Администрация города томска департамент образования

Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России
Администрация города томска департамент образования

Скачати 1.87 Mb.

Сторінка 1/9 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 1.87 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №67 г. ТОМСКА

Иркутский тр-т 51/3, Томск, 634049, тел.: (3822) 75-18-22

Согласовано:

Методический совет МАОУ СОШ №67 г.Томска

Протокол № 5 от 16.04.2015г.

__________________________

Утверждаю:

Директор МАОУ СОШ №67 г.Томска

________/Лескова Т.А.

23.04.2015г. Приказ №91/2-о

ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Биология

5—9 классы

Концентрический курс

Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров
Учитель биологии Буянова Г.В.

Томск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина России.

В основу рабочей программы положена программа Н.И.Сонина, так как она соответствует современному уровню образования и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

Содержание курса биологии в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Главные цели основного общего образования:

1) формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;

2) приобретение опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания;

3) подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Большой вклад в достижение главных целей основного общего образования вносит изучение биологии, которое призвано обеспечить решение следующих целей и задач.
Цели обучения:

Содержание курса ставит целью развитие конкурентно-способной личности обучающихся, через:

  1. ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  2. формирование системы биологических знаний как компонента естественно-научной картины мира;
  3. приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
  4. формирование у обучающихся гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
  5. выработка понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к биологии как к возможной области будущей практической деятельности.

Задачи обучения

  • освоение знаний о живой природе; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы: работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде и норм здорового образа жизни, для профилактики заболеваний, травматизма, стрессов.
  • овладение научным подходом к решению различных задач; умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебнометодических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Общее число учебных часов за период обучения с 5 по 9 класс составляет 280 часов. Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35ч,1 час в неделю.

Биология. Живой организм. 6 класс. 35ч, 1 ч в неделю;

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 70 ч, 2 ч в неделю;

Биология. Человек. 8 класс. 70 ч, 2 ч в неделю;

Биология. Общие закономерности. 9 класс. 70 ч, 2 ч в неделю.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.

В 6 классе учащиеся получают знания о разнообразии живых организмов, их отличиях от объектов неживой природы. В курсе рассматриваются вопросы строения и жизнедеятельности организмов, принадлежащих к разным царствам природы, особенности взаимодействия объектов живой и неживой природы. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем. Изучение курса «Живой организм» осуществляется с учётом особенностей животного, растительного мира Томской области.

В 7 классе учащиеся получают углубленные знания о строении, жизнедеятельности и многообразии бактерий, грибов, растений, животных, вирусов, принципах их классификации с учётом регионального компонента; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием организмов.

В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Даётся определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками, что позволяет учащимся осознать единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем. Знания об особенностях строения и функционирования человеческого организма, полученные в курсе, научно обосновывают необходимость ведения здорового образа жизни с учётом природного комплекса Томской области. В курсе уделяется большое внимание санитарногигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене, а также изучению эндемических заболеваний соответствующих Томской области. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать личностью.

В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы, на примере изучения биогеоценозов Томской области. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.   Акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

Основной формой организации учебного процесса является; урок: урок – исследование, урок — лаборатория, урок — творческий отчёт, урок изобретательства, урок — рассказ, урок защиты исследовательских проектов, урок — экспертиза, урок открытых мыслей, урок-экскурсия.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;

овладение научным подходом к решению различных задач;

овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;

овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;

воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;

формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.

Рабочая программа по биологии включает в себя следующие содержательные линии:

· многообразие и эволюция органического мира;

· биологическая природа и социальная сущность человека;

· структурно-уровневая организация живой природы;

· ценностное и экокультурное отношение к природе;

· практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.

Основной формой организации учебного процесса является урок в рамках классно-урочной системы. В качестве дополнительных форм используется система консультационной поддержки, дополнительных индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий, внеурочная деятельность по предмету.

Общие формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная, которые реализуются на уроке, в проектно-исследовательской работе, на семинарах, конференциях, экскурсиях, при проведении лабораторных опытов и практических работ, на занятиях элективных и спецкурсов и т.д.

Типы уроков: уроки «открытия» нового знания; уроки отработки умений и рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля. 

Ведущими формами деятельности являются учебно-исследовательская и проектная. Формы организации учебно-исследовательской деятельности: урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок — рассказ, урок-экскурсия урок изобретательства, урок — защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей, учебный эксперимент, домашнее задание исследовательского характера.

В основе развития универсальных учебных действий лежит системно-деятельностный подход — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности, при которой процесс взаимодействия обучающихся между собой и с учителем принимает характер сотрудничества.

Механизмы формирования УУД на уроках биологии заложены в четырех метапредметных программах, включенных в программу образовательного учреждения:

  1. Программа «Формирование универсальных учебных действий»;
  2. Программа «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»;
  3. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»;
  4. Программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Среди технологий, методов и приёмов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, например:

  • ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения;
  • ситуация-иллюстрация — визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения;
  • ситуация-оценка — прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить и предложить своё адекватное решение;
  • ситуация-тренинг — прототип стандартной или другой ситуации.

Для формирования УУД также возможно использовать следующие типы учебных задач:

Личностные универсальные учебные действия:
  • на личностное самоопределение;
  • на развитие Я-концепции;
  • на смыслообразование;
  • на мотивацию;
  • на нравственно-этическое оценивание.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
  • на учёт позиции партнёра;
  • на организацию и осуществление сотрудничества;
  • на передачу информации и отображение содержания;
  • тренинги коммуникативных навыков;
  • ролевые игры;
  • групповые игры.
Познавательные универсальные учебные действия:
  • задачи на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.
Регулятивные универсальные учебные действия:
  • на планирование;
  • на рефлексию;
  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на оценивание;
  • на принятие решения;
  • на самоконтроль;
  • на коррекцию.

Условия и средства формирования УУД:

  • педагогическое общение с позиции партнёрства;
  • учебное сотрудничество: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, планирование, коммуникацию (общение), обеспечивающую реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания, рефлексию;
  • совместная деятельность – обмен действиями и операциями, а также вербальными и невербальными средствами между учителем и учениками и между самими обучающимися в процессе формирования знаний и умений;
  • разновозрастное сотрудничество: чтобы научиться учить себя, т. е. овладеть деятельностью учения, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам).
  • проектная деятельность как форма сотрудничества позволяет существенно поднять учебную мотивацию и снизить школьную тревожность.
  • дискуссии — устные формы учебных диалогов с одноклассниками и учителем, которые помогают ребёнку сформировать свою точку зрения, отличить её от других точек зрения, а также скоординировать разные точки зрения для достижения общей цели; письменные дискуссии учат оформлять своё мнение так, чтобы быть понятым другими, а также понимать письменно изложенную точку зрения других людей;
  • тренинги – они позволяют развивать навыки общения, восприятия и понимания других людей, самопознания; обучить способам поведения и выхода из конфликтной ситуации; развивать положительную самооценку;
  • общий прием доказательства — это процедура, с помощью которой устанавливается истинность какого-либо суждения, что может осуществляться через: анализ и воспроизведение готовых доказательств; опровержение предложенных доказательств; самостоятельный поиск, конструирование и осуществление доказательства.
  • рефлексия – способность рассматривать и оценивать собственные действия, умение анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. «Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе?».

Формированию необходимых ключевых компетенций способствует использование современных образовательных технологий или элементов этих технологий:

  • технологии проблемного обучения;
  • технология обучения на примере конкретных ситуаций;
  • технология развивающего обучения;
  • технология РКМЧП (развития критического мышления через чтение и письмо);
  • технология проектной и исследовательской деятельности учащихся;
  • ИКТ-технологии;
  • ДМТ-технология (дидактическая многомерная технология);
  • педагогика сотрудничества;
  • технологии дискуссий и диалоговые технологии;
  • технология развивающих исследовательских задач (ТРИЗ);
  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии индивидуального обучения;
  • технология группового обучения;
  • технологии интегрированного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология игрового обучения

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль знаний согласно требованиям стандарта осуществляется через следующие виды и формы: входящий, промежуточный, итоговый контроль.

Входящий контроль – в начале учебного года, на повторение тем, пройденных в предыдущем классе.

Промежуточный контроль проводится по окончании изучения тем и по четвертям: Четвертная оценка ставится на основании не менее трёх оценок.

Итоговый контроль является обязательным. В конце учебного года выставляются итоговые годовые оценки на основании четвертных оценок, как средний результат за данный период. В случае спорной оценки, оценка выставляется в пользу ученика.

Формы контроля: тесты, зачеты, контрольные работы, семинары, конференции, защита проектов, экзамены, комплексная проверочная работа.

  1. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии с 5 по 9 класс отводится 280 часов, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 70 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с учебным общеобразовательным планом школы курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир». По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.

Содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, законов, теорий в старшей школе.

Рабочая программа разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования; в содержание курса интегрированы сведения из биологии, географии, химии и экологии.

Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.

Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные.

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

Личностные результаты обучения:

  • формирование чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, Российских ученых- биологов, внесших свой вклад в развитие биологических наук, любовь к своему краю и окружающей природе;
  • осознание ответственности и долга перед Родиной; ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
  • формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;
  • способность строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития биологической науки и общественной практики;
  • соблюдение и пропаганда правил поведения в природе, участие в природоохранной деятельности;
  • умение реализовывать теоретические познания на практике;
  • понимание основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы;
  • осмысление значения образования для повседневной жизни и осознанный выбор профессии учащимися;
  • способность проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые знания;
  • любовь к природе; чувство уважения к ученым, изучающим животный мир;
  • эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
  • понимание учащимися ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • признание учащихся ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • готовность и способность учащихся принимать ценности семейной жизни;
  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • признание права каждого человека на собственное аргументированное мнение;
  • эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
  • готовность к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранном поприще;
  • умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
  • критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их результаты;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
  • осознание важности формирования экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • умения слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты обучения:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий