1.Рабочая программа

Земле в общей иерархии естественнонаучных дисциплин. Осознание студентами места человека на Земле и во Вселенной, взаимосвязи человека с биосферой и Космосом. Ознакомление с историей науки и этапами ее развития
1. Рабочая программа Цели освоения дисциплины

Скачати 498.81 Kb.

Сторінка 1/5 Дата конвертації 24.04.2016 Розмір 498.81 Kb.

  1   2   3   4   5

1.Рабочая программа

1.1. Цели освоения дисциплины

Ознакомление студентов, с фундаментальными законами природы и формирование представлений о современной физической картине мира как основе понимания целостности природы. Определение места и роли химических и биологических наук, а также наук о Земле в общей иерархии естественнонаучных дисциплин. Осознание студентами места человека на Земле и во Вселенной, взаимосвязи человека с биосферой и Космосом. Ознакомление с историей науки и этапами ее развития, с методами научных исследований.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина принадлежит к вариативной части математического и естественнонаучного цикла ВПО и является общеобразовательной дисциплиной, дающей мировоззренческую основу будущему бакалавру. Обучающиеся должны отвечать требованиям к знаниям, умениям и готовностям, необходимым для освоения данной дисциплины и приобретенным в результате изучения предшествующих дисциплин – школьных курсов физики, химии, географии и биологии. Параллельно с этим предметом изучается дисциплина «Высшая математика». Обучающиеся должны отвечать требованиям к знаниям, умениям и готовностям, необходимым при освоении последующих дисциплин: «Экология», « Безопасность жизнедеятельности», « Основы безопасности труда», «Экономика природопользования», «Основы менеджмента», «Управление персоналом».

1.3. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1 – способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития современного общества,

ОК-2 — знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности,

ОК-5 — способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию,

ОК-6 — обладает знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности,

ОК-7 — способен занимать активную гражданскую позицию.

ОК-9 — способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач,

ОК-11 — способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия,
ПК-1 — способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование,

ПК-2 — способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности,

ПК-3 — способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы,

ПК-4 — владеет различными методами разрешения конфликтных ситуаций.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

что такое наука, чем она отличается от других отраслей культуры;

в чем отличие естествознания от гуманитарных наук;

в чем коренное различие научного и религиозного мировоззрения;

какие методы выработало естествознание и как их можно использовать в гуманитарных науках;

в каких формах существует материя и каково ее строение; в чем суть глобального экологического кризиса конца ХХ века и каковы пути выхода из него.

Уметь: определять границы научного и псевдонаучного подходов и дискуссионным научным проблемам (НЛО, внеземные цивилизации, биополе, возможности человеческой психики);

обосновывать свое отношение к этическим аспектам научных проблем (разработка новых типов оружия, клонирование живых организмов, ответственность ученого за судьбу своих открытий).

1.4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, что составляет 108 часов (ч.).

Курс состоит из трех разделов, соответствующих трем зачетным единицам, каждый раздел включает по 4 темы. 1-й раздел «История науки, ее методология и методы» содержит4 темы: 1) Естественнонаучная н гуманитарная культура. История естествознания. 2) Методология, методы и ступени научного познания;

3) Наука и религия. 4) Общая панорама современного естествознания.

1.4.1. Разделы дисциплин и виды занятий

тем

Темы дисциплины модуль Всего Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость в ч. Л. Пр.з. К С.р. 1-4 ЕстеЕ Е Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. Методы научного познания. Наука и религия 1 34 10 8

16 5 Классическая физика:

макромир

2 8 2 2

4 6 Микромир Ядерная энергия 2 8 2 2

4 7 Мегамир; Строение и эволюция Вселенной.

2 10 4 4

6 8 Науки о Земле; 2 8 2 2

4 9 Химические процессы, реакционная способность веществ 3 8 2 2

4 10 Особенности биологического уровня организации материи.

3 10 2 2

6 11 Гипотезы происхождения жизни. Человек: мозг, сознание: происхождение. 3 8 2 2

4 12 Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода. 3 10 2 2

6

ИТОГО

108 28 26

54

Сокращения: Л. – лекции; С. – семинары; Пр.з. – практические занятия; К. – консультации; С.Р. – самостоятельная работа; Л.р. – лабораторные работы; К.р. – контрольные работы (рефераты); Пр. – практика; Курс.раб. – курсовые работы.

1.4.2. Содержание лекционных занятий

№ темы Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1-4 Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. Наука и религия ЕстеЕстественнонаучная и гуманитарная культура.. Исторические этапы развития естественных наук. Методология, методы и ступени научного познания. Наука и религия. Панорама современного естествознания. 5 Классическая физика: макромир Корпускулярная и континуальная концепции описания природы ; принципы симметрии. Порядок и беспорядок в природе, принцип возрастания энтропии; состояния; динамические и статистические закономерности в природе. 6 Микромир Концепции квантовой механики, ядерная физика и радиоактивность принципы неопределенности, дополнительности, корпускулярно-волновой дуализм; строение материи 7 Мегамир Принцип относительности; пространство и время; необратимость времени. Теория относительности А. Эйнштейна. Строение и эволюция Вселенной. Солнечная система.. Космические объекты 8 Науки о Земле Геосферные оболочки Земли; географическая оболочка Земли. 9 Химические процессы Химические процессы, реакционная способность веществ 10 Особенности биологического уровня организации материи. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; клетка, классификация живого, генетика и эволюция, уровни организации живого 11 Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание Гипотезы происхождения жизни на Земле. Происхождение и эволюция человека. Гелиобиология. Этнология. 12 Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода. Законы экологии Глобальный экологический кризис. Итоги развития науки в XX веке Принципы универсального эволюционизма; самоорганизация в живой и неживой природе .

Тематический план

Распределение часов для Очной формы обучения

№тем. Наименование темы Кол-во академических часов Всего Вид занятия Л С/Пр.з. С.р. 1-4 Две культуры. Роль естествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. 24 10 8 16 5 Классическая физика: макромир 10 2 2 4

6 Микромир 10 2 2 4

7 Мегамир 12 4 4 6

8 Науки о Земле 8 2 2 4

9 Химические науки 10 2 2 4

10 Особенности биологического уровня организации материи. 10 2 2 6

11 Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание 10 2 2 4

12 Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода. 10 2 2 6 Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах 108 28 16 54

Распределение часов для Очно-заочной формы обучения

№ п.п. Наименование темы Кол-во академических часов Всего Вид занятия Л С/Пр.з. С.р. 1-4 Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. Наука и религия 16 4 2 10 5 Классическая физика: макромир 12 2

10 6 Микромир 12 2

10 7 Мегамир 14 2 2 10 8 Науки о Земле 10 2

8 9 Химические науки 10 2 2 8 10 Особенности биологического уровня организации материи. 10 2

8 11 Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание 10 2

8 12 Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода. 10 2 2 8 Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах 108 20 8 80

Распределение часов для Заочнойна базе ВПО формы обучения

№ п.п. Наименование темы Кол-во академических часов Всего Вид занятия Л С/Пр.з. С.р. 1-4 Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. Наука и религия 15 1 2 12 5 Классическая физика: макромир 11 1

10 6 Микромир 11 1

10 7 Мегамир 13 1 2 10 8 Науки о Земле 11 1

10 9 Химические науки 10

10 10 Особенности биологического уровня организации материи. 11 1

10 11 Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание 11 1

10 12 Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода. 11 1

10

Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах 108 8 4 92

Зачет-4
Распределение часов для Заочной формы обучения

№ п.п. Наименование темы Кол-во академических часов Всего Вид занятия Л С/Пр.з. С.р. 1-4 Две культуры. Роль еестествознания в науке. История и классификация наук. .Методы научного познания. Наука и религия 10 2 6 2 5 Классическая физика: макромир 13 2 1 10 6 Микромир 13 2 1 10 7 Мегамир 13 2 1 10 8 Науки о Земле 12 1 1 10 9 Химические науки 12 1 1 10 10 Особенности биологического уровня организации материи. 13 2 1 10 11 Гипотезы происхождения жизни на Земле Происхождение и эволюция человека. Мозг, сознание 11 2 1 8 12 Учение Вернадского –основа экологи. Кризис и пути выхода. 11 2 1 8 Общий объем трудоемкости (учебной нагрузки) в часах 108 16 14 78

  1   2   3   4   5
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий