1. Цели и задачи Цель

Цель: Получение слушателями знаний и практических навыков, необходимых для работы в качестве диспетчера, оператора дежурно-диспетчерской службы (ддс) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру
1. Цели и задачи Цель

Скачати 0.64 Mb.

Сторінка 1/2 Дата конвертації 15.04.2016 Розмір 0.64 Mb.

  1   2

1. Цели и задачи
Цель:Получение слушателями знаний и практических навыков, необходимых для работы в качестве диспетчера, оператора дежурно-диспетчерской службы (ДДС) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»(система-112)».

Задачи:

— изучение слушателями законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации и МЧС России по организации реагирования на чрезвычайные ситуации, структуре и функционированию персонала ДДС системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», а также зарубежного опыта;

— получение знаний и формирование практических навыков необходимых для эффективной работы в качестве диспетчера, оператора ДДС системы-112.
2. Требования к обучающимся по программе

С целью успешного освоения программы обучающиеся к началу ее изучения должны обладать следующими входными знаниями, умениями и компетенциями в области:

Русского языка

1) владение видами речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающими эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального общения;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования;

3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков;

4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

5) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения;

6) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

Литературы

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.

Иностранного языка

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

3) достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;

4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.
Математики. Алгебры. Геометрии. Информатики

1) представление о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) умение работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) владение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат;

5) владение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

6) владение геометрическим языком; развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений, изобразительных умений, навыков геометрических построений;

7) владение систематическими знаниями о плоских фигурах и их свойствах, представлений о простейших пространственных телах; развитие умений моделирования реальных ситуаций на языке геометрии, исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем, аппарата алгебры, решения геометрических и практических задач;

8) владение простейшими способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о простейших вероятностных моделях; развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать массивы числовых данных с помощью подходящих статистических характеристик, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений;

9) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

10) владение информационной и алгоритмической культурой; представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств;

11) владение представлением об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;

12) владение алгоритмическим мышлением, необходимым для профессиональной деятельности в современном обществе; владение умением составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; знание алгоритмических конструкций, логических значений и операций; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

13) умение формализации и структурирования информации, умение выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

14) владение навыками и умениями безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умение соблюдать нормы информационной этики и права.

Физики

1) владение представлениями о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;

2) владение первоначальными представлениями о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

3) владение опытом применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимание неизбежности погрешностей любых измерений;

4) понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

5) осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

6) владение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;

7) умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;

8) владение представлениями о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

Биологии

1) владение системой научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) владение первоначальными систематизированными представлениями о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) владение опытом использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) владение основами экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) владение представлениями о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) владение приемами оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Химии

1) владение первоначальными систематизированными представлениями о веществах, их превращениях и практическом применении; владение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

3) владение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

4) умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

5) владение опытом использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) имение представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
3. Требования к компетенциям по результатам освоения программы
Слушатель — выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

— способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества (ОК-1);

— способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

— способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

— способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-4);

— способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

— способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-6);

— способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);

— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8);

— способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9);

— способен использовать методы и средства для укрепления здоровья и обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

— способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

— способен использовать Гражданский кодекс Российской Федерации, правовые и моральные нормы в социальном взаимодействии и реализации гражданской ответственности (ОК-12);

— способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);

— способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве (ОК-14).
Слушатель — выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными:

— способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности (ПК-1);

— способен при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ПК-2);

— способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);

проектная деятельность:

— способен ставить и решать прикладные задачи с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-4);

— способен проводить обследование организаций, выявлять информационные потребности пользователей, формировать требования к информационной системе, участвовать в реинжиниринге прикладных и информационных процессов (ПК-8);

организационно-управленческая и производственно-технологическая деятельность:

— способен принимать участие в создании и управлении ИС на всех этапах жизненного цикла (ПК-11);

— способен эксплуатировать и сопровождать информационные системы и сервисы (ПК-12);

— способен принимать участие во внедрении, адаптации и настройке прикладных ИС (ПК-13);

аналитическая деятельность:

— способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16);

— способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17);

— способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);

научно-исследовательская деятельность:

— способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для профессиональной деятельности (ПК-22).

В результате изучения программыобучающийся должен:

Знать:

— законодательство, регламентирующее работу экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения;

— задачи, структуру и возможности экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения и риски, присущие этим службам;

— принципы работы экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения;

— важность системы-112 и своей работы;

— оборудование, применяемое в работе экстренных оперативных и иных службах жизнеобеспечения;

— оценку результатов действий системы-112;
Уметь:

— определять степень угроз жизни, здоровью и имуществу граждан,

общественному правопорядку на основании сообщений абонентов по телефонному номеру соответствующей ДДС;

— определять перечень служб и специалистов, необходимых на месте происшествия;

— определять адреса места происшествия со слов абонента, с использованием систем позиционирования, электронных или бумажных карт, по ориентирам, объектам и т.д.

— обеспечивать эффективное взаимодействие дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб при реагировании на вызовы;

— обрабатывать входящуюинформацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами;

— организовывать сбор, обработку и передачу оперативной информации о фактах или угрозах возникновения ЧС (происшествия) и в ходе проведения работ по ликвидацииих последствий;

— использовать все средства регистрации информации, связи и информационного обеспечения, в том числе и в ситуации технических сбоев;

— общаться с абонентами и персоналом ЦОВ (ЕДДС) системы 112 вежливо, получая необходимую информацию за минимальное время;

— довести до абонента необходимые рекомендации по его действиям до прибытия экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения;

— обеспечивать ведение необходимой документации ДДСсистемы-112.

Иметь навыки:

— действий по предназначению, позволяющих квалифицированно реагировать на вызовы;

— работы по оперативному управлению мероприятиями РСЧС, реагированию и управлению в ЧС по обеспечению защиты населения и территорий при возникновении ЧС (происшествия).

4. Структура и содержание учебной дисциплины
4.1 Учебный план

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов в том числе Форма контроля Лекции Семинары, «круглые столы» Практические занятия, деловые игры, тренинги Практические занятия на объекте, учения

1 Специальная подготовка 110 56 12 26 16

2 Стажировка 28

28

3 Итоговый контроль 6

6 Итого: 144 56 12 26 44 6

4.2 Календарный учебный график

Неделя

обучения

1 2 3 4 5 6 7 Итого часов пн вт ср чт пт сб вс

1 неделя 2 8 8 8 8 С — 34 2 неделя 6 8 8 8 8 С — 38 3 неделя 6 8 8 8 8 С — 38 4 неделя 6 8 8 6 Э

34

144 Примечание: Э – экзамен; С – самостоятельная работа.

4.3 Тематический план
Последовательность и распределение прохождения тем учебной программы рекомендуется проводить в соответствии с последовательностью в тематическом плане и с учетом календарного учебного графика.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов в том числе Форма контроля Лекции Семинары, «круглые столы» Практические занятия, деловые игры, тренинги Практические занятия на объекте, учения

1 2 3 4 5 6 7 8 Раздел 1. Специальная подготовка 1.1 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 2 2

1.2 Чрезвычайные и иные ситуации. Последствия различных ЧС. 4 4

1.3 Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ГУ МЧС России по субъекту РФ. Назначение, состав НЦУКС, ЦУКС. 2 2

1.4 Правовые основы охраны труда в РФ.Правовое положение персонала (сотрудников, работников) ДДС системы 112. 2 2

1.5 Основы проводной связи. Отечественные и зарубежные средства проводной связи, применяемые в системе-112 и экстренных оперативных и иных службах жизнеобеспечения. 4 4

1.6 Основы радиосвязи.

Отечественные и зарубежные средства радиосвязи, применяемые в системе-112 и экстренных оперативных и иных службах жизнеобеспечения.

6 4

2

1.7 Основы диспетчерской службы. 4 4

1.8 Общие понятия пожарной тактики и аварийно-спасательных работ при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС. 2 2

1.9 Экстренные оперативныеи иные службы жизнеобеспечения, вызываемыепо единому номеру «112». 4 4

1.10 Общие сведения о силах и средствах экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения (техника и оборудование). 8 4

4

1.11 Система обеспечения вызова экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспеченияпоединому номеру «112» (система-112). Назначение, подсистемы и функциональные возможности системы-112. 4 4

1.12 Система оповещения населения о ЧС. Назначение, состав и функциональные возможности. 2 2

1.13 Основы информационных технологий. 12 4

8

1.14 Автоматизированные рабочие места системы 112, ДДС экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения. 16 4

12

1.15 Отработка алгоритмов действий диспетчера, оператора ДДС экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения. 14

14

1.16 Цифровые информационные технологии, применяемые в территориальных подсистемах РСЧС. 4 4

1.17 Современные системы автоматической пожарной и охранно-пожарной сигнализации. 2 2

1.18 Культура речевого общения. Официально деловой профессиональный стиль. 6 2 4

1.19 Специфика оказания психологической поддержки персоналом дежурно-диспетчерской службы системы – 112 лицам, находящимся в кризисных и экстремальных ситуациях. 2 2

1.20 Обучение персонала дежурно-диспетчерской службы системы – 112 техникам активного слушания. 4 2

2

1.21 Обучение приемам саморегуляции и самоконтроля функционального состояния на основе биологически обратной связи (на тренажерном модуле). 6 2

4

1.22 Основы первой помощи 2 2

Итого по разделу 1: 112 62 4 30 16

Раздел 2. Стажировка 2.1. Стажировка в составе ДДСсистемы-112.

26

26

Итого по разделу 2:

26

26

Раздел 3. Итоговый контроль

3.1 Экзамен 6

6

Итого по разделу 3:

6

6

Итого: 144 62 4 30 42 6

4.4. Содержание рабочей программы
Раздел 1. Специальная подготовка
Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Лекция — 2 часа.

Структура РСЧС ее роль в обеспечении безопасности на территории Российской Федерации. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Назначение, состав.

Функциональные и территориальные подсистемы РСЧС. Цели, задачи и возможности.

Перечень функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых федеральными органами исполнительной власти. Силы и средства РСЧС. Координация деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований. Система связи, оповещения и информационное обеспечение РСЧС.

Территориальные подсистемы РСЧС на примере муниципального образования, города и субъекта РФ.

Структура и состав органов управления РСЧС субъекта РФ. Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подсистемы РСЧС. Особенности режима функционирования, координирующие органы и органы повседневного управления РСЧС субъекта РФ. Организация, состав сил и средств, порядок их привлечения и взаимодействия.

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [22];

нормативные правовые акты [1-2, 4-5, 17-19, 24-32, 35, 53-54, 61, 69, 73].

Тема 1.2.Чрезвычайные и иные ситуации. Последствия различных ЧС.

Лекция — 4 часа.

Классификация ЧС. Поражающие факторы, причины возникновения и возможные последствия техногенных чрезвычайных ситуаций: аварий на пожаро-взрывоопасных и энергетических объектах, аварий с выбросом химических опасных, радиоактивных и опасных биологических веществ, транспортных аварий (катастроф), аварий коммунальных системах жизнеобеспечения, на очистных сооружениях, на гидродинамических опасных объектах, а также при внезапном обрушении зданий и сооружений.

Мероприятия по минимизации возможных последствий крупных производственных аварий и катастроф.

Классификация, поражающие факторы, причины возникновения и возможные последствия опасных геофизических, геологических, метеорологических и гидрологических явлений, а также природных пожаров. Мероприятия по минимизации возможных последствий стихийных бедствий.

Виды рисков в различных ЧС. Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС.Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций.

Комплексный критерий риска. Прогноз ожидаемого ущерба. Оценка вероятного ущерба. Предотвращенный риск. Точность и достоверность результатов риск- анализа. Оценка индивидуального и коллективного рисков.

Паспорт территории. Структура и состав паспорта территории. Информация о возможности возникновения ЧС и их последствиях для населения и территории. Меры по предупреждению, снижению тяжести и подготовленности к ликвидации ЧС. Приложения к паспорту территории: карты, планы с нанесенными на них зонами возможных ЧС.

ГИС –технологии. Методы моделирования последствий аварий и анализа риска с применением ГИС-технологий (геоинформационная система).

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [22];

нормативные правовые акты [4-5, 11, 17-18, 24, 26-27, 35, 52-54, 61, 73, 75].

Тема 1.3. Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ГУ МЧС России по субъекту РФ. Назначение, состав НЦУКС, ЦУКС.

Лекция – 2 часа.

Федеральное казенное учреждение НЦУКС МЧС России. Назначение, состав.

Федеральное казенное учреждение ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ. Назначение, состав, структура и функциональные возможности.

Взаимодействие ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ с НЦУКС.

Нормативно-правовое обеспечение и алгоритм взаимодействия ЦУКС ГУ МЧС России по субъекту РФ с системой-112. Средства телекоммуникации и автоматизации взаимодействия и варианты их применения.

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [7, 18, 22];

нормативные правовые акты [4-5, 8, 10-11, 14-16, 21-23, 33-34, 36-40, 42-43, 45, 47-49, 52, 56-58, 60, 63, 65, 67-68, 73].

Тема 1.4. Правовые основы охраны труда в РФ. Правовое положение персонала (сотрудников, работников) ДДС системы-112.

Лекция – 2 часа.

Регулирование вопросов охраны труда в РФ. Нормативно-правовые документы по охране труда. Основные понятия.

Организация работы по охране труда в учреждении. Виды инструктажей. Обязанности и ответственность должностных лиц за соблюдение правил охраны труда. Обязанности и ответственность работника за соблюдение правил охраны труда.

Порядок учета и расследования несчастных случаев. Понятие несчастного случая. Работа комиссии по расследованию несчастных случаев. Документы составляемые при расследовании несчастного случая. Контроль государства за состоянием охраны труда на предприятии.

Правовые, экономические и социальные основы положения персонала (сотрудников, работников) ДДС системы-112.

Кодекс законов о труде РФ.

Гарантии правовой и социальной защиты персонала (сотрудников, работников) ДДС системы-112 со стороны государства. Государственное страхование жизни и здоровья персонала (сотрудников, работников) ДДС системы-112.

Государственное регулирование взаимоотношений персонала ДДС системы-112 и работодателя.

Организация обучения персонала (сотрудников, работников) ДДС системы-112 и создание условий для его профессиональной деятельности.

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [22];

нормативные правовые акты [1-5, 12, 13, 34, 36, 42, 45, 48-49, 60, 67-68, 73].

Тема 1.5. Основы проводной связи. Отечественные и зарубежные средства проводной связи, применяемые в системе-112 и экстренных оперативных службах.

Лекция – 4 часа.

Роль электросвязи в экстренных оперативных и иных службах жизнеобеспечения.

Состояние систем электросвязи России. Доступность, надежность, пропускная способность систем электросвязи. Укомплектованность средствами электросвязи системы-112 и подразделений экстренных оперативных и иных службах жизнеобеспечения.

Принципы проводной связи. Устройство преобразования звуковых сообщений в электрические сигналы. Аналоговые и цифровые электрические сигналы. Схема организации проводной связи системы-112 и экстренных оперативных и иных служб. Аппаратура проводной связи, применяемая в системе-112 и экстренных оперативных службах.

Современные технологии приема-передачи информации в системе электросвязи России.

Основные направления и тенденции развития систем проводной связи. Современная и перспективная цифровая система проводной связи.

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [4, 7, 22];

нормативные правовые акты [4-5, 8, 11, 14-15, 33, 36, 40, 42-43, 45, 48, 60, 65, 67-68, 72-73].

Тема 1.6. Основы радиосвязи. Отечественные и зарубежные средства радиосвязи, применяемые в системе-112 и экстренных оперативных службах.

Лекция – 4 часа.

Основные принципы радиосвязи.

Физические принципы радиосвязи. Блок-схема приемника, передатчика. Преимущества и недостатки радиосвязи. Радио — основной вид связи с подвижными объектами. Особенности радиосвязи в УКВ диапазоне. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств. Предельная дальность радиосвязи в ультракоротковолновом диапазоне.

Организация радиосвязи экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения.

Принципы осуществления радиосвязи. Дисциплина связи. Нарушения дисциплины связи. Проверка связи. Правила обмена сообщениями. Передача сообщений при плохой слышимости. Оценка качества связи. Схема организации электросвязи при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Средства радиосвязи, применяемые в системе-112, экстренных оперативных и иных службах.

Технический уровень отечественных и зарубежных средств радиосвязи. Основные технические параметры и функциональные возможности профессиональных радиостанций.

Современные технологии передачи информации в системе радио-связи МЧС России.

Основные направления, тенденции развития систем радио- и радиотелефонной связи. Транкинговые, сотовые, спутниковые и др. системы электросвязи (цифровые).

Основы безопасной эксплуатации средств электросвязи.

Практическое занятие – 2 часа.

Отработка слушателями навыков работы с различными средствами радиосвязи.

Назначение, общее устройство, эксплуатация различных технических средств радиосвязи (радиостанций различных, терминалов спутниковой связи и т.д.). Органы управления и сигнализации средств радиосвязи. Подготовка средств радиосвязи и порядок работы на них.

Дисциплина связи. Нарушения дисциплины связи. Проверка связи. Правила обмена сообщениями. Передача сообщений при плохой слышимости. Оценка качества связи. Назначение, общее устройство, эксплуатация различных технических средств радиосвязи (радиостанций различных, терминалов спутниковой связи и т.д.)

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [4, 7, 22];

нормативные правовые акты [4-5, 8, 11, 14-15, 33, 36, 40, 42-43, 45, 48, 60, 65, 67-68, 72-73].

Тема 1.7. Основы диспетчерской службы.

Лекция –4 часа.

Основные руководящие документы по диспетчерской службе системы МЧС России.

Основные понятия и термины диспетчерской службы системы МЧС России и системы — 112. Порядок высылки сил и средств на пожары и ЧС. Расписание выезда на пожары и ЧС. Район выезда пожарной части. Номера (ранги) вызовов на пожары.

Обязанности персонала ДДС при заступлении на дежурство. Действия диспетчера при получении информации о пожаре, ЧС и иных происшествиях.

Функциональные обязанности диспетчера СОО, ЦУКС, системы – 112. Задачи службы оперативного обеспечения ЦУКС. Организационная структура диспетчерской службы гарнизона пожарной охраны Санкт – Петербурга.

Организация несения диспетчерской службы.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны. Организации связи на пожаре и при ликвидации ЧС.

Организация деятельности ЦУКС. Организация и порядок регистрации и документирования информации на ЦУКС и в системе — 112.

Оформление регламентных документов по диспетчерской службе. Отчеты о работе по тушению пожаров, ликвидации ЧС и иных происшествиях.

Действия диспетчера при получении сообщений о пожаре, аварии, и т.п., от граждан по телефону 01, 112 и городскому телефону. Действия диспетчера при получении анонимного сообщения о готовящемся диверсионном акте (взрыв, авария и т.п.). Действия дежурного диспетчера на период наводнения. Особенности опроса заявителя при получении сообщения о дорожно-транспортном и иных происшествиях.

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [4, 7, 22];

нормативные правовые акты [4-5, 8, 11, 14-15, 33, 36, 40, 42-43, 45, 48, 60, 65, 67-68, 72-73].

Тема 1.8. Общие понятия пожарной тактики и аварийно-спасательных работ при тушении пожаров и ликвидации последствий ЧС.

Лекция – 2 часа.

Понятие о пожарной тактике, общие положения. Этапа развития пожарной тактики.Предмет и задачи пожарной тактики, ее теоретическая и прикладная части. Понятие тушения пожара. Организация пожаротушения и проведение АСР подразделениями ГПС. Прогнозирование возможной обстановки на пожарах и авариях. Классификация пожаров. Зоны и стадии пожара. Параметры развития пожара.Основы прогнозирования и оценки обстановки в районах крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Основные действия пожарных подразделений на пожарах и авариях, прием и обработка сообщения о пожаре (вызове), выезд и следование, проведение разведки; развертывание сил и средств, тушение пожаров и аварийно-спасательные работы, проведение специальных работ, сбор и возвращение к месту постоянного расположения. Основные задачи АСР при ликвидации последствий ДТП.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

дополнительная [2, 5, 8, 15, 17, 20- 22];

нормативные правовые акты [2, 4-5, 11, 14-16, 33-34, 36, 41-42, 45, 49, 60, 63, 67-70, 73-74].

Тема 1.9. Экстренные оперативные и иные службы жизнеобеспечения, вызываемые по единому номеру «112».

Лекция -4 часа.

Назначение, основные задачи и направления деятельности служб МЧС России и реагирования в чрезвычайных ситуациях.

Правовые основы деятельности служб МЧС России. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.

Назначение, основные задачи и направления деятельности служб правоохранительных органов.

Правовые основы деятельности правоохранительных органов. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.

Назначение, основные задачи и направления деятельности служб скорой медицинской помощи и аварийной газовой сети.

Правовые основы деятельности служб скорой медицинской помощи и аварийной газовой сети. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.

Службы жизнеобеспечения ЖКХ субъектов РФ.

Правовые основы деятельности служб ЖКХ. Организационная структура. Выполнение основных функций по назначению. Организация взаимодействия с другими службами, составляющими территориальную подсистему РСЧС.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

дополнительная [2, 5, 8, 15, 17, 20- 22];

нормативные правовые акты [2, 4-7, 9, 11-15, 20, 33-34, 36, 41, 44-46, 50, 55, 59-60, 62-63, 66-71, 73-74].

Тема 1.10. Общие сведения о силах и средствах экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения (техника и оборудование).

Лекция – 4 часа.

Назначение, основные характеристики и порядок применения технических средств служб МЧС России и реагирования в чрезвычайных ситуациях (наземных, авиационных и водных).

Назначение, основные характеристики и порядок применения технических средств правоохранительных органов (наземных, авиационных и водных).

Назначение, основные характеристики и порядок применения технических средств скорой медицинской помощи, службыгазовых сетей, водоканала и т.д. (наземных, авиационных и водных).

Технические средства экстренных оперативных служб. Назначение, основные характеристики и порядок применения технических средств МЧС России, правоохранительных органов, скорой медицинской помощи, службы газовых сетей и т.д.

Использование знаний технических средств экстренных оперативных служб специалистами системы-112 при тушении пожаров, ликвидации ЧС и проведении аварийно — спасательных работ.

Практическое занятие – 4 часа.

Порядок применениятехнических средств экстренных оперативных служб в чрезвычайных и иных ситуациях.

Рекомендуемая литература:

основная [1];

дополнительная [2, 5, 8, 15, 17, 20- 22];

нормативные правовые акты [2, 4-7, 9, 11-15, 20, 33-34, 36, 41, 44-46, 50, 55, 59-60, 62-63, 66-71, 73-74].

Тема 1.11. Система обеспечения вызова экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения по единому номеру «112» (система-112). Назначение, подсистемы и функциональные возможности системы-112.

Лекция – 4 часа.

Назначение и структура системы -112. Необходимость создания системы-112. Опыт функционирования экстренных оперативных служб в России. Цели создания и задачи системы-112 в Российской Федерации. Структура системы-112. Основные подсистемы системы 112: а) телекоммуникационная; б) информационно-коммуникационная; в) консультативного обслуживания;г) геоинформационная; д) мониторинга; е) обеспечения информационной безопасности.

Изучение опыта функционирования служб – 112 стран ЕС и – 911 США.

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [4, 7, 22];

нормативные правовые акты [4-5, 8, 11, 14-15, 33, 36, 40, 42-43, 45, 48, 60, 65, 67-68, 72-73].

Тема 1.12. Система оповещения населения о ЧС. Назначение, состав и функциональные возможности.

Лекция – 2 часа.

Общие положения по организации системы оповещения населения о ЧС. Виды оповещения.

Система оповещения потенциально опасных объектов.

Система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей.

Автоматизированные системы централизованного оповещения населения в субъектах РФ.

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [4, 7, 22];

нормативные правовые акты [4-6, 8, 11, 14-15, 23, 33, 36, 42, 45, 72-73].

Тема 1.13. Основы информационных технологий.

Лекция – 4 часа.

Основные сведения об устройстве персонального компьютера.

Состав персонального компьютера. Назначение, общее устройство и принципы работы.

Программное обеспечение используемое для работы на персональном компьютере.

Программная среда и офисные программы. Назначение и основы использования.

Интернет.

Основные понятия и принципы функционирования сети интернет. Электронный адрес. Национальные сети интернет.

Основы безопасной эксплуатации вычислительной техники.

Практическое занятие – 8 часов.

Основные сведения об устройстве персонального компьютера.

Состав персонального компьютера. Назначение, общее устройство и принципы работы.

Программное обеспечение используемое для работы на персональном компьютере.

Программная среда и офисные программы. Назначение и основы использования.

Интернет. Основные понятия и принципы функционирования сети интернет. Электронный адрес.

Рекомендуемая литература:

основная [1-4];

дополнительная [1, 3, 10, 12, 14, 16, 22];

нормативные правовые акты [43, 49, 72-73].

Тема 1.14. Автоматизированные рабочие места системы 112, ДДС экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения.

Лекция — 4 часа.

Назначение, состав и функциональность автоматизированного рабочего места системы -112, экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения.

Основные и дополнительные подсистемы (приложения), обеспечивающие функционирование автоматизированного рабочего места системы -112, экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения.

Практическое занятие – 12 часов.

Основная рабочая среда диспетчера (оператора) системы-112.

Отработка диспетчером (оператором) системы-112 навыков работы на автоматизированном рабочем места системы -112, экстренных оперативных и иных служб жизнеобеспечения.

Регистрация оператора в системе.

Обслуживание вызовов: исходящий вызов, входящий вызов, автоответ, ручной ответ вызов от старшего смены системы -112.

Заполнение карточки при поступлении входящего вызова на службу 112.

Завершение вызова.

Удержание.

Консультация.

Передача вызова.

Запись разговора.

Блокировка рабочего места.

  1   2
База даних захищена авторським правом ©mediku.com.ua 2016
звернутися до адміністрації

    Головна сторінка
Інформація Автореферат Анализ Диплом Додаток Доклад Задача Закон Занятие Звіт Инструкция

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий