного права. И в рамках ВТО все переговоры ведутся не с отдельными странами, например, с Германией, Италией, Францией, а именно с Еврокомиссией как представителем ЕС.

ЕС потребовалось более 30-ти лет, чтобы убедить ГАТТ (ВТО) признать Таможенный союз в качестве своего полноправного участника. Еще десять из существующих таможенных союзов за это не брались, потому что критерии ВТО не просты. По мнению российских экспертов, для ТС РБ, РК и РФ на присоединение к ВТО потребуется меньше времени, чем ЕС[6].

В то же время в Меморандуме о взаимопонимании по вопросам вступления в ВТО, подписанном РБ, РК и РФ в декабре 2011 г., стороны исходят из недопустимости ухудшения условий взаимной торговли товарами и услугами в связи с присоединением к ВТО. В противном случае, при изменении первоначальных условий соглашений между тремя странами ТС, предполагаются взаимные компенсации[7].

Кроме того, каждая вновь присоединившаяся к ВТО сторона должна стремиться к формированию такого объема обязательств, который бы максимально соответствовал обязательствам страны ТС, первой вступившей в ВТО.

Присоединение Казахстана к ВТО на скоординированных условиях с членами ТС означает для республики получение дополнительных возможностей за счет:

— использования опыта России;

— «продления» переходного периода для адаптации экономики РК к условиям ВТО;

— совместного участия со странами ЕЭП в разработке программных мер противодействия негативным эффектам ВТО;

— принятия конкретных мер по адаптации отраслей РК к условиям членства в ВТО;

— участия в работе комиссии РФ по мониторингу членства в ВТО и формированию аналогичной региональной комиссии стран.

Как отмечает министр по экономической интеграции Ж.Айтжановa – “Казахстан применяет экспортные пошлины в отношении 206 товарных позиций — это нефть, нефтепродукты, лом цветных и черных металлов, алюминий, сплавы, а также шерсть, шкуры. «Мы договорились о том, что эти уровни экспортных пошлин будут сохранены и после вступления Казахстана в ВТО. Что касается нефти и нефтепродуктов, у нас будет возможность повышать эти пошлины в отношении нашего экспорта”. Kазахстан получает на сегодняшний день от применения экспортных таможенных пошлин 450 миллиардов тенге, 430 миллиардов из них — от применения экспортных пошлин на нефтепродукты[8].

Что касается многосторонних переговоров, то одним из «самых сложных» на этом завершающем этапе переговоров является вопрос по «объему субсидирования сельскохозяйственной отрасли и право оказания транспортных субсидий на экспорт зерна».

Понятно, что Казахстан является одним из крупных экспортеров зерна, и те страны — члены ВТО, которые сами производят зерно и также поставляют на мировые рынки, такие, как Канада, Австралия, США, выступают против применения Казахстаном экспортных субсидий. Но Казахстан не имеет доступа к морю, и до ближайшего российского порта для экспорта нашего зерна наши транспортные расходы составляют на каждую тонну $136. Это огромные расходы. К примеру, в тех же странах, с которыми мы ведем переговоры, это составляет от $17 до $40 — это несоизмеримые расходы. Поэтому мы отстаиваем возможность сохранения переходного периода для применения экспортных субсидий.

Если Казахстан войдет в число членов ВТО, то страна может превратиться в колонию высокоразвитых государств. “Казахстан по-прежнему ассоциируется лишь как поставщик сырья”.

Пострадает малый и средний бизнес, которые президент РК Н.Назарбаев называет приоритетными в развитии экономики. Казахстанские производители, еще не успевшие окрепнуть, не смогут в одночасье стать конкурентоспособными по отношению к производителям стран-членов ВТО.

5 сентября 2012 года Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал Глобальный отчет конкурентоспособности 2012-2013. По результатам рейтинга, Казахстан занял 51 место со средним баллом 4,4, улучшив свои позиции по сравнению с прошлым годом на 21 позицию(в рейтинге 2011-2012 – 72 место). При этом Казахстан переместился в группу стран с более высоким уровнем развития, в которых большую роль в развитии играют факторы эффективности и инновационного развития. В Индексе глобальной конкурентноспособности 2012-2013 Казахстан расположился на переходной от 2 стадии (стадия эффективного развития) к 3 стадии (стадия инновационного развития).

Этому способствовало изменение следующих критериев:

1. ВВП на душу населения в Казахстане по итогам 2011 года, согласно данным ИГК ВЭФ составил 10 694 долл. США (в рейтинге прошлого года 8 883 долл. США).

2. Среднее значение доли экспорта сырья в общей структуре экспорта с 2006 по 2010 гг. составило 68,46%. По данным Центра Международной Торговли (International Trade Centre) объем экспорта минеральных ресурсов Казахстана составляет: за 2006 г. – 68,71%; за 2007г. – 66,01%; за 2008 г. – 68,72%; за 2009 г. – 69,51%; за 2010 г. – 69,36%.

В результате открытия границ местный рынок может захлестнуть поток дешевого товара. Продукция отечественных производителей, работающих на устаревшем оборудовании, не сможет конкурировать с импортом.

Президент РК Н.Назарбаев отметил, что в случае вступления в ВТО “Казахстан будет ставить условия о предоставлении преференций на первые 5-10 лет на производимые в Казахстане товары народного потребления”.

Анализ первых итогов членства России в ВТО позволяет утверждать, что основные риски для стран с переходной экономикой, обусловленных[9]:

— закреплением сырьевой международной специализации;

— дальнейшим снижением конкурентоспособности национальной

экономики;

— ухудшением условий для развития отраслей АПК.

Данные риски усугубляются следующими проблемами:

— неготовностью к участию в международной торговой системе;

— необходимостью структурной экономической перестройки;

— неразвитой конкурентной средой;

— отсутствием опыта работы в рамках правового пространства ВТО.

Вступление в ВТО необходимо для решения ряда задач. Во-первых, это стимул для приведения национального внешнеторгового законодательства в соответствие с международными стандартами, по которым работают большинство стран мира. Вступая в ВТО, играя по правилам этой организации, мы становимся более транспарентным и понятным торговым и инвестиционным партнером. Кроме того, если учесть, что в настоящее время более 97 % мировой торговли осуществляется между странами — членами ВТО, то понятно, что мы не можем и далее оставаться в стороне от этого процесса. Во-вторых, ВТО — это наиболее эффективный инструмент многосторонней торговой дипломатии, в работе которого мы, к сожалению, не участвуем, поскольку на сегодняшний день являемся наблюдателями в этой организации. 

Основные возможные положительные последствия вступления республики в ВТО состоят в следующем[10]:

  • Помимо того, что Казахстан будет признан страной с открытой рыночной экономикой, интегрированной в мировое хозяйство и мировые структуры, содействующие ее развитию, он автоматически получает в отношениях со всеми членами ВТО режим наибольшего благоприятствования (РНБ).
  • Казахстан будет также иметь дополнительные и выгодные пути транзита для своих товаров. Это особенно важно для развития внешней торговли Казахстана отечественными товарами обрабатывающей промышленности.
  • В кратко — и, среднесрочной перспективе вступление Казахстана в ВТО важно, с точки зрения, привлечения инвестиций и, прежде всего, в обрабатывающую промышленность и в развитие высокотехнологичных производств.
  • Большое значение для Казахстана может представлять режим ВТО в отношении торговых споров, особенно при антидемпинговых разбирательствах, применяемых в отношении экспортных товаров Казахстана и позволит решать торгово-политические споры в рамках, предусмотренных в ВТО процедур, на более справедливой основе.
  • Вступая в ВТО, Казахстан может реально рассчитывать на получение права участия в разработке норм, регулирующих мировую торговлю, руководствуясь национальными интересами.
  • Кроме того, появится возможность доступа к оперативной информации о внешнеэкономической политике и намерениям правительств, стран-участниц ВТО, что, в конечном счете, позволит вести более эффективную торговую политику.
  • Создание условий повышения качества и конкурентоспособности национальной продукции в результате расширения присутствия передовых технологий, товаров, услуг и инвестиций на внутреннем рынке, внедрения международных стандартов качества.
  • В связи с расширением импорта потребитель сможет получить доступ к широкому ассортименту товаров и по более низким ценам.

Таким образом, всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.

Казахстан, являясь активным участником многих интеграционных объединений, пытается стать полноправным участником мировой экономики и развивать свои внешнеэкономические связи, вступая в различные региональные объединения. Он все более втягивается в орбиту глобализации – строит открытое демократическое общество, формирует либеральную экономическую систему, устанавливает обширные связи со многими государствами мира. 

Казахстан не может оставаться в стороне от процесса глобализации. Вступление в ВТО – это реальный шаг на пути интеграции в мировую экономику.

Вступление во Всемирную торговую организацию – очень трудный, сложный, дорогой, длительный и требовательный процесс, о чём свидетельствует 14-летний период переговоров Казахстана с Всемирной Торговой Организацией. Данный процесс подразумевает изменение тарифов и инструментов торгового регулирования, грамотную и своевременную политику поддержки отечественного производителя, включая регулирование сельского хозяйства. Несомненно, что, вступая в ВТО, Казахстан надеется получить определенный набор преимуществ от членства в этой глобальной мировой торговой организации. Но существуют и определённые опасения, как повлияет присоединение к ВТО на внутренний рынок товаров и услуг и как в целом сложится экономическая жизнь страны.

В настоящее время экономическая ситуация диктует необходимость изменения правил мировой торговли и реформирования ВТО. Страны СНГ — члены ВТО, а также Казахстан (страна-наблюдатель) могут сообща с Россией решать в рамках организации основные проблемы либерализации, а также защиты ЕЭП и торгово-экономического пространства СНГ, в частности рынка сельскохозяйственных и промышленных товаров в рамках правового поля ВТО, участвовать в вопросах реформирования ВТО и обеспечения безопасности международного торгово-экономического пространства.

Достижение результатов, ожидаемых от членства Казахстана в ВТО, будут во многом зависеть от условий, на которых состоится вступление Казахстана в эту организацию и уровня, принимаемых Казахстаном обязательств по обеспечению доступа на отечественные рынки товаров и услуг. Необходимо для участников ТС договориться о шагах при вступлении в ВТО, насколько вступление в ВТО будет воздействовать на региональную интеграцию в рамках ЕврАзЭС.

Список используемой литературы____________________________

  1. Токсанбаева А. Необходимость вступления Республики Казахстан в ВТО, 26.11.2010[Электронный ресурс]//URL: http://www.group-global.org/ru/publication/view/243
  2. The WTO. The Uruguay Round. Module 1: FAQs. Overview. Section: The WTO. Unit: WTO vs GATT. 1999.
  3. Салимбаева Р.О. Казахстан и Всемирная торговая организация/ Вестник КазГУ. Серия Экономическая. Алматы, 2000, №3-4
  4. Мухамеджанова Д.Ш. Казахстан и ВТО: преимущества и противоречия. Казахстан-Спектр. Научный журнал 2013/3(65) C57
  5. Планы Казахстана вступить в ВТО напугали российских экспертов. Tengri News, 14.01.2014 URL: http://tengrinews.kz/markets/planyi-kazahstana-vstupit-v-vto-napugali-ros
  6. ТС может стать членом ВТО. — Минэкономики РФ // http://www.rbc.ua
  7. Мигранян А.Членство России в ВТО: противоречия и перспективы // http://www.materik.ru.
  8. Ташкинбаев Р. Казахстан рассчитывает вступить в ВТО в 2014. 18.11.2013 URL: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstan-rasschityivaet-vstupit-v-vto-v—2014-godu-245676/
  9. На пути в ВТО Казахстан споткнулся об ЕС. Газета Курсив, от 29.01.2014 URL: http://www.russianskz.info/economy/print:page,1,5308-
  10. Казахстан и ВТО.URL: http://www.kazinvest.kz/web/kazakhstan-vto

1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   15
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий