1. Цели и задачи изучения дисциплины

«широких» специалистов, обладающих стремлением и умением реализовывать свой творческий потенциал
1. Цели и задачи изучения дисциплины

Скачати 1.64 Mb.

Сторінка 1/11 Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 1.64 Mb.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины:

Сформировать мировоззренческие ориентиры, повысить общую культуру, научить проникать в глубину общечеловеческих проблем, научить правильно использовать междисциплинарный подход для всестороннего взгляда, как на мировоззренческие проблемы, так и на частные объектов исследования, способствовать формированию высококвалифицированных «широких» специалистов, обладающих стремлением и умением реализовывать свой творческий потенциал.

Задачи:

— раскрыть роль философии в развитии личности и общества;

— раскрыть особенности накопленного опыта в исторической связи философии с другими социальными явлениями;

— дать представление об истории мировой философской мысли;

— дать представление о возможностях философского подхода к проблематике любого уровня;

— выработать умение ориентироваться в сложных проблемах окружающей действительности;

— создать условия для усвоения моральных ценностей, навыков в познавательной сфере, способствовать расширению кругозора.
2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалиста) 30.05.01 Медицинская биохимия (квалификация (степень) «специалист») по С.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл). Данный предмет изучается впервые и требует наличие базовых знаний большинства учебных предметов, изучаемых в рамках школьной программы, в особенности: физики, права, отечественной и зарубежной истории, литературы, права.

Учебный курс в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «История», «Логика», «Социология», «Политология», «Эстетика». В свою очередь, основные положения философии — основа для формирования личности специалиста и изучения других теоретических дисциплин.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

Коды формируемых компетенций Компетенции ОК-№ Общекультурные компетенции (ОК-1) способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; (ОК-2) способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию; (ОК-3) способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию; (ОК-5) способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности; ПК -№ Профессиональные компетенции (ПК-1) способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Студенты должны знать:
— методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию; структуру и состав современного философского знания:

— историю философии, общие философские вопросы (онтология, гносеология), социальную философию, философскую антропологию, философию культуры, философию истории.

— специфику объекта и предмета философии как гуманитарной дисциплины;

основные разделы философии;

— содержание основных категорий и понятий философии;

— основные философские течения;

Студенты должны уметь:

— грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

— объяснять философские термины;

— рассуждать по различным общим и частным проблемам не только философии, но и вообще;

— искать и применять новые подходы к решению различных философских проблем;

— формировать и обосновывать личностную позицию по отношению проблемам философии;

— демонстрировать умение работать с философскими текстами

(анализ и систематизация данных при работе с текстом учебника и первоисточниками).

— оценивать программу государства в области культуры;

— применять полученные знания для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности:

— в исследовательско-аналитической работе;

— в практической деятельности во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Студенты должны владеть:

— навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально- этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

— основными понятиями и категориями философии;

— навыками анализа, философских систем;

— принципами управления, организации;

— искусством ведения спора.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.

Вид учебной работы Всего часов Семестр Аудиторные занятия (всего) 96 1-2 В том числе:

Лекции (Л) 32 1-2 Практические занятия (ПЗ) —

Семинары (С) 64 1-2 Лабораторные практикумы (ЛП) —

Клинические практические занятия (КПЗ) —

Самостоятельная работа (всего) 84 1-2 Экзамен

1-2 Общая трудоемкость (час.)

180 1-2

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплин

п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела 1 2 3 Часть I. 1. Введение. Понятие, структура и основные функции мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения. Картины мира: религиозная, философская и научная. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.

Основные концепции возникновения и генезиса философии. «Осевое время» человечества и генезис нового исторического типа мировоззрения — философии. Предмет философии и его историческая динамика. Основные области философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Язык философии. Статус и роль, и функции философии в современной культуре. Соотношение философии и медицины.

2. Древневосточная философия Предфилософия и философия Древней Индии и Китая. Периодизация и источники философии. Синкретичный, религиозно-мифологический характер древнеиндийской и древнекитайской философии.

3. Античная философия Основные черты древнегреческой цивилизации и становление античной философской мысли. Античное наследие и его место в европейской историко-философской традиции.

Этапы развития древнегреческой философии.

Натурфилософские ориентации досократической философии. Поиск первоосновы мира – архэ: вода, воздух, огонь, число, гомеомерия, апейрон, атом.

Софистика как тенденция отхода от натурфилософии и обращения к человеку на основе принципа «Сколько людей, столько и мнений». Сократ и сократический переворот.

Платон как первый профессиональный философ. Философия Аристотеля как венец философской мысли античности.

Эллинизм как завершение античной классики. Разнообразие школ и направлений этого периода: киники, скептики, стоики и эпикурейцы.

4. Философия от Средневековья до Возрождения Основные этапы развития средневековой философии: проблемы и представители. Две линии средневековой мысли: платонизм и аристотелизм. Формирование и роль патристики в западноевропейской философии. Учение А. Августина. Природа как творение Бога. Проблема свободы воли. Философия истории. Средневековая схоластика. Учение Фомы Аквинского о разуме и вере, сущности и существовании. Онтологические доказательства.

Реалисты и номиналисты. Вопрос о соотношении власти светской и власти духовной в патристике и схоластике: “Град божий и град земной”. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Принцип экономии мышления В. О́ккама.

Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем. Гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, гелиоцентризм, учение о множестве миров. Коперниканский переворот и становление научного мышления. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения.. Рождение научной картины мира (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Социально-политические и правовые утопии.(Т.Мор, Т.Кампанелла) Оправдание светской власти в учении Н.Макиавелли. Скептицизм М.Монтеня.

5.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Основные направления новоевропейской философия: Критика схоластики и поиск нового метода познания. Эмпиризм Ф. Бэкона и индуктивно-эмпирический метод. Рационализм Р.Декарта: принцип автономного мыслящего субъекта, принцип методического сомнения, рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию.

Сенсуализм Дж. Локка. Субъективный идеализм (солипсизм) Беркли и скептицизм Юма. Теория общественного договора Т.Гоббса, теория естественных прав Дж. Локка. Выработка нового

юридического мировоззрения. Обоснование и защита прав гражданина и человека. Пантеистический монизм Б. Спинозы, плюралистическая монадология Г. Лейбница.

Рационализм и свободомыслие как основание философии Просвещения. Общая характеристика европейского, российского и американского просвещения. Утверждение материалистических идей вместе с резкой критикой религии и церкви во французском просвещении. Понимание истории как воли выдающихся личностей. Теория просвещенного абсолютизма Ф. Вольтера. Идея Ж.Ж. Руссо о праве народа на восстание. Оригинальные идеи в области антропологии: человек-машина Ж.О. Ламетри.

6. Немецкий идеализм. Немецкая классическая философия как важнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Философское творчество И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейербаха. Немецкая классическая философия как единое духовное образование.

7. Западная философия второй половины XIX- XX в. 1.Марксистская философия как совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также взгляды их последователей.

2.Позитивизм и претензии на философское истолкование научного познания.

Роль и место прагматизма в неклассической философии. Ключевые фигуры американского прагматизма ( Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи).

3.Становление иррационалистической традиции в неклассической философии (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

Психоанализ. З.Фрейд – одна из наиболее сложных и теоретически мощных фигур ХХ века.

4.Герменевтика. Исторические корни философской герменевтики. «Герменевтический круг». Самостоятельность смысла текста в герменевтике Г.Г. Гадамера. Роль пред-понимания по Гадамеру. П. Рикер — построение герменевтики как способа бытия. Феноменология Э. Гуссерля.

5.Философская антропология. Категория человека в классической и неклассической философии. Cинтез философского и научного знания в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).

Экзистенциализм или философия существования — философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания.

6. Аналитическая философия и постмодернизм

8. Русская философия. Русская философия — феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада — эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Советская философия — неодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости. Под советской философией исследователи понимают попытки советских философов в рамках ленинизма, марксизма. Особенное место в советской философии занимает Московский методологический кружок.

ЧАСТЬ II 1. Онтология и теория познания Понятие метафизики и онтологии как основных стратегий познания бытия в европейской философской традиции. Бытие материи, природы, общества, человека, сознания, идеи. Проблема интерпретации бытия в классической и неклассической философии. Монизм, дуализм и плюрализм как онтологические позиции в философии. Идеализм и материализм, и их формы. ОВФ.

Пространственно-временная структура бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социального пространства и времени, отличие социального пространства и времени от физических аналогов.

Познание как культурно-исторический процесс получения и трансляции знаний в обществе. Многообразие форм познания (мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное, научное и др.). Проблема познаваемости мира: варианты её решения в истории философской мысли. Проблема субъекта и объекта познания. Структура и основные закономерности познавательного процесса. Чувственная, рациональная, иррациональная стороны познания. Природа научного знания. Научная рациональность.

2. Этика, эстетика, аксиология, Диалектика и логика, Сознание. Речь, мышление, язык. Мораль и нравственность. Добро и зло. Принцип талиона. Теория “золотой середины”. Моральные, правовые и социально-экономические аспекты проблемы справедливости. Уравнивающая, распределительная, меновая парадигмы справедливости. Деонтология. Категория морального долга. Категорический императив И. Канта. Понятия насилия и ненасилия. Критерии насилия. Принципы милосердия и заботы – этическая основа ненасилия. Этика ненасилия: концепции Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.Л. Кинга. Эстетическое начало в человеческой деятельности. Теория “золотого сечения”.

Эстетика: прекрасное и безобразное.

Аксиология и её место в философии. Понятие ценности, типы ценностных теорий. Ценности как социальное явление. Классификация ценностей. Представление об оценках и нормах. Ценности личности и ценности общества. Проблема иерархии ценностей. Понятие системы ценностей, социокультурный характер её формирования. Место и роль системы ценностей в обществе, проблема её эволюции. Ценность и стоимость.

Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально феноменологический. Программы анализа сознания. Гипотезы о происхождении, сущности и способах существования сознания. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Сознание и психика. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Проблема искусственного интеллекта. Индивидуальное и общественное сознание. Интенциональность и рефлексия сознания.

Структура человеческого сознания. Знание, эмоции, память, воля как формы психической деятельности. Понятие мышления. Сознание, мышление, язык. Сознание, поведение, деятельность. Социокультурная составляющая сознания. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание и самосознание.

Сознательное и бессознательное. Бессознательное как форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии. Проявление бессознательного в общественном и индивидуальном. Рациоморфизм

3.. Социальная философия. Философия истории. Общество и социальные процессы как объекты философского анализа. Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Представлений об обществе в истории философской мысли. Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая и др. Исследовательская программа классического и постклассического марксизма.

Основные концепции социогенеза: креационистская, эволюционно-натуралистическая, игровая и др. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая). Общество как система социальных отношений.

Общество как система. Основные аспекты жизни общества: материальный, социально-политический и духовный, их взаимосвязь. Проблема движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта.

Идея единства и многовариантности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Основные подходы к анализу истории общества: формационный, цивилизационный и культурологический. Роль личности в истории. Концепция «нищеты историцизма» К. Поппера. Историзм, историцизм, антиисторицизм.

4. Наука и религия Соотношение науки и религии. Социально-экологические последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации.

Философская и религиозная картины мира: точки соприкосновения. Проблемы определения религии. Анализ концепций религии. Основные элементы религии. Религиозное сознание и его уровни. Вера в сверхъестественное.

5. Политическая сфера общества.

Государство и право

Государство, право, политика, власть: социально-философский анализ. Концепции происхождения государства и права. Политико-философские концепции (этатизм, анархизм). Политическое сознание и политические институты. Язык власти. Понятие политической игры. Идеология и пропаганда. Феномен партийности философии. Политическая мифология. Политические мифы и утопии.

Философия права. Концепция правового государства. Гражданское общество и права человека. Философское обоснование теории естественных прав. Правовой нигилизм. Правовой инфантилизм. Политика и нравственность в современном обществе.

6.. Гендерология и феминология. Гендерология и феминология формируют представления о социальных и экономических механизмах воспроизводства гендерного неравенства и способах его государственного регулирования в рамках социальной политики; дает представление о способах организации социального, политического и экономического пространства с целью удовлетворения потребностей мужчин и женщин в рамках реализации концепции социального партнерства и кооперации. 7. Философские проблемы медицины. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму Современные концепции антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая, символическая и др.

Природное и социальное в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Принцип гуманизма и его эволюция. Индивид, индивидуальность, личность, духовность.

8. Философия культуры.

Глобальные проблемы общества.

Футурология. Римский клуб. Глобальные проблемы человечества.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий

п/п

Разделы Л ПЗ Всего часов 1 2 3 4 5

Введение в философию. 2 2 4
Древневосточная философия 2 4 6
Античная философия 2 4 6
Философия от Средневековья до Возрождения 2 4 6
Философия Нового времени и эпохи Просвещения. 2 4 6
Немецкий идеализм. 2 4 6
Западная философия второй половины XIX- XX в. 2 8 10
Русская философия. 2 2 4
Онтология и теория познания 2 4 6
Этика, эстетика, аксиология, Диалектика и логика, Сознание. Речь, мышление, язык. 2 6 8
Социальная философия. Философия истории. 2 6 8
Наука и религия 2 4 6
Политическая сфера общества.

Государство и право

2 2 4

Гендерология и феминология.

2 4 10
Философские проблемы медицины. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму 2 2 4
Философия культуры.

Глобальные проблемы общества.

2 4 6 Итого: 96 ч.

6. Интерактивные формы проведения занятий

п/п Наименование раздела дисциплины Интерактивные формы проведения занятий Длительность

(час.)

Введение в философию. Ролевая игра. Коллоквиум. 2

История философии с Древности до наших дней. Ролевая игра. Коллоквиум. Дискуссия. 20

Этика, эстетика и аксиология. Ролевая игра. Коллоквиум. 10 Итого (час.) 32 Итого (% от аудиторных занятий) 33 %

7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

п/п Наименование раздела дисциплины Виды самостоятельной работы Формы контроля 1. Весь цикл Сбор материала, написание эссе по выбранной книге. Заполнение рабочей тетради собеседование

8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

— устные (собеседование, доклад, коллоквиум, защита проектов)

— письменные (проверка тестов, эссе, рефератов, конспектов, решение задач,).

Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 приложении учебно-методического комплекса дисциплины «Фонд оценочных средств».

8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Этапы проведения экзамена (зачета)

  1. Этап – Электронное тестирование Итоговый тест по история философии. I ЧАСТЬ. Каб. 2302. (210 вопросов)
  2. Этап — Электронное тестирование №4. (Систематическая философия). II ЧАСТЬ. Каб. 2302. (240 вопросов)
  3. Этап – Экзамен.

Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 приложении учебно-методического комплекса дисциплины «Фонд оценочных средств».

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература:

  1. Алексеев П.В. Философия [Текст] : учебник для вузов/ П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Философ. фак.. — 4-е изд., перераб. и доп.. — Москва : Проспект, 2010. — 588 с.
  2. Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс] : учебник/ Л. Е. Балашов. — Москва : Дашков и К, 2012. — 612 с. — Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/.
  3. Борисова Е.М. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ Е. М. Борисова. — Москва : Евразийский открытый институт, 2011. — 414 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
  4. Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. — Москва : ПЕР СЭ, 2012. — 447 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
  5. Липский Б. И. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров/ Б. И. Липский, Б. В. Марков. — Москва : Юрайт, 2012. — 495 с.
  6. Макулин, А.В. История философии: учебное пособие / А.В. Макулин. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2013. – 445 с.
  7. Макулин, Артем Владимирович. Философия [Текст] : метод. указания/ А. В. Макулин ; Сев. гос. мед. ун-т Ч. I : История философии: СГМУ, 2010. — 60 с.
  8. Макулин, Артем Владимирович. Философия [Текст] : метод. указания/ А. В. Макулин ; Сев. гос. мед. ун-т Ч. II : Систематическая философия: СГМУ, 2010. — 53 с.

9.2. Дополнительная литература:

  1. Светлов В.А. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ В. А. Светлов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. — 335 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
  2. Спиркин А.Г. Философия [Текст] : учебник для вузов/ А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп.. — Москва : Юрайт, 2010. — 828 с

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наглядные пособия:
— Стенды

— Модели

— Таблицы

— Фильмы

-Учебники

— Презентации по философии

— Аудио файлы
Вспомогательные средства:

— Ноутбук

— Проектор

— Колонки

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)

Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________

3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________

4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):

Занимаемая должность Фамилия, инициалы Подпись Зав.кафедрой гуманитарных наук Макулин А.В.

Рецензент (ы):

Место работы Занимаемая должность Фамилия, инициалы Подпись

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий