1. Структура рабочей программы

Учебно тематический план: темы, разделы программы в последовательности их изучения
1. Структура рабочей программы

Скачати 371.45 Kb.

Дата конвертації 24.04.2016 Розмір 371.45 Kb. 1. Структура рабочей программы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка:

  • нормативно – правовая основа разработки программы;
  • место и роль учебного предмета в учебном плане.
  • общая характеристика учебного предмета;
  • цели рабочей программы;
  • отличительные особенности программы;

3. Учебно – тематический план:

  • темы, разделы программы в последовательности их изучения;
  • контрольные, лабораторные и практические работы по темам.

4. Планируемые результаты изучения курса по программе:

  • личностные;
  • метапредметные;
  • предметные.

5. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценок:

  • тема, форма, содержание работы;
  • система оценивания знаний по биологии;
  • нормы оценивания знаний по биологии.

6. Календарно – тематическое планирование.

  • даты проведения уроков (планируемые и фактические);
  • количество часов на изучение темы;
  • планируемые результаты.

7. Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

  • печатные пособия (УМК, дополнительная методическая литература)
  • учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.

8. Информационное обеспечение.

  • литература, используемая для подготовки программы.
  • литература, рекомендованная для обучающихся;
  • интернет – ресурсы

2. Пояснительная записка.

Нормативно – правовая основа разработки программы.

Данная рабочая программа учебного предмета «Биология» для учащихся 8 класса МКОУ «Вихоревская СОШ № 1» разработана на основе авторской программы (Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010. Стандарты второго поколения.), Программы основного общего образования по биологии для 8-го класса «Человек» Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. авт. – сост. И. Б. Морзунова. М.: Дрофа, 2009) и Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Биология. 5-11 классы/составитель В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования.

Главная цель программы в процессе биологического образования – воспитание убежденности в ценности здоровья, своего и чужого; в возможности сохранения здоровья человека с использованием имеющихся знаний; развитие у школьников понимания величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия.

Рабочая программа предполагает реализацию следующих задач:

  • Воспитание убежденности в ценности здоровья, своего и чужого; в возможности сохранения здоровья человека с использованием имеющихся знаний.
  • Формирование экологической, генетической и экологической грамотности
  • Приобретение обучающимися навыков использования полученных знаний в повседневной практике для сохранения здоровья.
  • Воспитание потребности соблюдения норм поведение в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Отличительные особенности программы.

В содержание программы, а так же в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

Количество часов по авторской программе Отличительные особенности рабочей программы Обоснование внесенных изменений 70

В рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

— Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.

В системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний.

Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний.

Общая характеристика учебного предмета.

Рабочая программа для 8-го класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Обучающиеся получают знания о человеке как биологическом существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную, трудовую, деятельность и отдых. Усилено экологическое направление раздела.

Учебный материал приближен к уровню современной науки: введены современные понятия о торможении, синоптической передаче информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте; показано значение внутренней и внешней речи.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же с возрастными особенностями развития обучающихся.

В рабочей программе заложены возможности формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов действия и ключевых компетенций. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологической подготовкой к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использовании информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно – познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. (Н.И. Сонин. «Биология. Человек».8 класс : Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2009.) В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а так же их органы и другие структурные компоненты. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Согласно УП МКОУ «Вихоревская СОШ № 1» на 2014 – 2015 учебный год на учебный предмет «Биология» (предметная область Естествознание) отведено 35 недель, количество часов – 70. Режим занятий 2 часа в неделю из инвариантной части.

3. Учебно-тематический план.

Тема Количество часов 1. Место человека в системе органического мира 2 2. Происхождение человека 3 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека 1 4. Общий обзор строения и функций организма человека 4 5. Координация и регуляция 13 6. Опора и движение 8 7. Внутренняя среда организма 4 8. Транспорт веществ 4 9. Дыхание 5 10. Пищеварение 5 11. Обмен веществ и энергии 2 12. Выделение 3 13. Покровы тела 3 14. Размножение и развитие 2 15. Высшая нервная деятельность 7 16. Человек и его здоровье 4 Итого 70

4. Содержание программы.
Содержание теоретической части.
Место человека в системе органического мира (2 часа)

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира.

Происхождение человека (3 часа)

Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

(1 час)
Общий обзор строения и функций организма (4 часа)
Координация и регуляция (13 часов)

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Опора и движение (8 часов)

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Внутренняя среда организма (4 часа)

Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки.

Транспорт веществ (4 часа)

Транспорт веществ. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание (5 часов)

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Пищеварение (5 часов)

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Выделение (3 часа)

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Покровы тела (3 часа)

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Размножение и развитие (2 часа)

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Высшая нервная деятельность (7 часов)

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Человек и его здоровья (4 часа)

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Содержание практической части.
Практические работы
1. Изучение изменений размера зрачка.
2. Влияние нагрузки на работу мышц.
3. Измерение массы и роста своего организма.
4. Измерение пульса до нагрузки на организм и после.
5. Измерение кровяного давления.
6. Определение частоты дыхания.
7. Воздействие слюны на крахмал.
8. Определение норм рационального питания.
9. Изучение приемов остановки кровотечений.
10. Анализ влияния факторов окружающей среды на здоровье.

Лабораторные работы
1. Изучение микроскопического строения тканей человека.
2. Распознавание на таблицах органов и систем органов человека.
3. Изучение головного мозга человека.
4. Изучение внешнего строения костей.
5. Изучение микроскопического строения крови.

5. Ожидаемые (планируемые) результаты изучения учебного предмета.

1. Личностные

  • Знание основ здорового образа жизни и применение знаний для соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, стрессов, нарушения осанки, зрения, слуха, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами, бактериями, животными.
  • Освоение принципов рациональной организации труда и отдыха.
  • Овладение приемами проведения наблюдений за состоянием своего организма.
  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
  • Развитие интеллектуальных умений: рассуждать, делать выводы, сравнивать, анализировать, участвовать в дискуссии

2. Метапредметные

  • Способность выбирать целевые установки в своих действиях по отношению к своему здоровью.
  • Деть выводы о родстве и единстве органического мира.
  • Овладение основами исследовательской деятельности (умение ставить проблему, выдвигать гипотезу, предлагать пути решения, проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы, классифицировать, структурировать материал)
  • Умение находить информацию в дополнительной литературе, справочниках, энциклопедиях, переводить ее из одной формы в другую, анализировать её.
  • Умение сравнивать разные точки зрения, использовать имеющиеся знания для отстаивания своего мнения.
  • Умение соблюдать дисциплину на уроке, проявлять внимание, быть сосредоточенными.

3. Предметные

  • Определение существенных признаков организма человека и процессов его жизнедеятельности.
  • Обоснование связи органов и систем органов в организме человека.
  • Приведение доказательств родства человека с млекопитающими животными.
  • Различение на таблицах органов и систем органов человека.
  • Аргументация зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды.
  • Объяснение роли различных организмов в жизни человека.
  • Объяснение необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний.
  • Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего.
  • Освоение принципов рациональной организации труда и отдыха.
  • Овладение приемами проведения наблюдений за состоянием своего организма.
  • Овладение методами наблюдений, постановки эксперимента.
  • Соблюдение правил поведения в кабинете биологии, соблюдение правил работы с биологическими приборами и объектами.
  • Следование правилам безопасности при проведении практических работ.

6. Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки

Тема лабораторн. работы практические работы контрольные работы Общий обзор строения и функций организма человека 2

Координация и регуляция

1 1 1 Опора и движение 1 2 1 Внутренняя среда организма 1

Транспорт веществ

2

Дыхание

1 1 Пищеварение

2

Выделение

1 Высшая нервная деятельность

1 Человек и его здоровье

2

Итого

5 10 5

Система оценивания результатов обучения по биологии

1.Оценивание по биологии осуществляет учитель-предметник, который в начале учебного года знакомит учащихся с порядком оценивания по предмету.

2. Родители имеют право получить информацию о порядке оценивания от учителя-предметника или классного руководителя.
3. Оценивание осуществляется на основе:

  • Устных ответов
  • Письменных работ (контрольных, самостоятельных)
  • Практических, лабораторных работ.

4. Оцениваются следующие элементы:

  • Знания по предмету, указанные в программе.
  • Умение пользоваться биологическими терминами.
  • Умение связывать между собой знания, относящиеся к разным темам и использовать их, поиск, обработка информации, её оценка.
  • Умение делать из пройденного материала выводы.
  • Умение анализировать полученную информацию и формировать на её основе логические цепочки.
  • Умение использовать полученную информацию в новой ситуации (в повседневной жизни)
  • Умение самостоятельно работать с учебными материалами.
  • Отчеты по исследовательским проектам и групповым заданиям.
  • Сопроводительные тесты и комментарии к рисункам, схемам, графикам.
  • Умение пользоваться дополнительной литературой и составление рефератов, докладов, сообщений.
  • Умение составлять опорные конспекты отдельных тем или этапов уроков.
  • Умение самостоятельно подготавливать отдельные темы.

5. Оценивание итогов обучения делиться на:

  • Текущее
  • Итоговое.

Текущие оценки могут быть выставлены за устные ответы, письменные, индивидуальные или фронтальные работы, выполнение письменного домашнего задания, за работу в группе, за практическую работу, доклад или реферат, за составление конспекта, за контрольную работу, за компьютерную презентацию.
Контрольная работа отражает результаты обучения по какой-либо целостной части учебного материала. За основу при оценивании берутся требуемые результаты обучения, зафиксированные в программе обучения по биологии.
Итоговыми являются четвертные, полугодовые и годовые оценки. Четвертная и полугодовая оценки ставятся на основании не менее 3-х текущих оценок. Годовая оценка ставится на основании четвертных. Итоговая оценка выставляется как средний результат за данный период. В случае спорной оценки оценка выставляется в пользу ученика.

Нормы оценивания знаний и умений по биологии.
Оценка «5» ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результаты в полной мере соответствуют требованиям программы обучения. Обучающийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами, правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы, отвечает последовательно и точно, не прибегая к дословному изложению учебника.
Оценка «4» ставится ученику, если ответ в основном соответствует тем же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из недочетов:

  • ученик допускает одну-две неточности в изложении материала или истолковании фактов;
  • при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя обнаруживает понимание излагаемого материала;
  • правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах, недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.

Оценка «3» ставиться ученику, чьи знания в основном соответствуют требованиям программы обучения, но его ответ страдает одним из следующих недостатков:

  • материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и допуская неточности в определениях;
  • затрудняется в выводах, но при помощи учителя справляется с этим;
  • затрудняется в подтверждении излагаемых положений конкретными фактами;
  • при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;
  • при проведении практической работы допускает небрежность, без помощи учителя затрудняется в выводах.

Оценка «2» ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения или не соответствуют им. Имеются существенные недостатки и ошибки:

  • обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого материала;
  • не может истолковать конкретные факты и не понимает практического значения излагаемого;
  • не может самостоятельно и последовательно ответить на основной и наводящий вопросы учителя;
  • не может самостоятельно выполнить задание практической работы;
  • ученик обнаруживает полное незнание материала.

При оценке биологических диктантов (письменных работ продолжительностью 5-7 минут),

9-10 правильных ответов – «5»

7-8 правильных ответов – «4»

4-6 правильных ответов – «3»

0-3 правильных ответов – «2»

Оценивание контрольной (письменной работы).

Учитывается правильность и объем выполненной части работы, за основу принимается процентная шкала:

90 – 100 % правильно выполненной работы – оценка «5»

70 – 89 % правильно выполненной работы – оценка «4»

30 – 69 % правильно выполненной работы – оценка «3»

0 – 29% правильно выполненной работы – оценка «2»

При оценивании работ (рисунков, схем и т. д.) необходимо учитывать моторные навыки ребенка, умение рисовать, чертить.

Поощрять оценкой стремление выполнять работу правильно и аккуратно.

При оценивании работ, выполненных в тетради, учитывать аккуратность, выполнение единых требований к ведению тетради.

7. Календарно – тематическое планирование. 8 класс

№ Тема урока Дата по плану Дата фактическая Планируемые результаты обучения Практические, лабораторные р-ты, контрольные работы Тема 1. Место человека в системе органического мира. 2 часа 1 Сходство человека с животными

Ознакомление с основными биологическими особенностями человека

2 Особенности человека

Выявление различий между человеком и человекообразными обезьянами

Тема 2. Происхождение человека. 3 часа 3-4 Происхождение человека. Этапы его становления

Усвоение знаний об исторических этапах формирования человека.

5 Расы человека. Их происхождение и единство.

Формирование убежденности в равноценности рас.

Тема 3.

Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека. 1час 6 Великие анатомы и физиологи.

Расширение знаний об ученых, внесших вклад в развитие биологии.

Тема 4 . Общий обзор строения и функций организма человека. 4 часа 7-8 Клеточное строение организма

Усвоение знаний о структуре и функциях различных частей клетки

9 Ткани и органы

Ознакомление с основными типами и видами тканей Л.Р.1 «Изучение микроскопического строения тканей» 10 Органы и системы органов

Расширение знаний о связи строения органа с его функциями Л.Р.2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов»

Тема 5. Координация и регуляция. 13 часов

11 Гуморальная регуляция, её особенности

Усвоение знаний об особенностях гуморальной регуляции функций организма

12 Железы внутренней секреции

Формирование знаний о значении отдельных желез внутренней секреции

13 Строение и значение нервной системы

Усвоение знаний о строении нервной системы и нервных клеток

14 Рефлекторный принцип работы нервной системы

Расширение знаний о рефлексах. Изучение рефлекторной деятельности спинного мозга

15 Строение и функции головного мозга

Усвоение особенностей внешнего и микроскопического строения головного мозга Л.Р.З «Изучение головного мозга» 16 Полушария большого мозга

Усвоение особенностей строения полушарий большого мозга

17 Нарушения деятельности нервной системы

Получение понятий о естественных и социальных факторах, воздействующих на нервную систему.

18 Анализаторы. Зрительный анализатор

Усвоение понятия «анализатор», строения зрительного анализатора

19 Функции органа зрения.

Предупреждение

нарушений зрения

Усвоение знаний о взаимосвязи

строения и функций глаза

П.Р.1 «Изучение изменения размера зрачка» 20 Анализатор слуха

Формирование знаний об органе слуха, о гигиене органа слуха

21 Анализатор равновесия

Формирование знаний об органе равновесия, воспитание полезных привычек

22 Кожно-мышечная чувствительность, обоняние, вкус

Ознакомление с различными анализаторами, их локализацией и функциями

23 Взаимосвязанность анализаторов.

Обобщить знания о взаимодействии, взаимозаменяемости анализаторов К. р. по теме «Координация и регуляция»

Тема 6. Опора и движение. 8 часов

24 Аппарат опоры и движения, его функции

Расширение знаний о структуре и функциях скелета

25 Строение, свойства костей, типы их соединений

Изучение строения, химических свойств и типов соединения костей Л.Р.4 «Изучение внешне строения костей» 26 Скелет человека

Выявление особенностей человека, связанных с прямохождением

27 Первая помощь при повреждении скелета

Выработка навыков оказания первой помощи при повреждениях скелета

28 Мышцы, их строение и функции

Формирование представлений об основных группах мышц

29 Работа мышц

Ознакомление с условиями,

повышающими работоспособность мышц

П Р.2 «Влияние нагрузки на работу мышц» 30 Значение физических упражнений для формирования скелета

Усвоение мер предупреждения нарушения осанки, плоскостопия П.Р.З «Измерение массы и роста своего организма» 31 Взаимосвязь строения и функций опорно- двигательного аппарата

Обобщение знаний о связи между строением и функциями скелета и мышц K.P. по теме «Опора и движение»

Тема 7. Внутренняя среда организма. 4 часа.

32 Внутренняя среда организма. Плазма крови

Ознакомление с понятием «внутренняя среда организма», формирование знаний о плазме крови

33 Форменные элементы крови

Усвоение знаний о строении и значении форменных элементов крови Л,Р.5 «Изучение микроскопического строения крови» 34 Иммунитет

Расширение знаний о защитн. механизмах организма

35 Группы крови. Донорство

Формирование знаний о переливании крови, совместимости крови

Тема 8. Транспорт веществ. 4 часа.

36 Движение крови и лимфы, Органы кровообращения

Ознакомление с понятием «внутренняя среда организма», формирование знаний о плазме крови

37 Работа сердца

Усвоение знаний о строении и значении форменных элементов крови Л,Р.5 «Изучение микроскопического строения крови» 38 Движение крови по сосудам

Расширение знаний о защитн. механизмах организма

39 Заболевания сердечнососудистой системы

Формирование знаний о переливании крови, совместимости крови

Тема 9. Дыхание. 5 часов

40 Строение органов дыхания

Ознакомление со строением органов дыхания

41 Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Продолжение изучения

дыхательной системы

42 Дыхательные движения

Изучение механизма вдоха и выдоха ПР.6 «Определение частоты дыхания» 43 Заболевания органов дыхания

Усвоение гигиенических требований к среде

44 Взаимосвязь дыхания и кровообращения

Обобщение, проверка знаний K.P. по темам 7,8,9

Тема 10. Пищеварение. 5 часов

45 Пищевые продукты и питательные вещества

Расширение знаний о роли питательных веществ в организме

46 Пищеварение в ротовой полости

Усвоение знаний об особенностях пищеварения в ротовой полости П.Р.7 «Воздействие слюны на крахмал» 47 Пищеварение в желудке

Усвоение знаний об особенностях строения желудка, роли жел. сока в пищеварении

48 Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

Ознакомление с этапами пищеварения в кишечнике, ознакомление с ролью печени

и желез.

49 Гигиена питания

Формирование знаний о режиме питания, нормах питания П.Р.8 «Определение норм рационального питания»

Тема 11. Обмен веществ и энергии. 2 часа

50 Обмен веществ и энергии

Формирование понятий о пластическом и энергетическом обмене, их взаимосвязи.

51 Витамины

Формирование представлений о витаминах.

Тема 12. Выделение. 3 часа.

52 Выделение, строение и работа почек

Усвоение знаний о строении мочевыделительной системы

53 Заболевания почек

Приобретение убеждений в здоровом образе жизни

54 Обобщение знаний

Контроль знаний К.Р. по темам

10, 11,12

Тема 13. Покровы тела. 3 часа

55 Строение, функции, гигиена кожи

Формирование понятий о строении и функциях кожи, о правилах гигиены кожи.

56 Роль кожи в терморегуляции

Ознакомление с ролью кожи в терморегуляции.

57 Закаливание. Гигиена одежды и обуви

Расширение знаний сущности закаливания.

Тема 14. Размножение и развитие. 2 часа

58 Половая система человека

Обобщение знаний об особенностях полового размножения и сущности оплодотворения

59 Возрастные особенности человека

Ознакомление с особенностями полового развития

Тема 15. Высшая нервная деятельность. 7 часов.

60 Рефлекс-основа высшей нервной деятельности

Расширение знаний о рефлексах

61 Торможение, его виды.

Усвоение знаний о природе различных видов торможения

62 Биологические ритмы. Сон.

Разъяснение природы сна и сновидений

63 Особенности высшей нервной деятельности

Расширение знаний об особенностях памяти и мышления

64 Внимание. Память.

Формирование знаний о памяти, её видах

65 Типы нервной деятельности.

Ознакомление с влиянием внешней среды на формирование типа нервной системы

66 Человек и его здоровье

Обобщение и контроль знаний К.Р. за год

Тема 16. Человек и его здоровье. 2 часа.

67 Здоровье человека и способы его сохранения

Повторение факторов, влияющих на здоровье человека ПР.9 «Изучение приемов остановки кровотечений» 68 Правила поведения человека в окружающей среде

Повторение основных правил экологически грамотного природопользования П.Р.10 « Анализ влияния факторов окружающей среды на здоровье» 69-70 Обобщение и повторение знаний

8. Материально – техническое и информационное обеспечение образовательного процесса.
УМК:
1.Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений – М. : Дрофа, 2011;
пособий для обучающихся:

  1. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс.- М.: Дрофа, 2009;
  2. Биология. 8 класс. Человек. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина М.Р. Сапина, (электронное учебное издание). Дрофа, 2011.

Методические пособия для учителя:

  1. Ренеева Н.Б., Сонин Н.И. и др. Биология. Человек. 8 класс : Методическое пособие к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р. «Биология. Человек». 8 класс – М.: Дрофа, 2009;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2009;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2009;
  4. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2002.

Дополнительной литературы для учителя:

  1. Сборник. «Уроки биологии по курсу «Биология. Человек. 8 класс» – М.: Дрофа, 2008;
  2. Биология в таблицах. 6-11 классы : справочное пособие / Авт.-сост. Т.А. Козлова, В.С.Кучменко. М.: Дрофа, 2006.
  3. Семенцова В.Н. Биология. 8 класс. Технологические карты уроков: Метод. пособие. – СПб.: «Паритет», серия «Поурочное планирование», 2003;
  4. Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. М.: Дрофа, 2004.
  5. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2008.

Учебно – практическое и учебно – лабораторное оборудование.
1. Таблицы по темам:

  • Человек. Анатомия. Гигиена.

2. Муляжи:

  • По теме « Эволюция человека»

3. Модели:

  • Головного мозга хордовых животных
  • По теме «Происхождение человека»
  • ДНК
  • По анатомии человека (органы)

4. Модели – аппликации:

  • Развитие цепня

5. Скелеты :

— Позвоночных животных

— Человека

  • Раздаточный материал по скелету млекопитающих

6. Демонстрационные пособия:

  • Срезы головного мозга, сердца, легких.

7. Влажные препараты по зоологии:

  • Глаз крупного млекопитающего – раздаточный материал.

8. Микропрепараты :

  • По анатомии человека (ткани, клетки, железы)

9. Микроскопы ШМ-1 -11 шт., МБУ- 4а — 4шт

Информационное обеспечение:

  1. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6 – 9 класс. Естествознание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2010. – Стандарты второго поколения.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2009;
  3. Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Биология. 5-11 классы/ составитель В.С. Кучменко. – М.: Дрофа, 2001.
  4. Рабочие программы по биологии. 8 — 9 классы ( по программам Н.И.Сонина, В.Б. Захарова; В.В.Пасечника; И.Н.Пономаревой) / Авт. – сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. – М.: Планета, (Образовательный стандарт) ,2011

Литература, рекомендованная для обучающихся:

  1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Просвещение,2009.
  2. Биология: школьный курс. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
  3. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль,. 2002.
  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 2002.
  5. Книга для учащихся. – М.: Мысль, 2004.
  6. Секреты природы / Пер. с английского. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999.
  7. Тарасов В.В. Иммунитет. История открытий. М.: Дрофа, 2004;
  8. Харченко Л.Н. Естествознание. 1 – 11 классы. Учебное пособие. М.: Дрофа, 2007.
  9. Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.
  10. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология / глав. Редактор М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.

Интернет – ресурсы:

  1. www. bio. 1september. ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»
  2. www. bio. nature. ru – научные новости биологии
  3. www. km. ru/ education – словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий