Скачати 1.64 Mb.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель изучения дисциплины:
Сформировать мировоззренческие ориентиры, повысить общую культуру, научить проникать в глубину общечеловеческих проблем, научить правильно использовать междисциплинарный подход для всестороннего взгляда, как на мировоззренческие проблемы, так и на частные объектов исследования, способствовать формированию высококвалифицированных «широких» специалистов, обладающих стремлением и умением реализовывать свой творческий потенциал.
Задачи:
— раскрыть роль философии в развитии личности и общества;
— раскрыть особенности накопленного опыта в исторической связи философии с другими социальными явлениями;
— дать представление об истории мировой философской мысли;
— дать представление о возможностях философского подхода к проблематике любого уровня;
— выработать умение ориентироваться в сложных проблемах окружающей действительности;
— создать условия для усвоения моральных ценностей, навыков в познавательной сфере, способствовать расширению кругозора.
2.Место дисциплины в структуре ООП
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалиста) 30.05.01 Медицинская биохимия (квалификация (степень) «специалист») по С.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл). Данный предмет изучается впервые и требует наличие базовых знаний большинства учебных предметов, изучаемых в рамках школьной программы, в особенности: физики, права, отечественной и зарубежной истории, литературы, права.
Учебный курс в учебном плане вуза связан со многими учебными дисциплинами, включая такие как: «История», «Логика», «Социология», «Политология», «Эстетика». В свою очередь, основные положения философии — основа для формирования личности специалиста и изучения других теоретических дисциплин.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Студенты должны знать:
— методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию; структуру и состав современного философского знания:
— историю философии, общие философские вопросы (онтология, гносеология), социальную философию, философскую антропологию, философию культуры, философию истории.
— специфику объекта и предмета философии как гуманитарной дисциплины;
основные разделы философии;
— содержание основных категорий и понятий философии;
— основные философские течения;
Студенты должны уметь:
— грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;
— объяснять философские термины;
— рассуждать по различным общим и частным проблемам не только философии, но и вообще;
— искать и применять новые подходы к решению различных философских проблем;
— формировать и обосновывать личностную позицию по отношению проблемам философии;
— демонстрировать умение работать с философскими текстами
(анализ и систематизация данных при работе с текстом учебника и первоисточниками).
— оценивать программу государства в области культуры;
— применять полученные знания для обоснования практических решений, касающихся как повседневной жизни, так и профессиональной деятельности:
— в исследовательско-аналитической работе;
— в практической деятельности во всех сферах человеческой жизнедеятельности.
Студенты должны владеть:
— навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально- этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;
— основными понятиями и категориями философии;
— навыками анализа, философских систем;
— принципами управления, организации;
— искусством ведения спора.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплин
п/п
Основные концепции возникновения и генезиса философии. «Осевое время» человечества и генезис нового исторического типа мировоззрения — философии. Предмет философии и его историческая динамика. Основные области философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Язык философии. Статус и роль, и функции философии в современной культуре. Соотношение философии и медицины.
Этапы развития древнегреческой философии.
Натурфилософские ориентации досократической философии. Поиск первоосновы мира – архэ: вода, воздух, огонь, число, гомеомерия, апейрон, атом.
Софистика как тенденция отхода от натурфилософии и обращения к человеку на основе принципа «Сколько людей, столько и мнений». Сократ и сократический переворот.
Платон как первый профессиональный философ. Философия Аристотеля как венец философской мысли античности.
Эллинизм как завершение античной классики. Разнообразие школ и направлений этого периода: киники, скептики, стоики и эпикурейцы.
Реалисты и номиналисты. Вопрос о соотношении власти светской и власти духовной в патристике и схоластике: “Град божий и град земной”. Проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Принцип экономии мышления В. О́ккама.
Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем. Гуманизм, антропоцентризм, пантеизм, гелиоцентризм, учение о множестве миров. Коперниканский переворот и становление научного мышления. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения.. Рождение научной картины мира (Н.Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей). Социально-политические и правовые утопии.(Т.Мор, Т.Кампанелла) Оправдание светской власти в учении Н.Макиавелли. Скептицизм М.Монтеня.
Сенсуализм Дж. Локка. Субъективный идеализм (солипсизм) Беркли и скептицизм Юма. Теория общественного договора Т.Гоббса, теория естественных прав Дж. Локка. Выработка нового
юридического мировоззрения. Обоснование и защита прав гражданина и человека. Пантеистический монизм Б. Спинозы, плюралистическая монадология Г. Лейбница.
Рационализм и свободомыслие как основание философии Просвещения. Общая характеристика европейского, российского и американского просвещения. Утверждение материалистических идей вместе с резкой критикой религии и церкви во французском просвещении. Понимание истории как воли выдающихся личностей. Теория просвещенного абсолютизма Ф. Вольтера. Идея Ж.Ж. Руссо о праве народа на восстание. Оригинальные идеи в области антропологии: человек-машина Ж.О. Ламетри.
2.Позитивизм и претензии на философское истолкование научного познания.
Роль и место прагматизма в неклассической философии. Ключевые фигуры американского прагматизма ( Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи).
3.Становление иррационалистической традиции в неклассической философии (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Психоанализ. З.Фрейд – одна из наиболее сложных и теоретически мощных фигур ХХ века.
4.Герменевтика. Исторические корни философской герменевтики. «Герменевтический круг». Самостоятельность смысла текста в герменевтике Г.Г. Гадамера. Роль пред-понимания по Гадамеру. П. Рикер — построение герменевтики как способа бытия. Феноменология Э. Гуссерля.
5.Философская антропология. Категория человека в классической и неклассической философии. Cинтез философского и научного знания в философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер).
Экзистенциализм или философия существования — философское учение, в центре которого находится проблема уникальности, неповторимости человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать эмоциональные острейшие переживания.
6. Аналитическая философия и постмодернизм
Советская философия — неодномерная, неоднозначная и обладающая достаточно высокой степенью внутренней противоречивости. Под советской философией исследователи понимают попытки советских философов в рамках ленинизма, марксизма. Особенное место в советской философии занимает Московский методологический кружок.
Пространственно-временная структура бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Пространство и время в неживой и живой природе. Специфика социального пространства и времени, отличие социального пространства и времени от физических аналогов.
Познание как культурно-исторический процесс получения и трансляции знаний в обществе. Многообразие форм познания (мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное, научное и др.). Проблема познаваемости мира: варианты её решения в истории философской мысли. Проблема субъекта и объекта познания. Структура и основные закономерности познавательного процесса. Чувственная, рациональная, иррациональная стороны познания. Природа научного знания. Научная рациональность.
Эстетика: прекрасное и безобразное.
Аксиология и её место в философии. Понятие ценности, типы ценностных теорий. Ценности как социальное явление. Классификация ценностей. Представление об оценках и нормах. Ценности личности и ценности общества. Проблема иерархии ценностей. Понятие системы ценностей, социокультурный характер её формирования. Место и роль системы ценностей в обществе, проблема её эволюции. Ценность и стоимость.
Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально феноменологический. Программы анализа сознания. Гипотезы о происхождении, сущности и способах существования сознания. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Сознание и психика. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Проблема искусственного интеллекта. Индивидуальное и общественное сознание. Интенциональность и рефлексия сознания.
Структура человеческого сознания. Знание, эмоции, память, воля как формы психической деятельности. Понятие мышления. Сознание, мышление, язык. Сознание, поведение, деятельность. Социокультурная составляющая сознания. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание и самосознание.
Сознательное и бессознательное. Бессознательное как форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии. Проявление бессознательного в общественном и индивидуальном. Рациоморфизм
Основные концепции социогенеза: креационистская, эволюционно-натуралистическая, игровая и др. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая). Общество как система социальных отношений.
Общество как система. Основные аспекты жизни общества: материальный, социально-политический и духовный, их взаимосвязь. Проблема движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта.
Идея единства и многовариантности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Основные подходы к анализу истории общества: формационный, цивилизационный и культурологический. Роль личности в истории. Концепция «нищеты историцизма» К. Поппера. Историзм, историцизм, антиисторицизм.
Философская и религиозная картины мира: точки соприкосновения. Проблемы определения религии. Анализ концепций религии. Основные элементы религии. Религиозное сознание и его уровни. Вера в сверхъестественное.
Государство и право
Философия права. Концепция правового государства. Гражданское общество и права человека. Философское обоснование теории естественных прав. Правовой нигилизм. Правовой инфантилизм. Политика и нравственность в современном обществе.
Природное и социальное в человеке. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Принцип гуманизма и его эволюция. Индивид, индивидуальность, личность, духовность.
Глобальные проблемы общества.
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
п/п
Государство и право
Глобальные проблемы общества.
6. Интерактивные формы проведения занятий
п/п
(час.)
7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
п/п
8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля
— устные (собеседование, доклад, коллоквиум, защита проектов)
— письменные (проверка тестов, эссе, рефератов, конспектов, решение задач,).
Перечень тем рефератов, докладов, эссе, контрольных и курсовых работ, сборники тестов и ситуационных задач приводятся в 4 приложении учебно-методического комплекса дисциплины «Фонд оценочных средств».
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
Этапы проведения экзамена (зачета)
- Этап – Электронное тестирование Итоговый тест по история философии. I ЧАСТЬ. Каб. 2302. (210 вопросов)
- Этап — Электронное тестирование №4. (Систематическая философия). II ЧАСТЬ. Каб. 2302. (240 вопросов)
- Этап – Экзамен.
Вопросы к зачету и экзамену приводятся в 4 приложении учебно-методического комплекса дисциплины «Фонд оценочных средств».
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература:
- Алексеев П.В. Философия [Текст] : учебник для вузов/ П. В. Алексеев, А. В. Панин; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Философ. фак.. — 4-е изд., перераб. и доп.. — Москва : Проспект, 2010. — 588 с.
- Балашов Л.Е. Философия [Электронный ресурс] : учебник/ Л. Е. Балашов. — Москва : Дашков и К, 2012. — 612 с. — Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/.
- Борисова Е.М. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ Е. М. Борисова. — Москва : Евразийский открытый институт, 2011. — 414 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
- Бучило Н.Ф. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков. — Москва : ПЕР СЭ, 2012. — 447 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
- Липский Б. И. Философия [Текст] : учеб. для бакалавров/ Б. И. Липский, Б. В. Марков. — Москва : Юрайт, 2012. — 495 с.
- Макулин, А.В. История философии: учебное пособие / А.В. Макулин. – Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2013. – 445 с.
- Макулин, Артем Владимирович. Философия [Текст] : метод. указания/ А. В. Макулин ; Сев. гос. мед. ун-т Ч. I : История философии: СГМУ, 2010. — 60 с.
- Макулин, Артем Владимирович. Философия [Текст] : метод. указания/ А. В. Макулин ; Сев. гос. мед. ун-т Ч. II : Систематическая философия: СГМУ, 2010. — 53 с.
9.2. Дополнительная литература:
- Светлов В.А. Философия [Электронный ресурс] : учеб. пособие/ В. А. Светлов. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. — 335 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/.
- Спиркин А.Г. Философия [Текст] : учебник для вузов/ А. Г. Спиркин. — 3-е изд., перераб. и доп.. — Москва : Юрайт, 2010. — 828 с
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Наглядные пособия:
— Стенды
— Модели
— Таблицы
— Фильмы
-Учебники
— Презентации по философии
— Аудио файлы
Вспомогательные средства:
— Ноутбук
— Проектор
— Колонки
11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.
1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________
________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________
_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО!
Автор (ы):
Рецензент (ы):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция