2. Организация физического воспитания

2. Организация физического воспитания

Скачати 404.29 Kb.

Сторінка 1/2 Дата конвертації 17.04.2016 Розмір 404.29 Kb.

  1   2

базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

— методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

— приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
1.3. Систему взаимосвязанных форм организации физического воспитания школьников составляют:
— уроки по физической культуре;

— физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;

— внеклассная спортивно-массовая работа в лицее;

— внешкольная спортивно-массовая работа, самостоятельные занятия учащихся физическими упражнениями.

1.4. Основным организационно-методическим принципом осуществления физического воспитания учащихся является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со школьниками разного пола и возраста, с учетом состояния их здоровья, степени физической развитости и уровня физической подготовленности.

2. Организация физического воспитания.
2.1. Организация физического воспитания учащихся обеспечивается органами образования при содействии комитетов по физической культуре и спорту.
2.2. 3а организацию физического воспитания в лицее отвечает директор. На него возлагается:
— обеспечение необходимых условий для проведения уроков физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня лицея;

— обеспечение систематического контроля за работой по физическому воспитанию учащихся;

— организация проведения регулярных медицинских осмотров учащихся;

— ответственность за эффективное использование спортивных сооружений в лицее.

В физическом воспитании учащихся принимает участие весь педагогический коллектив лицея.
2.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
— обеспечивает систематический контроль за проведением уроков физической культуры в соответствии с учебным планом лицея, учебной программой и требованиями, предъявляемыми к изучению образовательной области «Физическая культура».
2.4. Заместитель директора по воспитательной работе:
— несет ответственность за организацию и проведение внеклассной физкультурно-оздоровительной работы;

— привлекает родителей и старшеклассников к проведению спортивно-массовой и оздоровительной работы в школе.

2.5. Учитель физической культуры:
— несет ответственность за выполнение учебной программы, за овладение учащимися необходимыми знаниями, умениями и навыками на уроке физической культуры, за проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня;

— обеспечивает на уроках и внеклассных занятиях по физической культуре соблюдение санитарно-гигиенических требований и принятие мер, предупреждающих спортивные травмы и несчастные случаи;

— ведет систематический учет физической подготовленности учащихся, использует методы, приемы и формы организации, отвечающие современным требованиям теории и методики физического воспитания детей школьного возраста;

— организует внеклассную физкультурно-массовую и спортивную работу в лицее, вовлекая максимальное число учащихся в физкультурные кружки, группы ОФП, секции, а также в различные спортивные мероприятия;

— обеспечивает подготовку учащихся к сдаче нормативов;

— организует внешкольные соревнования и физкультурные праздники, организует подготовку учащихся к внешкольным спортивным соревнованиям.

3. Организация изучения образовательной области «Физическая культура».
3.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся МОУ «Лицей №32» в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

3.2. Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.

3.3. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

3.4. Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную медицинскую группу разделяют на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу), подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями).

3.5. Учащиеся основной группы со звонком на урок обязаны быть в спортивной форме и специальной обуви в спортзале. Все действия учащихся на уроке производятся только с разрешения учителя. В случае возникшего во время урока недомогания учащийся обязан своевременно сообщить об этом учителю. За 3 минуты до звонка с урока учитель физкультуры направляет учащихся переодеваться.

3.6. Учащиеся подготовительной группы занимаются в лицее на уроке с основной группой учащихся. Им необходимо иметь справку о состоянии здоровья с установленным диагнозом и рекомендациями врача о занятиях физическими упражнениями.

Допуск учащихся подготовительной группы к городским соревнованиям возможен только в случае, если родители согласны и подтверждают своё согласие письменно.

На занятиях физическими упражнениями учащиеся занимают место в конце строя, занимаются упражнениями согласно рекомендации врача под наблюдением учителя.

3.7. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (группа ЛФК), могут заниматься физическими упражнениями и теоретическими вопросами по физкультуре в поликлинике с врачами – специалистами. В лицей приносят справку из поликлиники с подтверждением занятий и с оценкой врача-специалиста. Уроки физкультуры не посещают, занимаются во время урока физкультуры самоподготовкой в библиотеке или в любом другом свободном кабинете. Классный руководитель в классном журнале выставляет итоговую отметку в сводной ведомости.

3.8. В случае, если у учащегося нет возможности заниматься физкультурой в поликлинике с врачом-специалистом, он во время урока занимается самоподготовкой в библиотеке, изучает теоретический материал, соответствующий программе для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе и сдает учителю физкультуры реферат по соответствующей теме (см. «Перечень вопросов для аттестации выпускников основной и средней общеобразовательной школы по физической культуре, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе» Минобразования РФ: Письмо от 31.10.2003 № 13-51-263/123) в соответствии с оговоренным графиком. Если уроки физкультуры первые или последние, учащиеся по согласованию с учителем физкультуры и классным руководителем могут заниматься самоподготовкой дома.

3.9. Медицинские справки об освобождении от занятий физкультурой на учебный год, а также рекомендации врачей (ЛФК, спецгруппа) предоставляются в медпункт лицея до 15 сентября.

3.10. Учащиеся, имеющие справки освобождения от физической нагрузки после перенесенных заболеваний, обязаны присутствовать на уроке физкультуры и заниматься теоретическими вопросами или помогать учителю в организации урока, судействе. В случае, если уроки физкультуры проходят не в спортивном зале, учащиеся по согласованию с учителем физкультуры во время урока занимаются самоподготовкой в библиотеке или в любом другом свободном кабинете. В случае, если уроки физкультуры первые или последние, учащиеся по согласованию с учителем физкультуры и классным руководителем могут заниматься самоподготовкой дома. Отсутствие на уроке физкультуры не освобождает от сдачи зачета по теоретическому материалу.

3.11. Записка от родителей не заменяет медицинскую справку и не является официальным документом.

3.12. Все нормативы должны быть сданы до 15 октября осенью и до 20 мая весной. Записки от родителей и медицинские справки о временном освобождении от уроков физкультуры не освобождают ученика от сдачи нормативов после выздоровления.

3.13. Для посещения уроков физической культуры все обучающиеся должны иметь с собой спортивную форму в соответствии с местом проведения урока, погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям гигиены, техники безопасности и охраны труда. Обувь для занятий в зале должна быть чистой, на нескользящей основе. В грязной обуви ученики к уроку в зале не допускаются.

3.14. Уроки физической культуры по программе «Лыжная подготовка» обязаны посещать все учащиеся, имеющие основную и подготовительную группы здоровья.

Учащиеся специальной медицинской группы и временно освобожденные от уроков физкультуры по болезни во время урока находятся в библиотеке или свободном учебном кабинете.

Учащиеся, по медицинским показаниям освобожденные от занятий на улице, во время проведения уроков по лыжной подготовке занимаются самоподготовкой в библиотеке или в свободном учебном кабинете.

Уроки по лыжной подготовке в начальных классах проводятся на спортивной площадке лицея; в 5 – 11 классах – в Октябрьском сквере или на реке Вологда.

Занятия на открытом воздухе проводятся при температуре воздуха не ниже -12° без ветра для учащихся начальной школы; для учащихся 5-11 классов при температуре не ниже -18° без ветра.

Учащиеся должны одеваться по погоде. Иметь свободную спортивную одежду, шапочку и рукавицы. Необходимо иметь следующий инвентарь: лыжи, лыжные ботинки, палки.

Учащиеся, не имеющие соответствующей погодным условиям спортивной формы, не допускаются к уроку, но присутствуют на уроке.

В случае не прохождения учащимися программы по лыжной подготовке ставится оценка «неудовлетворительно»

Учащимися запрещается без сопровождения учителей выходить с территории лицея и самостоятельно покидать место проведения урока.

По окончании урока проводится организованное подведение итогов, после чего учащиеся совместно с учителем возвращаются в лицей.

4. Критерии оценивания обучающегося лицея на уроках физической культуры.

4.1. Урок физической культуре входит в учебный план и его посещение является обязательным для всех учащихся. Отсутствие учащегося на уроке без уважительной причины или отсутствие у учащегося с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока оценивается в системе «ЭДУ» временной отметкой «0». Все уроки, отмеченные показателем «0», должны быть отработаны учащимся в назначенное учителем время.

4.2. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры — 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

— Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры.

— Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

— Неявка учащегося в назначенное учителем время отработки пропущенных занятий или на зачет для исправления временной отметки «0».

4.3. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры — 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:

— Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

— Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

— Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.

— Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.

— Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

4.4. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий:

— Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

— Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

— Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.

— Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.

— Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

4.5. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично), в зависимости от следующих конкретных условий:

— Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.

— Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.

— Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции лицея, спортивной школе района или города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на соревнованиях любого ранга.

— Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.

— Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.

4.6. При выставлении четвертной, триместровой, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры. Следовательно, итоговая оценка может отличаться от средней арифметической оценки.

4.7. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестовываются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.

4.8. В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании всем выпускникам обязательно выставляется отметка по физической культуре.
5. Особенности преподавания физкультуры при трехчасовой нагрузке.
5.1. Образовательное учреждение составляет свою вариативную часть программы третьего дополнительного часа физической культуры в соответствии с материально-технической базой учреждения, специализацией учителей физкультуры, запросов родителей (законных представителей) обучающихся, уровнем двигательной и специальной подготовленности обучающихся.

5.2. Содержание программы третьего урока физической культуры должно быть основано на принципе вариативности и преемственности между содержанием федерального и регионального компонента физической культуры в части разделов программ, отдельных дидактических единиц (тем занятий).

5.3. Третий урок физической культуры может быть продолжением двух уроков физической культуры федерального компонента базисного учебного плана.

Вместе с тем, на основании п.5. ст.14 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в разработке, принятии и реализации образовательных программ. В соответствии с этим педагоги вправе разработать авторскую учебную программу по третьему дополнительному уроку физической культуры, при этом главным требованием является строгий учет обязательного минимума содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников. При этом содержание 3-го урока физкультуры оформляется в виде вариативной учебной программы и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения.

5.4. Во всех классах лицея третий дополнительный урок физической культуры является учебным предметом, включенным в учебные планы.

5.5. При организации проведения обязательных уроков физической культуры в объѐме не менее трѐх часов в неделю на всех ступенях общего образования могут быть использованы различные формы планирования уроков физической культуры:

— планирование четырѐх уроков физической культуры в неделю: во 1-й и 4-й четвертях учебного года, т.е. когда появляются условия для проведения занятий на спортивных пришкольных площадках или лесопарковых зонах, при этом в 2-й и 3-й четвертях планируется проведение двух уроков в неделю;

— включение в сетку расписания в течение всего учебного года одного академического урока (45 мин.) и одного сдвоенного (90 мин.), при этом один академический час физкультуры может быть вынесен во вторую половину дня;

— включение всех трѐх уроков в сетку расписания, при этом в средней (полной) школе допускается объединение классов с последующим их разделением на группу юношей и девушек.

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

31 октября 2003 г. N 13-51-263/123

ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ

УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.

Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной медицинской группе.

Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями (необратимыми заболеваниями)).

Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

— укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

— улучшение показателей физического развития;

— освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

— постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

— закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;

— формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

— воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;

— овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания;

— обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;

— обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;

— соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Ниже перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений.

При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся.

—————-+————————-+———————-¬

¦ Заболевания ¦ Противопоказания ¦ Рекомендации ¦

¦ ¦ и ограничения ¦ ¦

+—————+————————-+———————-+

¦Сердечно — ¦Упражнения, выполнение ¦Общеразвивающие ¦

¦сосудистая ¦которых связано с ¦упражнения, ¦

¦система ¦задержкой дыхания, ¦охватывающие все ¦

¦(неактивная ¦напряжением мышц ¦мышечные группы, в ¦

¦фаза ¦ брюшного пресса и ¦исходном положении ¦

¦ревматизма, ¦ ускорением темпа движений ¦лежа, сидя, стоя; ¦

¦функциональные ¦ ¦ходьба, дозированный ¦

¦изменения и ¦ ¦бег в медленном темпе ¦

¦др.) ¦ ¦ ¦

+—————+————————-+———————-+

¦Органы дыхания ¦Упражнения, вызывающие ¦Дыхательные ¦

¦(хронический ¦задержку дыхания и ¦упражнения, тренировка¦

¦бронхит, ¦чрезмерное напряжение ¦полного дыхания и ¦

¦воспаление ¦мышц брюшного пресса ¦особенно удлиненного ¦

¦легких, ¦ ¦выхода ¦

¦бронхиальная ¦ ¦ ¦

¦астма и др.) ¦ ¦ ¦

+—————+————————-+———————-+

¦Заболевания ¦Недопустимы упражнения с ¦При проведении ¦

¦почек (нефрит, ¦высокой частотой ¦общеразвивающих ¦

¦пиелонефрит, ¦движений, интенсивностью ¦упражнений особое ¦

¦нефроз) ¦нагрузки и ¦внимание уделяется ¦

¦ ¦скоростно-силовой ¦укреплению мышц ¦

¦ ¦направленностью, ¦передней стенки ¦

¦ ¦переохлаждение тела ¦живота. При занятиях ¦

¦ ¦ ¦плаванием (по ¦

¦ ¦ ¦специальному ¦

¦ ¦ ¦разрешению врача) ¦

¦ ¦ ¦ограничивается время ¦

¦ ¦ ¦пребывания в воде ¦

¦ ¦ ¦(5-10 мин. — первый ¦

¦ ¦ ¦год обучения, 10-15 ¦

¦ ¦ ¦мин. — второй и ¦

¦ ¦ ¦последующие годы ¦

¦ ¦ ¦обучения) ¦

+—————+————————-+———————-+

¦Нарушения ¦Упражнения, вызывающие ¦Дыхательные ¦

¦нервной системы¦нервное перенапряжение ¦упражнения, водные ¦

¦ ¦(упражнения в равновесии ¦процедуры, аэробные ¦

¦ ¦на повышенной опоре), ¦упражнения ¦

¦ ¦ограничивается время игр ¦ ¦

¦ ¦и т.д. ¦ ¦

+—————+————————-+———————-+

¦Органы зрения ¦Исключаются прыжки с ¦Упражнения на ¦

¦ ¦разбега, кувырки, ¦пространственную ¦

¦ ¦упражнения со статическим¦ориентацию, точность ¦

¦ ¦напряжением мышц, стойки ¦движений, динамическое¦

¦ ¦на руках и голове ¦равновесие, гимнастика¦

¦ ¦ ¦для глаз ¦

+—————+————————-+———————-+

¦Хронические ¦Уменьшается нагрузка на ¦ ¦

¦заболевания ¦мышцы брюшного пресса, ¦ ¦

¦желудочно — ¦ограничиваются прыжки ¦ ¦

¦кишечного ¦ ¦ ¦

¦тракта, ¦ ¦ ¦

¦желчного ¦ ¦ ¦

¦пузыря, печени ¦ ¦ ¦

L—————+————————-+————————

Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся.

Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.

Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.

Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения — в сентябре, декабре и апреле.

Министерство образования Российской Федерации обращает внимание учителей, руководителей общеобразовательных учреждений на ряд особенностей в организации занятий физической культурой в СМГ.

Прежде всего следует иметь в виду, что дети II и III групп здоровья, которые составляют СМГ, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми. Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся СМГ должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для учащихся основной и подготовительной групп.

В то же время несмотря на низкий исходный уровень физической подготовленности учащихся СМГ регулярные занятия физической культурой небольшого объема и интенсивности позволяют вскоре (через 1,5-2 месяца) заметить положительную динамику в развитии их физических возможностей и общем оздоровлении.

Кроме этого, каждый из обучающихся СМГ имеет свой выбор ограничений двигательной активности, который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.

В силу вышеназванных причин оценивать достижения обучающихся СМГ по критериям, которые используются для выставления отметки основной группы обучающихся, нельзя. Для обучающихся в СМГ в первую очередь необходимо оценить их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.

При выставлении текущей отметки обучающимся СМГ необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижать достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его на дальнейшие занятия физической культурой <*>.

Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.

Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.

Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.

В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.

В соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы выпускники общеобразовательных учреждений могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по выбору. Экзамен целесообразно проводить по билетам.

Экзамен проводится во время первых уроков в спортивном зале школы. Школьники приходят на экзамен в спортивной форме. Температура в помещении должна быть не ниже 21 градуса по Цельсию.

———————————

<*> В настоящее время Минобразование России разрабатывает рекомендации по введению безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке.

Для проведения экзамена учитель заранее готовит билеты, в которые включаются теоретический вопрос и практическое задание под условным номером. Практическое задание должно быть доступно и разрешено к выполнению только учащимся с конкретной формой заболевания. Экзамен проводится в присутствии медицинского работника школы.

Примерный перечень теоретических вопросов и практических заданий — общий для выпускников основной и средней (полной) общеобразовательной школы (прилагается). При составлении экзаменационных билетов учитель физической культуры должен учитывать реальное функциональное состояние учащихся и уровень организации образовательного процесса для СМГ в общеобразовательном учреждении.
Руководитель Департамента общего и дошкольного образования,

член коллегии

А.В.БАРАННИКОВ

Приложение

ПЕРЕЧЕНЬ

ВОПРОСОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ И СРЕДНЕЙ (ПОЛНОЙ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ,

ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ

Примерные вопросы

1. Что такое «здоровый образ жизни»?

2. Что значит «рациональный режим питания»?

3. Что называют «рациональным режимом двигательной активности»?

4. Чем характеризуется здоровый досуг?

5. Зачем нужно заниматься физической культурой учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе?

6. Какие физические упражнения полезно тебе выполнять с учетом твоего заболевания?

7. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса корригирующей гимнастики при твоем заболевании?

8. Какие правила надо соблюдать при составлении и выполнении комплекса утренней гимнастики при твоем заболевании?

9. Как сформировать правильную осанку?

10. Какие ты знаешь правила оказания первой медицинской помощи при травме руки (ноги), полученной во время занятий физической культурой?

11. Какие меры предосторожности нужно соблюдать при выполнении физических упражнений?

12. Какие бывают дыхательные упражнения, зачем они нужны и как выполняются?

13. Какие релаксационные упражнения ты знаешь, зачем они нужны и как выполняются?

14. Как влияют регулярные занятия физической культурой на состояние организма?

15. Что такое физическая подготовленность и как ее оценивают?

16. Какие ты знаешь основные физические качества?

17. Как можно контролировать свое состояние во время занятий физической культурой?

18. Какие виды оздоровительной физической культуры тебе известны?
Примерные виды практических заданий

(выполняются при отсутствии противопоказаний)

1. Комплекс упражнений ежедневной утренней зарядки.

2. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

3. Комплекс упражнений корригирующей гимнастики (при конкретном заболевании).

4. Комплекс упражнений для развития силы рук (ног; спины; брюшного пресса).

5. Комплекс упражнений для развития координации движений.

6. Комплекс упражнений для развития быстроты.

7. Комплекс упражнений для развития общей выносливости.

8. Комплекс упражнений для развития гибкости.

9. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

10. Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

11. Самостоятельно составить комплекс упражнений утренней зарядки (из предложенного набора физических упражнений) и выполнить его.

12. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме руки.

13. Показать способы оказания первой медицинской помощи при травме ноги.

14. Выполнить упражнения из изученных подвижных игр (броски мяча в баскетбольное кольцо; ведение мяча в баскетболе; подача мяча в волейболе; прием мяча в волейболе; элементы челночного бега и т.п.).

15. Выполнить броски теннисного мяча в цель (без учета результата).
Приложение 2

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий по гимнастике

  1. Общие требования охраны труда
    1. К занятиям гимнастикой допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
    2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
    3. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
  • травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;
  • травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;
  • травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.
    1. В спортивном зале должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
    2. При проведении занятий по гимнастике в спортивном зале соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть обеспечен двумя огнетушителями.
    3. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
    4. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.
    5. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
  1. Требования охраны труда перед началом занятий
    1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
    2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.
    3. Проверить надежность крепления перекладины, крепления опор гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.
    4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.
  2. Требования охраны труда во время занятий
    1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя или его помощника, а также без страховки.
    2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажными ладонями.
    3. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении упражнений другим обучающимся.
    4. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.
    5. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.
  3. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
    1. При появлении во время занятий боли в руках, покраснения кожи или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
    2. При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
    3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
  4. Требования охраны труда по окончании занятий
    1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
    2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.
    3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
    4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

Приложение 3

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при проведении занятий по легкой атлетике

  1. Общие требования охраны труда
    1. К занятиям легкой атлетикой допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
    2. При проведении занятий по легкой атлетике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
    3. При проведении занятий по легкой атлетике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
    • травмы при падении на скользком грунте или твердом покрытии;
    • травмы при нахождении в зоне броска во время занятий по метанию;
    • выполнение упражнений без разминки.
      1. При проведении занятий по легкой атлетике должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
      2. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
      3. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
      4. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
    1. Требования охраны труда перед началом занятий
      1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
      2. Тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме — месте приземления, проверить отсутствие в песке посторонних предметов.
      3. Протереть насухо спортивные снаряды для метания (диск, ядро, гранату и т.п.).
      4. Провести разминку.
    2. Требования охраны труда во время занятий
      1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Дорожка должна продолжаться не менее чем на 15 м за финишную отметку.
      2. Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
      3. Не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, не приземляться при прыжках на руки.
      4. Перед выполнением упражнений по метанию посмотреть, нет ли людей в секторе метания.
      5. Не производить метания без разрешения учителя, не оставлять без присмотра спортивный инвентарь.
      6. Не стоять справа от метающего, не находиться в зоне броска, не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя.
      7. Не подавать снаряд для метания друг другу броском.
    3. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
      1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
      2. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
    4. 5. Требования охраны труда по окончании занятий
      1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
      2. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.
      3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

    Приложение 4

    ИНСТРУКЦИЯ

    по охране труда при проведении занятий по лыжам

    1. Общие требования охраны труда
      1. К занятиям по лыжам допускаются учащиеся с 1 класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
      2. При проведении занятий по лыжам соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
      3. При проведении занятий по лыжам возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
    • обморожения при проведении занятий при ветре более 1,5-2,0 м/с и при температуре воздуха ниже — 20°С;
    • травмы при ненадежном креплении лыж к обуви;
    • потертости ног при неправильной подгонке лыжных ботинок;
    • травмы при падении во время спуска с горы или при прыжках с лыжного трамплина.
      1. При проведении занятий по лыжам должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
      2. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности лыжного инвентаря прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
      3. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать установленный порядок проведения учебных занятий и правила личной гигиены.
      4. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
    1. Требования охраны труда перед началом занятий
      1. Надеть легкую, теплую, не стесняющую движений одежду, шерстяные носки и перчатки или варежки.
      2. Проверить исправность лыжного инвентаря и подогнать крепление лыж к обуви. Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру ноги.
      3. Проверить подготовленность лыжни или трассы, отсутствие в месте проведения занятий опасностей, которые могут привести к травме.
    2. Требования охраны труда во время занятий
      1. Соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3-4 м, при спусках с горы — не менее 30 м.
      2. При спуске с горы не выставлять вперед лыжные палки.
      3. После спуска с горы не останавливаться у подножия горы во избежание столкновений с другими лыжниками.
      4. Следить друг за другом и немедленно сообщить учителю о первых же признаках обморожения.
      5. Во избежание потертостей ног не ходить на лыжах в тесной или слишком свободной обуви.
    3. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
      1. При поломке или порче лыжного снаряжения и невозможности починить его в пути сообщить об этом учителю и с его разрешения двигаться к месту расположения учреждения.
      2. При первых признаках обморожения, а также при плохом самочувствии сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).
      3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
    4. Требования охраны труда по окончании занятий
      1. Проверить по списку наличие всех обучающихся.
      2. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
      3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

    Приложение 5

      1   2
    База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
    звернутися до адміністрації

        Головна сторінка
    Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий