1. Системы оповещения и информирования гражданской обороны и рсчс

Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры рсчс
1. Системы оповещения и информирования гражданской обороны и рсчс

Скачати 2.21 Mb.

Сторінка 1/10 Дата конвертації 19.04.2016 Розмір 2.21 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Содержание

Стр.

Аннотация………………………………………………………………………3

1. Системы оповещения и информирования гражданской обороны и РСЧС……………………….4

1.1. Общие положения………………………………………………………………………………………4

1.2. Системы централизованного оповещения……………………………………………………….5

1.3. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС…………9

1.4. Организация эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения……………9

1.5. Локальные системы оповещения………………………………………………………………..10

1.6. Информирование населения о состоянии безопасности опасных объектов и

условиях проживания на территориях вблизи них………………………………………………………12

1.7. Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения

в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)………………………………………………….…12

1.8. Системы оповещения о пожарах в зданиях и сооружениях……………………………………14

1.9. Единая дежурно-диспетчерская служба и объединенная система оперативно-

диспетчерского управления………………………………………………………………………………….16

1.10. Порядок оповещения и информирования должностных лиц и населения об

опасностях и ЧС в военное и мирное время……………………………………………………………19

1.11. Административный регламент МЧС России по исполнению государственной

функции по организации информирования населения через СМИ………………………………….20

2. Основные положения и задачи в области ГОЧС, определяющие мероприятия и

действия должностных лиц и населения при оповещении…………………………………………..25

2.1. Общие положения…………………………………………………………………………..………25

2.2.Требования Федерального закона «О гражданской обороне»…………………………………….25

2.3.Требования Федерального закона «О защите населения и территорий от

чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»…………………………………….28

2.4. Организация и задачи единой государственной системы предупреждения и

ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) ………………………………………………………….33

3. Мероприятия по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций

и действия должностных лиц по сигналам и информации оповещения………………………….38

3.1. Основные мероприятия и действия должностных лиц по ведению ГО…………………………….38

3.2. Действия органов РСЧС и их должностных лиц в чрезвычайных ситуациях……………..47

3.2.1. Общие положения…………………………………………………………………………..47

3.2.2. Действия КЧ Си ПБ и её должностных лиц при оповещении………………………………………48

3.2.3. Действия постоянно действующих органов управления РСЧС и их должностных

лиц при оповещении…………………………………………………………………………………………58

3.2.4. Действия дежурно-диспетчерских служб как органов повседневного управления

РСЧС и их должностных лиц при оповещении……………………………………………………………….60

3.3. Действия должностных лиц комиссий по повышению устойчивости

функционирования объектов экономики……………………………………………………………..62

3.4 Действия должностных лиц эвакуационных органов……………………………………………..64

4. Действия населения по сигналам и информации оповещения………………………………..73

4.1. Действия населения при аварии на радиационно-опасном объекте………………………….74

4.2. Действия населения при авариях связанных с выбросом (выливом) АХОВ…………………76

4.3. Действия населения при угрозе и возникновении цунами…………………………………….77

4.4. Действия населения при гидродинамической аварии………………………………………….79

Приложения: 1. Перечень основных нормативных правовых актов …………………………….81

2. План гражданской обороны ТЭЦ …………………………………………………83

3. Сигналы гражданской обороны и действия по ним …………………………….89

4. Список основных аббревиатур ……………………………………………………..90

Аннотация
Реализуемые в настоящее время мероприятия по совершенствованию системы гражданской обороны и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусматривают значительное повышение оперативности оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о мерах и способах защиты от них.

Качественное изменение опасностей, появляющихся в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия или оружия на новых физических принципах, а также угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, опасность эпидемий — все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций.

Существенные и принципиальные изменения произошли в организации систем оповещения гражданской обороны и РСЧС в условиях военного и мирного времени, подготовки органов управления, должностных лиц и населения к действиям по сигналам и по информации оповещения.

Активизируется работа по совершенствованию централизованной и локальных систем оповещения, объединенных систем оповещения комплексно расположенных опасных объектов, по созданию Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН).

В соответствии с требованиями действующих федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ, МЧС разработало, с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, ряд нормативных актов по вопросам оповещения и своевременного реагирования на чрезвычайные ситуации и угрозы военного характера. Так, в июле 2006 года утверждено Положение о системах оповещения населения, создаваемых на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. В январе 2008-го утверждено Положение об информировании населения о состоянии безопасности опасных объектов и условиях проживания на территориях вблизи опасных объектов. А в августе того же года одобрена Концепция создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

Принимаемые меры направлены прежде всего на повышение надежности и живучести систем оповещения, на сокращение сроков информирования и реагирования оперативных служб, на улучшение подготовки должностных лиц, специалистов и всего населения к действиям в ЧС мирного и военного времени.

В предлагаемом методическом материале подробно и всесторонне рассматриваются вопросы организации и совершенствования систем оповещения гражданской обороны и РСЧС, действия по сигналам и по информации оповещения: руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей муниципальных образований и организаций, должностных лиц органов управления гражданской обороны и РСЧС федерального, регионального, муниципального и объектового уровней, руководителей и личного состава формирований сил ГО и РСЧС, всего населения.

1. Системы оповещения и информирования гражданской обороны и РСЧС
1.1. Общие положения

Создание, совершенствование и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения и информирования населения при угрозе и возникновении опасностей военного и мирного времени — это основные составные части мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления на всех уровнях по защите населения и территорий. Важнейшими требованиями к названным системам являются их постоянная готовность к использованию и оперативность применения, задействование современных средств оповещения и информирования, сетей связи и вещания, обеспечивающих максимальный охват населения в минимальные сроки независимо от времени суток, мест нахождения и проживания граждан.

Системы оповещения относятся к первичным активным средствам решения задачи непосредственной защиты населения и территорий. В общем виде система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение соответствующих сил и средств, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей в целях обеспечения доведения до населения, должностных лиц, органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС сигналов (распоряжений) и информации об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе возникновения или возникновении ЧС.

Такие системы создаются в соответствии с принятой схемой управления и подразделяются на федеральную, региональные (в субъектах РФ), местные (в муниципальных образованиях) и объектовые. В районах размещения потенциально опасных объектов оборудуются локальные системы оповещения. Они непосредственно приближены к зонам опасного производства и населению, попадающему в эти зоны в случае аварий на указанных объектах. В первую очередь это атомные станции, химические предприятия, гидроузлы с напорной плотиной (при её возможном разрушении может образоваться зона катастрофического затопления).

Управление системами оповещения каждого уровня организуется непосредственно соответствующими органами управления ГОЧС. Решение на их задействование принимает руководитель гражданской обороны того или другого уровня, или его заместитель. В экстренных, не терпящих отлагательства случаях, использовать систему оповещения может оперативно-дежурная служба органа управления ГОЧС.

Основные направления создания и развития сетей оповещения территориальной подсистемы РСЧС:

переход на цифровую аппаратуру и сопряжение автоматизированных систем оповещения муниципальных образований с ЛСО потенциально опасных объектов и дежурно-диспетчерских служб, входящих в ОСОДУ, по цифровым каналам связи;

использование обходных путей при организационно-техническом построении подсистемы оповещения;

комплексное применение в ней каналов проводного, радио- и телевизионного вещания;

задействование систем мобильной радиосвязи (сотовой, пейджинговой и транкинговой) для решения задач оповещения населения и должностных лиц органов управления;

повышение надежности программно-технических средств оповещения.

В системе предполагается использовать существующие ныне электросирены, сети государственных и ведомственных АТС и АМТС, сети проводного вещания и интегрированные в них электронные сирены, радиовещательные станции и каналы звукового сопровождения телевидения.

За счёт всего этого подсистема оповещения автоматизированной системы ОСОДУ обеспечит:

оповещение практически неограниченного числа абонентов по служебным, домашним и сотовым телефонам, абонентским приемникам и по системе передачи данных (формализованных сообщений);

передачу для автоматизированной системы оповещения речевого сообщения длительностью до 60 с, для системы оповещения населения речевого сообщения с неограниченной продолжительностью;

оповещение абонентов за время не более 5 минут;

прием подтверждений от абонентов о доставке сообщения и формирование отчета;

прием подтверждений от оконечных устройств о начале и окончании передачи информации для населения и формирование отчета;

выбор режима оповещения — циркулярный, групповой или индивидуальный;

передачу команд, прием подтверждений и результатов оповещения, автоматический поиск обходного пути при отказах основных каналов связи;

циркулярное оповещение должностных лиц в сетях АМТС, АТС и сотовых;

включение и переключение программ радиотрансляционных узлов, телевещательных станций и других для передачи информации населению;

дистанционное тестирование работоспособности оконечных устройств и систем управления.

1.2. Системы централизованного оповещения

Действующее в настоящее время Положение о системах оповещения населения разработано согласно существующим нормативным правовым актам Российской Федерации и утверждено совместным приказом МЧС России, Мининформсвязи и Минкультуры России в 2006 году. Оно предназначено для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций и операторов связи, организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, независимо от форм собственности, в установленном порядке эксплуатирующих и обслуживающих системы оповещения населения. Положение определяет назначение и задачи последних, порядок реализации мероприятий по их совершенствованию и поддержанию в постоянной готовности к задействованию.

Системы оповещения создаются:

на федеральном уровне — федеральная система оповещения (на территории РФ);

на межрегиональном уровне — межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);

на региональном уровне — региональная система оповещения (на территории субъекта РФ);

на муниципальном уровне — местная систем оповещения (на территории муниципального образования);

на объектовом уровне — локальная система оповещения (ЛСО) (в районе размещения потенциально опасного объекта). На других объектах создаются объектовые системы оповещения, обеспечивающие доведение сигналов и информации оповещения до руководителей, персонала и объектовых сил ГО и РСЧС.

Системы всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Основные задачи систем оповещения:

федеральной — доведение информации и сигналов оповещения до федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ; региональных центров ГОЧС и главных управлений МЧС России по субъектам РФ;

межрегиональной — обеспечение доведения указанных сигналов и информации до органов исполнительной власти субъектов РФ, главных управлений МЧС России по субъектам РФ;

региональной — то же самое до:

руководящего состава ГО и территориальной подсистемы РСЧС субъекта РФ;

главных управлений МЧС России по субъекту РФ;

органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС при органах местного самоуправления;

ЕДДС муниципальных образований;

специально подготовленных сил и средств РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств гражданской обороны на территории субъекта РФ;

ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

населения, проживающего на территории субъекта РФ;

муниципальной — то же самое до:

руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием;

специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации ЧС, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования;

ДДС организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты;

населения, проживающего на территории муниципального образования;

локальной — то же самое до:

руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС;

объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;

персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект;

руководителей и ДДС организаций, расположенных в зоне действия ЛСО;

населения, проживающего в такой зоне.

Системы централизованного оповещения субъектов РФ — основное звено в решении задач информирования населения. Именно с этого уровня планируется организация его централизованного оповещения.

Системы регионального уровня должны обеспечивать как циркулярное, так и выборочное включение систем оповещения местного уровня (город, район).

Передача сигналов и речевой информации осуществляется по действующим (занятым) каналам связи на основе их перехвата на время передачи сигналов управления и указанной информации.

Верхние звенья систем оповещения территориального уровня устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб главных управлений МЧС России по субъектам РФ по месту постоянного размещения (в административном центре) и в загородной зоне.

Элементы комплекса аппаратуры оповещения среднего звена размещаются на предприятиях местных органов связи (междугородные станции, городские и районные узлы связи).

Оконечные комплекты аппаратуры управления систем оповещения устанавливаются на рабочих местах оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС, созданных при органах местного самоуправления, в органах управления сил, непосредственно подчиненных органам исполнительной власти данного субъекта РФ, а также в ряде случаев в дежурных частях городских (районных) отделах внутренних дел МВД России.

Время передачи одного сигнала управления (время перехвата каналов связи) в одном звене не превышает 3 секунд.

В целях повышения устойчивости управления работой систем оповещения в военное время его планируется осуществлять из загородной зоны по каналам связи, не проходящим через МТС административного центра субъекта РФ. Для обеспечения надёжности передачи сигналов управления от верхнего звена до городов и районов, как правило, они идут по двум независимым разнесенным трассам.

Речевая информация до населения передаётся путем перехвата дежурными сменами органов управления ГОЧС каналов подачи программ вещания на узлы проводного вещания (радиотрансляционные), радиовещательные передатчики и передатчики речевого сопровождения телевещания.

В Главном управлении МЧС России по субъекту РФ создается центральная станция оповещения, за готовность к немедленному использованию которой отвечает оперативно-дежурная служба в лице посменно меняющихся оперативных дежурных. В помещении этой станции устанавливается комплекс соответствующей аппаратуры, обеспечивающий управление территориальной системой оповещения и ее отдельными элементами.

Управление системой оповещения города осуществляется непосредственно от его оперативно-дежурной службы, где размещается верхнее звено системы оповещения и организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Элементы аппаратуры системы оповещения устанавливаются на АТС города, городском радиотрансляционном узле (центральный узел проводного вещания), аппаратной городского радио- и телевещания, а также на объектах экономики. На АТС размещается аппаратура для управления электросиренами и стойками циркулярного вызова. На радиотрансляционном узле, где организуется круглосуточное дежурство, может устанавливаться аппаратура для дистанционного включения от центральной станции оповещения данного города. Между персоналом радиотрансляционного узла и оперативным дежурным городского органа управления ГОЧС обеспечивается прямая телефонная связь.

Основными средствами оповещения населения в городах являются электросирены, городская радиотрансляционная сеть, уличные и квартирные громкоговорители, которые дополняются мобильными средствами.

Систем оповещения сельских районов в настоящее время практически нет, поэтому сигналы централизованного оповещения регионального уровня доводятся только до районных центров. Для информирования сельских жителей планируется задействовать сети УКВ ЧМ вещания, призванные заменить на селе проводное вещание.

Порядок использования систем оповещения.

Основной способ информирования населения — передача соответствующих сигналов по сетям связи распространения программ телевизионного вещания и радиовещания. Она осуществляется органами повседневного управления РСЧС по сетям распространения программ теле- и радиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания — с перерывом вещательных программ в целях оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также об угрозе или возникновении ЧС.

Речевая информация продолжительностью не более 5 минут передается населению, как правило, из студий телерадиовещания с перерывом программ вещания. Допускается трёхкратное повторение информации.

По решению постоянно действующих органов управления РСЧС возможна передача сигналов оповещения также с рабочих мест дежурного персонала организаций и операторов связи, радиовещательных и телевизионных передающих станций. Органы повседневного управления РСЧС, приняв информацию, подтверждают её получение и немедленно доводят до органов управления, сил и средств ГО и РСЧС в установленном порядке.

Распоряжения на задействование систем оповещения отдаются:

федеральной — МЧС России;

межрегиональной — соответствующим региональным центром МЧС России;

региональной — органом исполнительной власти субъекта РФ;

муниципальной — органом местного самоуправления;

локальной — руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.

В соответствии с установленным порядком использования систем оповещения разрабатываются инструкции дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты, организаций и операторов связи и организаций телерадиовещания. Они утверждаются руководителями организаций, эксплуатирующих названные объекты, организаций и операторов связи и организаций телерадиовещания, согласованные с территориальным органом МЧС России, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом, специально уполномоченным на решение задач в области ГОЧС при органе местного самоуправления.

Непосредственно системы оповещения задействуют дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС, дежурные службы организаций и операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемые к обеспечению оповещения.

Постоянно действующие органы управления РСЧС, организации и операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий с тем, чтобы исключить несанкционированное срабатывание систем оповещения. О подобных случаях организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации и операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают соответствующие постоянно действующие органы управления РСЧС.

Поддержание систем оповещения в готовности.

В этих целях МЧС России, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления совместно с организациями связи организуют плановые и внеплановые проверки работоспособности систем оповещения. Они проводятся с участием представителей организаций и операторов связи, а если при этом задействуются сети телерадиовещания, то также с участием представителей телерадиокомпаний, предприятий или их филиалов, привлекаемых к обеспечению мероприятия. В ходе проверок запрещается прерывать вещательные программы при передаче по ним правительственных сообщений.

Организации и операторы связи, организации телерадиовещания непосредственно осуществляют работы по реконструкции и поддержанию технической готовности систем оповещения на договорной основе.

В целях обеспечения надёжности оповещения населения при создании этих систем предусматривается доводить необходимую информацию с нескольких территориально разнесенных пунктов управления, а также размещать используемые в интересах оповещения центры (студии) радиовещания, средства связи и аппаратуру на запасных ПУ.

Для оповещения и информирования населения органы исполнительной власти субъектов РФ, органы, специально уполномоченные на решение задач в области ГОЧС при органах местного самоуправления, совместно с филиалами ФГУП «Всероссийская государственная телерадиовещательная компания» и ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», другими организациями телерадиовещания могут использовать создаваемые заблаговременно в мирное время запасные центры вещания.

Запасы мобильных (перевозимых и переносных) технических средств оповещения населения создаются и поддерживаются в готовности к использованию согласно положениям ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 г № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» МЧС России, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления соответственно на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

МЧС России осуществляет проверки готовности систем оповещения к выполнению мероприятий ГОЧС, в том числе контроль за накоплением, хранением и техническим состоянием запасов мобильных средств оповещения.

Для создания, обеспечения и поддержания постоянной готовности к использованию систем оповещения населения органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления:

разрабатывают тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения и организуют их запись на магнитные и иные носители;

обеспечивают установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;

организуют и осуществляют подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов и речевой информации в мирное и военное время;

планируют и проводят совместно с организациями и операторами связи, организациями телерадиовещания проверки систем оповещения, тренировки по передаче сигналов и речевой информации;

разрабатывают совместно с организациями и операторами связи, организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов и речевой информации.

Для обеспечения постоянной готовности систем оповещения организации и операторы связи, организации телерадиовещания:

обеспечивают техническую готовность аппаратуры, средств и каналов связи, средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;

обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;

определяют по заявкам органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления перечень каналов, средств связи и телерадиовещания, предназначенных для оповещения населения, а также производят запись речевых сообщений на магнитные и иные носители информации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий